Приобретение материалов по договору купли-продажи

Тема 2. Учет материалов

Поступление материалов

Правила формирования в бухгалтерском учете организации информации о материально-производственных запасах (далее - МПЗ) установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее - ПБУ 5/01). В целях бухгалтерского учета МПЗ организации используют еще один документ - Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания N 119н).

ПБУ 5/01 к МПЗ организации относит:

- сырье, материалы и другие активы, используемые при производстве продукции в течение периода, не превышающего 12 месяцев;

- активы, предназначенные для продажи (товары, готовая продукция);

- активы, используемые для управленческих нужд организации в течение периода, не превышающего 12 месяцев.

МПЗ могут поступать в производственную организацию различными способами: приобретаться за плату у поставщиков, изготавливаться собственными силами, вноситься в счет вклада в уставный капитал, поступать по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, кроме того, организация может получать материалы и безвозмездно.

Запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, определение которой зависит именно от способа их поступления в организацию.

Приобретение материалов по договору купли-продажи

Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, оговоренных в законодательстве Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 5/01).

Фактические затраты на приобретение формируются:

- из сумм, уплачиваемых по договору поставщику (продавцу);

- сумм, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

- таможенных пошлин;

- невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением единицы запасов;

- вознаграждений посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

- затрат по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию: в частности, затрат по заготовке и доставке МПЗ; затрат по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; оплаты услуг транспорта по доставке запасов до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором; начисленных процентов по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленных до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ процентов по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

- затрат по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают расходы организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

- иных затрат, непосредственно связанных с приобретением запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с таким приобретением.

Организация может учитывать материалы либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам (с последующей корректировкой возникающих отклонений между учетными ценами и фактической себестоимостью).

Порядок учета материалов должен быть закреплен в учетной политике.

Учет материалов по учетным ценам организуют с использованием счетов 15 и 16 (подробнее смотрите счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей").

Если организация учитывает материалы по фактической себестоимости, все затраты, связанные с их приобретением, отражайте непосредственно на счете 10.

Дебет 10 Кредит 60 (76, ...)

- оприходованы материалы по фактической себестоимости (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60 (76, ...)

- учтен НДС (на основании счета-фактуры поставщика).

После того как материалы будут оплачены, сделайте записи:

Дебет 60 (76, ...) Кредит 51 (50, ...)

- выплачены деньги поставщику материалов;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- НДС принят к вычету.

Как учитывают транспортно-заготовительные расходы

К транспортно-заготовительным расходам, связанным с приобретением материалов, относятся:

расходы по транспортировке и хранению материалов;

вознаграждения, уплаченные посредническим организациям, через которые приобретены материалы;

расходы по таре;

затраты на оплату работникам командировочных расходов, непосредственно связанных с покупкой и доставкой материалов;

расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых приемкой, хранением и отпуском материалов;

таможенные пошлины и иные платежи, связанные с импортом материалов;

недостачи и потери от порчи материалов в пути в пределах норм естественной убыли;

прочие расходы, связанные с приобретением материалов.

Транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из трех способов:

включать в фактическую себестоимость материалов (то есть учитывать эти расходы на том же субсчете счета 10, что и сами материалы);

отражать на отдельном субсчете счета 10 (например, на субсчете 10-10 "Транспортно-заготовительные расходы");

учитывать на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Ваша организация может выбрать любой из этих способов учета транспортно-заготовительных расходов. Этот выбор нужно отразить в учетной политике.

Учет неотфактурованных поставок

Запасы, поступившие на склад без расчетных документов поставщиков (неотфактурованные поставки), оформляются актом о приемке материалов типовой ф. № М-7 как поставки, имеющие количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика.В приемном акте делается запись "Неотфактурованные поставки" и производится оценка полученных запасов по учетным ценам.

В качестве учетной цены запасов согласно учетной политике организации может быть указана:

· планово-расчетная цена запасов, установленная по их видам плановым отделом на определенный отчетный период – как правило, отчетный год. В этом случае по установленным ценам учитываются все запасы как при их принятии на учет, так и при списании на производство или использовании на иные цели;

· договорная цена – цена поставщика, установленная в договоре поставки;

· фактическая себестоимость покупных запасов (рыночная стоимость), сложившаяся на остаток запасов на начало отчетного месяца, в оценке, принятой в положении по учетной политике

После оприходования запасов приемные акты передаются с приложением имеющихся документов в бухгалтерию. В дальнейшем второй экземпляр акта необходимо направить поставщику для подтверждения принятия запасов и отсутствия претензий.

В бухгалтерии проверяют, не относятся ли приемные акты на данные запасы к тем счетам поставщиков, по которым запасы числятся в учете как находящиеся в пути. Если условиями договора предусмотрено, что право собственности на полученные запасы переходит к покупателю после их оплаты, т. е. возможность их использования в производстве и на иные цели наступает после осуществления расчетов, то данные запасы, как и обязательства перед поставщиками, учитываются за балансом на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" до момента их оплаты.

В бухгалтерии стоимость запасов, поступивших как неотфактурованные поставки, отражается в специальной ведомости учета неотфактурованных поставок. В данной ведомости запасы, поступившие на склад, отражаются по учетным ценам по их видам и поставщикам. Ведомость открывается на год и служит регистром аналитического учета поставок.

Д10 К60

По мере поступления счетов поставщиков в ведомости производятся сторнировочные записи сумм, ранее записанных по приемным актам.

Д10 К60 - сторно

В конце месяца в ведомости подсчитывается общая стоимость запасов, принятых на учет в отчетном месяце как неотфактурованные поставки, и суммы сторно за тот же месяц, после чего выводится сальдо запасов, учтенных как неотфактурованные поставки на конец месяца.

При поступлении в следующем месяце счетов-фактур за материалы, числящиеся в составе неотфактурованных поставок, совершается следующая запись:

Д-т 10 К-т. 60

отражается стоимость запасов согласно счету-фактуре;

Д-т 19 К-т сч. 60

отражается НДС согласно счету-фактуре.

Если документы на полученные запасы, учтенные как неотфактурованные поставки, поступили от поставщика в следующем году после представления организацией годовой бухгалтерской отчетности, то на сумму разницы между их стоимостью по учетной и фактической цене поставщика делаются записи на финансовые результаты. В регистре учета расчетов на сумму разницы делается согласно счету-фактуре запись в обычном порядке с указанием поставщика и суммы разницы на счете учета прочих доходов (или расходов), учета налогов и общей суммы по счету учета расчетов с поставщиком (с учетом налогов). При этом стоимость уже оприходованных запасов не меняется.

Делаются записи:

Д- 91-2 К-т сч. 60

отражаются убытки прошлых лет на сумму превышения предъявленной стоимости за запасы над их учетной ценой

или

Д 60 К91 -1

отражаются доходы прошлых лет на сумму превышения учетной цены запасов над их стоимостью согласно счету-фактуре поставщика;

Д 19 К60

на сумму НДС согласно счету-фактуре.

При учете запасов по учетной стоимости и использовании счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" в регистре учета расчетов с поставщиками запасов счет 60 кредитуется в корреспонденции с дебетом счета 15 (вместо счета 10).

При инвентаризации расчетов неотфактурованные поставки отражаются в инвентаризационных описях согласно актам их приемки.

Учет материальных ценностей в пути

В случае оплаты организацией расчетных документов поставщиков до момента оприходования покупаемых запасов они учитываются организацией как материальные ценности в пути.

Д10 К60

Д19 К60

В следующем месяце эти суммы сторнируются. После поступления материалов делается положительная запись Д10 К60 Д19 К60

Наши рекомендации