Нормативы минимальных размеров предоставляемых под погребение земельных участков

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….

Глава 1. Система нормативно-правового регулирования похоронной деятельности в Российской Федерации…………………………………….

§ 1. Анализ понятий погребения и мест погребения………………….

§ 2. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения………………………………………………………………………

Глава 2. Проблемы развития сферы ритуально-похоронного обслуживания и пути их решения…………………………………………..

§ 1. Гарантии осуществления погребения………………………………

§ 2. Современные проблемы организация похоронного дела в

России…………………………………………………………………….

ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО ЗВУЧАТЬ СЛОВО ПРОБЛЕМЫ

Заключение……………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………….

Приложения……………………………………………………………..

ОБЯЗАТЕЛЬНО 3 ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена интенсивным развитием института ритуально-похоронного дела в современном российском обществе, детерминирующего появление множества новых проблем с точки зрения как содержательных характеристик данного института, так и развития общества в целом. Смена политического режима в нашей стране, плюрализация собственности, развитие рыночных отношений на рубеже 90-х годов XX века привели к кардинальным структурным преобразованиям института ритуально-похоронного дела. Изменяется содержательная сторона функционирования ритуально-похоронного дела, происходят серьезные сдвиги в его организации. Под воздействием социально-экономических условий возникают новые похоронные практики, связанные с проведением и организацией похорон, развивается производство различной ритуально-похоронной продукции и аксессуаров, создаются объекты похоронного назначения и мемориалы.

Однако трансформация института ритуально-похоронного дела в современных условиях сопряжена с рядом социокультурных и экономических проблем, связанных с коммерциализацией ритуально-похоронной сферы и отсутствием должного контроля со стороны общества и государства за деятельностью субъектов ритуально-похоронного дела. Ориентация похоронной отрасли на конъюнктуру рынка способствовала превращению ритуально-похоронного дела в бизнес и наложила свой отпечаток на все, что связано с развитием сферы ритуально-похоронного обслуживания, придав тем самым этической стороне процедуры захоронения второстепенное значение.

Число практических проблем после вступления в силу Закона о погребении не сократилось, а механизмы их решения остались неисследованными. Общественная активность похоронного сообщества демонстрирует нежелание консолидироваться на конструктивной основе. Социально-психологическая атмосфера в отрасли сегодня продолжает оставаться далекой от цивилизованной. Таким образом, можно отметить, что исследование вопроса состояния нормативной базы похоронной сферы на сегодняшний день весьма актуально. Существующее похоронное законодательство нуждается в совершенствовании.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере похоронной отрасли. Предметом исследования правовые нормы, регулирующие деятельность системы государственного управления похоронным делом, предприятий похоронного обслуживания различных форм собственности и потребности в похоронных услугах.

Цель настоящего исследования состоит в проведении детального анализа нормативного регулирования похоронной деятельности, похоронного дела и разработка практических рекомендаций по совершенствованию похоронного дела как одного из важнейших видов социально-культурной деятельности.

Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:

- осуществить анализ понятий погребения и мест погребения,

- проанализировать систему нормативно-правового регулирования требований к содержанию мест погребения,

- определить основные проблемы реализации гарантий осуществления погребения,

- выявить роль и степень участия, а также основных направлений деятельности органов местного самоуправления в современной организации похоронного обслуживания населения;

- разработать комплекс правовых мер по совершенствованию похоронного обслуживания.

Среди российских и зарубежных исследователей конца XX столетия, посвятивших свои труды изучению сферы ритуальных услуг, роли государственного сектора, механизму и степени его участия в ее развитии, можно назвать следующих: Е.Н. Жильцов, A.M. Бабич, Е.В. Егоров, Л.И. Якобсон, А.В. Шаронов, В.Н. Казаков и др.

Нормативную базу исследования составили действующие законодательные, нормативно-правовые акты, регулирующие сферу похоронной деятельности: Гражданский Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О погребении и похоронном деле в Российской Федерации», Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", Федеральный закон «О защите конкуренции», Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите отечества», Указ Президента РФ «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг" и др.

Теоретическую основу исследования составили публикации, статьи, практические материалы, освещающих вопросы похоронной сферы таких авторов, как Елютина C.B., Лопашенко Н.А., Филиппова C.B., Шокель А.С. и др.

Методической основой исследования является диалектический метод познания – материалистическая диалектика; общенаучные методы исследования: исторический и логический, анализа и синтеза, дедукции и индукции; частнонаучные методы: логико-формальный, системного анализа, моделирования и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит том, похоронная деятельность – это та сфера жизни, с которой сталкивается любой человек, и для того, чтобы предотвратить возможность возникновения проблемных вопросов, ситуаций, нашего государство должно обеспечить наиболее благоприятную правовую основу, как деятельности похоронных служб, так и потребителей их услуг. Поэтому знание действующего законодательства в сфере похоронной деятельности является просто необходимым.

