Налоговые органы как участники налоговых

Правоотношений

Систему налоговых органов в Республике Беларусь возглавляет Министерство по налогам и сборамРеспублики Беларусь в структуру которого входят: 1) коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата МНС, представителей общественных объединений МНС и других работников налоговых органов (всего 15 человек) для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов, выработки решений по ним; 2) главные управления, управления и отделы.

В целях реализации полномочий МНС в административно-территориальных единицах Республики Беларусь создаются инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах.

Для разработки предложений о совершенствовании налоговой системы при МНС создается консультативный совет. Состав консультативного совета и положение о нем утверждается МНС.

Компетенция налоговых органов и их должностных лиц на территории Республики Беларусь в основном закреплена в НК и постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (далее – постановление № 1592). Так, в соответствии с п. 4 постановления № 1592 МНС выполняет следующие задачи:

1) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, в случаях, установленных законодательными актами, пеней, штрафов;

2) осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья;

3) осуществление контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;

4) учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

5) разработка предложений об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;

6) осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;

7) предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции;

8) разработка (участие в разработке) международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

Функции МНС определены п. 5 постановления № 1592, к которым, в частности, относятся:

1) осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты иных обязательных платежей в бюджет;

2) осуществление валютного контроля (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты);

3) проведение разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларировании физическими лицами доходов и имущества, издание нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к его компетенции, разработка и утверждение форм налоговых деклараций (расчетов), отчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также отчетов инспекций МНС;

4) рассмотрение в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

5) проведение анализа отчетных данных, результатов проверок, осуществляемых налоговыми органами, на основании которого разрабатывает предложения о совершенствовании деятельности инспекций МНС;

6) осуществление иных функций, предусмотренных законодательством.

Права налоговых органов и их должностных лиц подробным образом детализированы в НК (ст. 81). В соответствии с данной статьей налоговые органы и их должностные лица обладают следующими правами:

1) получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

2) принимать наличные денежные средства в счет уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном законодательством;

3) вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;

4) вносить представления (предложения) о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

5) выносить лицензиату требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и устанавливать срок их устранения;

6) вносить представление в лицензирующий орган о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности в случаях, установленных законодательными актами;

7) в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления): о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя; о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными; о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного) лица; об экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязанного лица); о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, учредителей (участников) или других лиц, в том числе руководителя организации, имеющих право давать обязательные для организации указания либо имеющих возможность иным образом определять ее действия; другие иски (заявления), предусмотренные законодательством;

8) в порядке, установленном законодательными актами, обращаться к нотариусу за совершением исполнительных надписей о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица), за исключением имущества плательщика (иного обязанного лица) – организации;

9) получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

10) получать сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о представлении персональных данных; представлять государственным органам и организациям такие данные в целях погашения задолженности по пеням, административным взысканиям в соответствии с законодательными актами;

11) на основании письменного запроса требовать от банков проведения идентификации держателей электронного кошелька и представления сведений обо всех его операциях с электронными деньгами, если держатель электронного кошелька предлагает неопределенному кругу лиц перечислить ему электронные деньги в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права;

12) при проведении проверки проверять у плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от плательщиков (иных обязанных лиц), необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся их деятельности и имущества, проверять наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество;

13) производить личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

14) взыскивать в установленном НК порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;

15) проводить мероприятия по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов в порядке, установленном НК;

16) вводить временное ограничение на снятие плательщиками (иными обязанными лицами), имеющими задолженность по платежам в бюджет, транспортных средств с учета в компетентном органе;

17) приостанавливать в случаях, установленных НК, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

18) проводить мониторинг в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

19) иметь доступ на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном ст. 74 НК и иными законодательными актами;

20) требовать в ходе проведения проверки от представителей плательщика (иного обязанного лица) проведения инвентаризации имущества, а также проверять ее результаты и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

21) в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

22) вносить в компетентные органы предложения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь;

23) проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций;

24) при проведении проверки использовать в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

25) изымать при проведении проверки (за исключением камеральной) в порядке, установленном НК и иными законодательными актами, оригиналы документов плательщика (иного обязанного лица) либо требовать представления выписок из них или копий;

26) в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, производить арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются предметами нарушения налогового и иного законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства;

27) осуществлять деятельность по технической и (или) криптографической защите информации в части удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, представляемого в налоговый орган либо налоговым органом, а также в части оказания услуг по распространению открытых ключей проверки подписи;

28) изымать при проведении проверки (за исключением камеральной) в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, кассовое оборудование для направления на техническое освидетельствование;

29) в случаях и порядке, установленных законодательством, при проведении проверки (за исключением камеральной) на срок, не превышающий срок проведения проверки, направлять с изъятием или без изъятия игровые автоматы на техническое освидетельствование.

Кроме указанных, налоговые органы и их должностные лица имеют и другие права, осуществляемые в ходе реализации их главной задачи.

Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности. Налоговые органы и их должностные лица обязаны (ст. 82 НК):

1) действовать в строгом соответствии с законодательством;

2) корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;

3) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);

4) вести учет плательщиков (в установленных случаях – иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;

5) давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства, в том числе по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами (областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды) – по вопросам определения налоговой базы экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

6) в порядке, установленном законодательством, проводить проверки;

7) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном НК;

8) требовать от плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

9) в порядке, установленном НК, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

10) выдавать по заявлению плательщика (иного обязанного лица) выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней;

11) направлять (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении плательщика (иного обязанного лица) заказным письмом с уведомлением о вручении (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения решения или о дате его направления по месту жительства физического лица или по месту нахождения организации;

12) соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах);

13) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

14) вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленных законодательством;

15) передавать в порядке, установленном законодательством, материалы проверок, иные материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность, в органы уголовного преследования в соответствии с их компетенцией;

16) отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов;

17) представлять информацию об уплате соответствующих налогов по требованию: нотариуса, удостоверяющего сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом); регистратора, осуществляющего государственную регистрацию нотариально не удостоверенных сделок об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом;

18) представлять по заявлению плательщика (иного обязанного лица) информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций в целях исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления.

Налоговые органы несут также и другие обязанности, определенные законодательными актами.

Наши рекомендации