Региональные финансы, финансы региона, финансовый потенциал региона.

Региональный уровень – уровень субъекта РФ с входящими в его состав муниципальными образованиями.

Финансы региона – денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают приемлемые с точки зрения этих территорий уровни производства, товаров и услуг, устойчивый товарообмен и уровень жизни населения.

Финансы региона – составная часть финансовой системы государства. В этом контексте, финансы региона - совокупность денежных экономических отношений, возникающих по поводу формирования, использования и распределения региональных фондов финансовых ресурсов.

При анализе региональных финансов необходимо различать:

1 категория: собственно финансы субъектов РФ, включая:

средства бюджета субъекта;

средства внебюджетных фондов субъекта РФ;

государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

2 категория: финансовый потенциал региона – более емкая категория, которая охватывает все текущие финансовые возможности региона, включая:

консолидированный бюджет, то есть областной бюджет и бюджет муниципальных образований;

внебюджетные фонды;

различные межбюджетные потоки (поступающие трансферты и финансовая помощь бюджетам муниципальным образованиям);

ценные бумаги, эмитированные органами власти и управления субъекта РФ или органами местного самоуправления;

финансовый потенциал организаций и предприятий всех форм собственности;

средства населения и наличные или в банках, или в виде ценных бумаг;

финансовые ресурсы институтов кредитно-банковской системы региона.

Иногда для экономического анализа уровня развития региона в категорию «финансовый потенциал» включают и всю совокупность экономических активов, имеющих стоимостную оценку и способных выступить источником финансовых ресурсов в результате их реализации, залога, аренды. Это основные фонды и природные ресурсы в пределах региона.

Таким образом, финансы региона включаются в финансовый потенциал региона.

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют 3 самостоятельных финансовых подсистемы:

государственная, в том числе самого субъекта;

муниципальных образований, институционально независимых от государства;

юридических и физических лиц.

Финансы частных предприятий не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, но они являются также объектами управления, объектами региональной финансовой политики через инструменты налогообложения или региональных заказов.

Таким образом, все подсистемы финансов региона в совокупности представляют собой прямой слепок с его экономики, его производственной, экономической и ресурсной базы.

Роль финансов региона определяется спецификой тех задач управление, которые реализуются на региональном уровне в федеральной структуре государства с учетом нормативно - закрепленной системы распределения полномочий (предметов ведения) и ответственности Федерации, её субъектов и институтов местного самоуправления

Финансы субъектов РФ основываются на принципах:

самостоятельность;

бюджетный федерализм;

государственная финансовая поддержка (трансферты);

гласность;

прозрачность.

Реализация полномочий органов государственной власти субъекта РФ осуществляется посредством:

участия в разработке проектов федеральных законов и других нормативно-правовых актов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ;

участия в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории субъекта;

создания условий для активизации инвестиционных процессов, формирования благоприятного инвестиционного климата, включая стимулирование притока иностранных инвестиций в субъект РФ.

Финансы субъекта зависят от совокупности факторов социально-экономического развития, что в свою очередь отражается на его возможностях по формированию бюджета и социальных внебюджетных фондов.

3. Региональные бюджеты: содержание, функции, структура доходов и расходов территориальных бюджетов.

Региональный бюджет – бюджет субъекта РФ.

Статус региональных бюджетов двойственный:

они имеют самостоятельные источники доходов бюджета и направления расходования средств;

они занимают промежуточное положение в бюджетной системе государства, так как получают финансовую помощь и предоставляют её.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений (преимущественно), а также неналоговых платежей.

Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Расходы региональных бюджетов характеризуются следующим:

исключительно из расходной части региональных бюджетов финансируется:

деятельность органов государственной власти и управления субъекта РФ;

проведение выборов, референдумов;

деятельность СМИ;

формирование государственной собственности, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности региона;

поддержание и развитие дорожной сети регионального значения;

реализация региональных целевых экономических и социальных программ;

обслуживание и погашение государственного долго субъекта РФ;

оказание финансовой помощи местным бюджетам;

осуществление международных и внешнеэкономических связей;

в обязательном порядке компенсируются расходы местных бюджетов или недополучение доходов местными бюджетами из-за принятия органами власти субъекта РФ решений, повлекших эти изменения.

долевое финансирование из региональных бюджетов (совместно с федеральными и муниципальными бюджетами):

государственная поддержка отраслей промышленности (кроме атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства, развитие рыночной инфраструктуры;

НИОКР, обеспечивающие НТП;

обеспечение правоохранительной деятельности;

противопожарная безопасность;

охрана окружающей среды;

развитие федеральных и национальных отношений;

для комплексной характеристики процессов образования и исполнения всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы используется территориальное сводное финансовое планирование. Сводный финансовый баланс предполагает сведение различных видов финансовых планов:

финансовые планы хозяйствующих субъектов и организаций;

территориальных бюджетов;

баланс денежных доходов и расходов населения.

Эти планы отражают процесс создания, распределения и перераспределения национального дохода на данной территории.

Таким образом, главная задача сводного баланса – определение объемов финансовых ресурсов, созданных, потупивших и использованных в регионе (централизовано, децентрализовано).

Сводный финансовый баланс не является оперативным финансовым планом. База для его разработки:

показатели территориальных, экономических, финансовых, статистических органов;

данные профсоюзных организаций;

данные подразделений территориальных органов власти;

экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона;

показатели проектов, планов экономического и социального развития территории;

бюджетные показатели (территориальных и муниципальных бюджетов);

баланс доходов и расходов всех предприятий и организаций данной территории вне зависимости от их ведомственной подчиненности.

Форма и состав показателей следующая:

по горизонтали выделяют показатели:

год, предшествующий отчетному;

текущий год;

планируемый год.

по вертикали выделяют показатели:

доходы: статьи, сумма;

расходы: статьи, сумма;

разница между расходами и доходами (если расходы превышают доходы, указывается источник покрытия дефицита).

Наши рекомендации