Структура работы соответствует целям и задачам исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Правовой статус специализированных служб по вопросам похоронного дела в современных условиях остается неопределенным. В судебной практике по-разному решается вопрос о том, обязаны ли органы местного самоуправления создавать такие службы в форме муниципальных предприятий (учреждений) либо оказание гарантированного перечня услуг по погребению может осуществляться коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании муниципального контракта.

2. Финансовое обеспечение ритуальных услуг на государственном уровне осуществляется по различным каналам. Отсутствие серьезной юридической проработки правовых норм, регулирующих многоканальное финансирование ритуальных услуг, с участием широкого круга субъектов, использующих федеральный бюджет, приводит к тому, что гарантированное Конституцией Российской Федерации право человека гражданина на защиту чести и достоинства не только при жизни, но и после смерти, не всегда реализуется в полном объеме и надлежащем виде.

3. Отсутствуют централизованно утвержденные нормативные документы, определяющие финансовые нормы и нормативы ритуальных услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, необходимые для согласования расчета стоимости с соответствующими органами (государственными внебюджетными фондами) и для применения органами местного самоуправления.

4. Трансформация института ритуально-похоронного дела в современных условиях сопряжена с рядом социокультурных и экономических проблем, связанных с коммерциализацией ритуально-похоронной сферы и отсутствием должного контроля со стороны общества и государства за деятельностью субъектов ритуально-похоронного дела. Ориентация похоронной отрасли на конъюнктуру рынка способствовала превращению ритуально-похоронного дела в бизнес и наложила свой отпечаток на все, что связано с развитием сферы ритуально-похоронного обслуживания, придав тем самым этической стороне процедуры захоронения второстепенное значение.

5. Законодательная охрана сферы изъятия и использования органов или тканей человека не лишена пробелов и трудностей в правоприменении. Количество спорных ситуаций не уменьшается и в случае, когда волеизъявление умершего существует. В законодательстве отсутствуют четкие требования относительно того, в какую форму должно быть облечено письменное волеизъявление о достойном отношении к телу после смерти, а также чьи свидетельские показания и в каком количестве считаются достаточными для подтверждения воли покойного, выраженной устно.

6. Запрет, предусмотренный ст. 244 УК РФ, является основным средством уголовно-правовой охраны похоронной культуры, но возможности его использования недооцениваются правоприменителями, преимущественно ориентированными на шаблонное применение данной нормы. Дискуссионным является вопрос об ответственности за хищение предметов из могил и с могил.

ЭТИ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗЯТЫ И СООТВЕТСТВУЮТ ЗАКЛЮЧЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе проведен анализ современного состояния похоронного дела в Российской Федерации, дана разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере общественных отношений.

Проведенный анализ законодательства показал, что погребение это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).

Решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

Захоронение может осуществляться на общественных, вероисповедальных, воинских кладбищах и военных мемориальных кладбищах, семейных (родовых) захоронениях. Также могут быть старые военные и ранее неизвестные захоронения, стены скорби, крематории.

Увековечению памяти и погребению в местах почетных захоронений Челябинской области подлежат умершие лица, имевшие особые заслуги перед Российской Федерацией, Челябинской областью и городом Челябинском.

В работе показано, что создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории не допускается. Размер территории кладбища не может превышать 40 га.

В работе исследованы гарантии осуществления погребения. Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, после смерти имеет гарантии на погребение с учетом его волеизъявления. Это данное им при жизни пожелание о судьбе его тела после смерти. Такое пожелание может включать согласие или несогласие: быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию; на изъятие органов и (или) тканей из его тела; волеизъявление быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; доверие исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

При предъявлениисправки о смерти назначается социальное пособие на погребение. Размер его ежегодно индексируется. Так, в 2014 году данное пособие составляло 5002,16 рубля. Актуальным является вопрос о том, в каком размере социальное пособие на погребение должно выплачиваться в случае, если смерть работника имела место до индексации, а обращение за пособием - после таковой.

Анализ действующего российского законодательства и практики показал, что существующие сегодня социальные гарантии в похоронной сфере являются явно недостаточными для проведения достойных похорон малообеспеченными слоями населения, которые вынуждены довольствоваться лишь минимальным комплектом услуг. Установлено, что существенным критерием статусной самоидентификации, различий в уровне и качестве жизни выступает механизм ранжирования мест на кладбище, где помимо законодательно закрепленной классификации, места на кладбище подразделяются на «элитные» участки, плановые могилы и места «социальных захоронений», где хоронят так называемых «безродных». Место расположения могилы является своеобразной визитной карточкой покойного, универсальным напоминанием о той ступеньке, что занимал покойный на социальной лестнице.

