Перед открытием предприятия

Предположим, что вы уже располагаете достаточной информацией для оценки вашей идеи: данными по товарам или услугам конкурентов, сведениями о стоимости оборудования и о потенциальных потребителях. Без сомнения, если даже вас поднять среди ночи, вы без запинки сможете рассказать обо всем этом. Однако это не заменит детального изложения вашей идеи в письменном виде с освещением таких аспектов, как финансы, маркетинг и управление.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Рассмотрим вашу идею. Постарайтесь подробно ответить на следующие вопросы:

1. Как отразится на рентабельности вашего бизнеса повышение или понижение на 20% планового объема реализации?

2. Если ваш объем реализации повышается на 20%, и вам нужно принять на работу дополнительный персонал, сколько времени вы потратите на набор людей и их обучение по специальности? Справитесь ли вы с текущей работой в этот период?

3. Если ваш объем реализации на 20% ниже планового, сможете ли вы покрыть накладные расходы вашего бизнеса, такие, как затраты на аренду помещений?

4. Как отразится такое изменение плановых показателей реализации на других аспектах вашей деятельности? Справится ли ваш административный персонал со своими функциями в такой обстановке? Хватит ли у вас в офисе телефонных аппаратов и рабочих столов?

5. На чем были основаны ваши плановые показатели?

На простом предположении, или же вы можете доказать, что данные показатели основаны на объективной оценке ситуации на начальном этапе деятельности предприятия?

Ну, как? Вы все еще не убеждены, что даже для самой малой фирмы бизнес-план совершенно необходим?

Очень просто обойти вниманием вопросы, по которым у вас нет информации, но при этом вы подвергаете ваш бизнес риску. А если ваша идея будет изложена на бумаге, это заставит вас детально ее проанализировать, а также проверить ваши предположения.

Например, вы нашли местного поставщика сырья. Не стоит полагаться на то, что материалы будут вам доставляться на место. В плане нужно предусмотреть способ доставки сырья на ваше предприятие, его складирование, минимальный и максимальный объем закупок.

В бизнес-плане должны найти свое отражение цели, определенные вами для этого бизнеса, причем они должны быть:

Ясными

Измеримыми

Достижимыми

Например, если вы открываете магазин, то следует представить ваши планы реализации в цифрах, а не просто упомянуть что-то вроде "максимально возможных объемов". Четко сформулированные цели проходят красной нитью по всей стратегии вашего бизнеса и поднимают вопросы, которые вы могли упустить из виду.

"Если вы не знаете, к чему идете, то не сможете оценить ни ваших успехов, ни провалов."

"Некоторые не видят особой необходимости в составлении бизнес-плана; считают, что это - пустая трата времени, и хотят скорее начать работать. Без плана вы будете бросаться из стороны в сторону, и, возможно, ваши решения будут не самыми верными. Если вы не знаете, к чему идете, то не сможете оценить ни ваших успехов, ни провалов."

Джон Форд, "Королевский Молодежный Бизнес-Трест" (Prince's Youth Business Trust), Лондон.

Baш план должен представлять ваш бизнес во всех аспектах, и в частности:

Цели вашего предприятия

Товары или услуги, предлагаемые вашим предприятием Люди, участвующие в создании товаров или услуг Способ создания продукции или предоставления услуг Состояние рынка ваших товаров или услуг Будет ли на них спрос, и кто ваши конкуренты Помещения и оборудование для вашего предприятия Финансовые предположения и обоснование проекта Анализ "чувствительности", описывающий, что случится, если реальная обстановка будет отличаться от предположений, использованных при планировании.

Теперь ваш план - это руководство по ведению дел нового предприятия, ибо при его подготовке вы всесторонне изучили вашу идею. В некоторых случаях вы должны будете исходить из предположений, но постарайтесь по возможности подкреплять их фактическими данными, а не умозрительными заключениями. Если таковых нет, то можно учесть воздействие ряда фактических величин. Например, при планировании объема реализации можно предусмотреть три сценария развития событий: превышение уровня плановой реализации, соответствие уровню, реализация ниже планового объема. Это даст вам возможность предусмотреть все варианты решений и вскроет те разделы бизнес-плана, которые еще требуют доработки.

Не обязательно делать большой бизнес-план, но он должен быть достаточно емким, чтобы детально представить результаты исследования различных аспектов вашего бизнеса.

"Бизнес-план готовится для того, чтобы проверить, будет ли ваше будущее предприятие прибыльным."

"Бизнес-план на самом деле готовится для того, чтобы проверить, будет ли ваше будущее предприятие прибыльным. Проще говоря это -карта, по которой вы определяете свой маршрут движения к намеченной цели сквозь частокол экономических проблем. Это живой документ; его нужно регулярно корректировать; он не для того, чтобы мельком взглянув на него, положить в ящик и забыть."

Арчи Кэмпбслл, партнер-консультант по вопросам бизнеса, фирма "Делойт Туш и Томацу" (Deloitte Touche & Tomatsu), Лондон.

Наши рекомендации