Переход России к рыночным условиям позитивно повлиял на развитие похоронной отрасли: существенно расширился ассортимент услуг, исчез дефицит предметов похоронного назначения, появились новые объекты траурной обрядности, частные крематории, частные кладбища и кладбища домашних животных, новые формы и методы обслуживания. Появилось большое количество частных похоронных агентств, готовых за соответствующую плату полностью освободить граждан, понесших тяжелую утрату, от всех забот, связанных с организацией похорон. В тоже время отмечается жесткая конкуренция и попытки монополизации со стороны объединений сходной целевой направленности.

Специфической чертой современной ритуально-похоронной отрасли стало усиление мемориальных практик и появление новых способов почтить память умерших, возникших под влиянием распространения сети Интернет и других средств массовой информации.

При выполнении задач исследования выявлен ряд проблем и предложены пути их решения.

1. Правовой статус специализированных служб по вопросам похоронного дела в современных условиях остается неопределенным - в судебной практике, в частности, по-разному решается вопрос о том, обязаны ли органы местного самоуправления создавать такие службы в форме муниципальных предприятий (учреждений) либо оказание гарантированного перечня услуг по погребению может осуществляться коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании муниципального контракта.

2. Вопрос о том, на каком юридическом праве и соответственно с заключением или без заключения какого-либо специального договора предоставляются земельные участки под захоронение, - это еще один пробел законодательства о погребении и похоронном деле, но по сложившейся практике предоставление гражданам земельных участков под захоронение не влечет возникновения у них каких-либо вещных или обязательственных прав на него. Таким образом, участок земли под захоронение не выступает товаром на рынке ритуальных услуг, его предоставление является публичной услугой.

3. Финансовое обеспечение ритуальных услуг на государственном уровне осуществляется по различным каналам. Отсутствие серьезной юридической проработки правовых норм, регулирующих многоканальное финансирование ритуальных услуг, с участием широкого круга субъектов, использующих федеральный бюджет, приводит к тому, что гарантированное Конституцией Российской Федерации право человека гражданина на защиту чести и достоинства не только при жизни, но и после смерти, не всегда реализуется в полном объеме и надлежащем виде.

4. Отсутствуют централизованно утвержденные нормативные документы, определяющие финансовые нормы и нормативы ритуальных услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, необходимые для согласования расчета стоимости с соответствующими органами (государственными внебюджетными фондами) и для применения органами местного самоуправления.

5. Трансформация института ритуально-похоронного дела в современных условиях сопряжена с рядом социокультурных и экономических проблем, связанных с коммерциализацией ритуально-похоронной сферы и отсутствием должного контроля со стороны общества и государства за деятельностью субъектов ритуально-похоронного дела. Ориентация похоронной отрасли на конъюнктуру рынка способствовала превращению ритуально-похоронного дела в бизнес и наложила свой отпечаток на все, что связано с развитием сферы ритуально-похоронного обслуживания, придав тем самым этической стороне процедуры захоронения второстепенное значение.

6. Законодательная охрана сферы изъятия и использования органов или тканей человека не лишена пробелов и трудностей в правоприменении. Представляется целесообразным согласиться с предложением по замене презумпции согласия презумпцией несогласия на изъятие органов или тканей у человека после его смерти, так как это может привести к совершению убийств в целях получения органов или тканей умерщвленного человека.

Количество спорных ситуаций не уменьшается и в случае, когда волеизъявление умершего существует. В законодательстве отсутствуют четкие требования относительно того, в какую форму должно быть облечено письменное волеизъявление о достойном отношении к телу после смерти, а также чьи свидетельские показания и в каком количестве считаются достаточными для подтверждения воли покойного, выраженной устно.

7. Запрет, предусмотренный ст. 244 УК РФ, является основным средством уголовно-правовой охраны похоронной культуры, но возможности его использования недооцениваются правоприменителями, преимущественно ориентированными на шаблонное применение данной нормы. Объективная сторона преступления выражается в действии - надругательстве над телами умерших либо в уничтожении, повреждении или осквернении мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением. Дискуссионным является вопрос об ответственности за хищение предметов из могил и с могил.

Уголовные кодексы Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Туркменистана, Киргизии, Литовской Республики предусматривают ответственность не только за надругательство над трупом или могилой, но и за похищение трупа, либо похищение предметов, находящихся в захоронении.

Специальной нормы, которая предусматривала бы уголовную ответственность за хищения (кражи) предметов, находящихся непосредственно в самих могилах, в настоящее время нет. Представляется, что такое деяние должно составлять особое преступление, отличное от состава кражи.

Представляется, что деяние, представляющее собой изъятие и (или) обращение имущества, помещенного родственниками или иными близкими умершего вместе с ним в могилу, посягает на два самостоятельных объекта: общественную нравственность (ст. 244 УК РФ) и отношения собственности (ст. ст. 158 или 164 УК РФ). Таким образом, посягатель совершает два самостоятельных преступления, каждое из которых содержит признаки состава оконченного преступления, поэтому в рассмотренном случае содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 244 и п. "б" ч. 2 ст. 158 или ст. 164 УК РФ.

8. В целях совершенствования законодательной регламентации и дифференциации уголовной ответственности за преступные деяния, предусмотренные ст. 244 УК РФ, предлагается изложить соответствующую норму в следующей редакции:

«Статья 244. Похоронное святотатство

«1. Надругательство над телом, останками или прахом умершего человека, в том числе мертворожденного в период от 22 недель беременности, либо уничтожение, повреждение или осквернение места захоронения, надмогильного сооружения или здания, предназначенного для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

в) в отношении места захоронения погибших в борьбе с фашизмом или жертв фашизма, либо скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма;

г) с применением насилия или с угрозой его применения;

д) с причинением значительного ущерба собственнику или иному владельцу надмогильного сооружения или здания, предназначенного для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением;

е) с похищением погребенного имущества, -

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Под надругательством в настоящей статье понимается незаконное действие или бездействие, грубо противоречащее достойному отношению к телу человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, сложившимися в обществе, в том числе допустимым формам погребения.

Предлагаем внести в действующее законодательство изменения, направленные на усиление уголовно-правовой охраны памяти погибших при защите Отечества, и полагаем целесообразным дополнить УК РФ самостоятельной статьей, предусматривающей уголовную ответственность за надругательство над увековечением памяти погибших при защите Отечества.

В целях обеспечения адекватного уголовно-правового противодействия организованной преступности в сфере посмертного донорства следует предпринять одну из следующих законодательных мер:

–увеличить максимальный размер санкции в ч. 2 ст. 244 УК РФ (хотя бы на один год) с тем, чтобы надругательство над телами умерших, совершенное организованной группой, в том числе в форме незаконного изъятия органов и (или) тканей у донора-трупа, перешло в разряд тяжких преступлений (надлежащий уровень уголовно-правовой репрессии будет обеспечен в виду возможности применения действительно суровой ст. 210 УК РФ);

Включить в УК РФ статью 244.1 следующего содержания:

«Статья 244.1. Незаконное посмертное донорство

«1. Умышленное изъятие органов и (или) тканей у трупа человека для трансплантации при отсутствии на то законных оснований –

наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные правовые акты:

1. Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.//СПС «КонсультантПлюс»

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ.2014. N 31. Ст. 4398.

И.т.д.

II. Научная литература:

3. Агафонова М. Хищения из могил и с могил // Уголовное право. 2014. N 2. С. 4 - 15.

4. Гаврилина Т.А. Некоторые вопросы правового режима финансирования ритуальных услуг // Финансовое право. 2014. N 7. С. 42 - 48.

5. Грачев Р.Ю. Особенности антимонопольного регулирования рынка ритуальных услуг // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2012. N 1. С. 104 - 111.

6. Грачев Р.Ю., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

И.т.д.

III. Ресурсы Интернет:

7. Евпланов А. Что огород, что кладбище... Деление земель на категории в зависимости от назначения собираются отменить // http://www.rg.ru/2011/10/18/zemli.html.

И.т.д.

IV. Судебная и иная правоприменительная практика:

8. Постановление Европейского суда по правам человека по делу "Масхадова и другие" (MASKHADOVA AND OTHERS) против Российской Федерации (жалоба N 18071/05) (Страсбург, 6 июня 2013 г.)//СПС «Консультант Плюс»

9. Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1761-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шпенглер Веры Андреевны на нарушение ее конституционных прав статьей 21 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"//СПС «Консультант Плюс»

И.т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Нормативы минимальных размеров предоставляемых под погребение земельных участков

Количество погребений в одном уровне на одном месте Размеры, м
ширина длина (в глубину)
1,0 2,00
1,8 2,00
2,6 2,00
3,6/1,8 2,00/4,00
2,6 4,00
2,6 4,00

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

Отпечатано в 2 экземплярах

Библиография ________ наименований

Один экземпляр сдан на кафедру

« 12 » мая 2015

число месяц год

Коваленко Ольга Владимировна ____________________

(Фамилия, имя, отчество) (подпись)

Наши рекомендации