Но произошло чудо,(6) и картины были живы.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И дом ожил,(1) заговорил,(2) запел… Множество людей,(3) которых он,(4) казалось,(5)хорошо знал,(6) вошло в комнату и окружило Николая Николаевича…

13. Среди предложений 6—11 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 16—22 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 151

(1)Сидя в гостиной на бархатных креслах, мы всё боимся, что они затрещат под нами, — такие они хрупкие и изящные, и такие грубые и неловкие мы. (2)На стене бёклиновский «Остров мёртвых». (3)В углу рояль с бюстиком Бетховена. (4)Люся играет «Кампанеллу» Листа.

(5)Две толстые свечи медленно оплывают в подсвечниках. (6)Диван мягкий, с покатой спинкой. (7)Я подкладываю под спину расшитую бисером взбитую подушку, вытягиваю ноги.

(8)У Люси аккуратно стриженный затылок. (9)Пальцы её быстро бегают по клавишам, вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятёрки имела. (10)Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Бёклина, на гипсового Бетховена, на вереницу уральских каменных слоников в буфете, но почему-то всё это мне кажется чужим, далёким, точно затянутым туманом.

(11)Сколько раз на фронте я мечтал о таких минутах, когда вокруг ничто не стреляет, не рвётся. (12)И сидишь ты на диване, слушаешь музыку, и рядом с тобой хорошенькая девушка. (13)И вот я сижу сейчас на диване, слушаю музыку… (14)И почему-то мне неприятно. (15)Почему? (16)Не знаю. (17)А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…

(18)Вечером мы бродим с Люсей по набережной. (19)Небо красное, зловещее. (20)Облака точно густой, чёрный дым. (21)Волга от ветра шершавая, без всякого блеска. (22)И плоты, плоты без конца, а ещё обмотанные маскировочной зеленью буксиры.

(23)Мы идём об руку, иногда останавливаемся около каменного парапета, облокачиваемся на него, чтобы посмотреть вдаль. (24)И Люся что-то говорит, кажется, о Блоке и Есенине, спрашивает меня что-то, и я что-то отвечаю. (25) И почему-то мне не по себе, и я не хочу говорить ни о Блоке, ни о Есенине.

(26)Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко… (27)Архитектура, живопись, литература… (28)Я за время войны ни одной книжки не прочёл. (29)И не хочется. (30)Не тянет.

(31)Всё это потом, потом…

(32)А завтра опять будет этот резерв, по двадцать раз разбирай и собирай пулемёт Дегтярёва. (33)И послезавтра, и послепослезавтра. (34)И опять майор будет говорить нам, что надо ждать, что, когда прикажут, тогда и отправят нас на фронт…

(По В. Некрасову)*

*Некрасов Виктор Платонович— русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

2. Какое(-ие) из приведённых ниже предложений противопоставлено(-ы) в тексте по содержанию предложению 12: «И сидишь ты на диване, слушаешь музыку, и рядом с тобой хорошенькая девушка»?

1) (3) В углу рояль с бюстиком Бетховена. (4) Люся играет «Кампанеллу» Листа.

2) (14) И почему-то мне неприятно.

3) (18) Вечером мы бродим с Люсей по набережной.

4) (23) Мы идём об руку, иногда останавливаемся около каменного парапета, облокачиваемся на него, чтобы посмотреть вдаль.

На какой вопрос в тексте нет ответа?

1) По какой причине военных могли подолгу держать в резерве и не отправлять на фронт?

2) Как война повлияла на отношение рассказчика к привычным ценностям и интересам?

3) Каков был круг интересов рассказчика в довоенной жизни?

4) Почему у рассказчика на душе какой-то неприятный осадок?

Как характеризует Люсю информация, заключённая в предложениях 1—10?

1) Люся — красивая девушка, мечтающая о карьере театральной актрисы.

2) Люся — талантливая исполнительница, глубоко чувствующая и переживающая музыку.

3) Люся — человек с плохим вкусом.

4) Люся — человек, старающийся воспроизвести творческую обстановку.

В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герою-рассказчику неприятно то, что он, военный, ведёт, хоть и временно, мирную жизнь?»

1) (1) Сидя в гостиной на бархатных креслах, мы всё боимся, что они затрещат под нами, — такие они хрупкие и изящные и такие грубые и неловкие мы.

2) (13) И вот я сижу сейчас на диване, слушаю музыку… (14) И почему-то мне неприятно. (15) Почему? (16) Не знаю.

3) (17) А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…

4) (19) Небо красное, зловещее. (20) Облака точно густой, чёрный дым.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…

2) Облака точно густой, чёрный дым.

3) Волга от ветра шершавая, без всякого блеска.

4) Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…

4. Из предложений 6—7 выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный».

5. Из предложений 8—10 выпишите страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого) слова.

6. Замените разговорное выражение «не по себе»в предложении 25 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «каменных слоников» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 20.

9. Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 14—20 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И Люся что-то говорит,(1) кажется,(2) о Блоке и Есенине,(3) спрашивает меня что-то,(4) и я что-то отвечаю. И почему-то мне не по себе,(5) и я не хочу говорить ни о Блоке,(6) ни о Есенине.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.

И плоты,(1) плоты без конца,(2) а ещё обмотанные маскировочной зеленью буксиры. Мы идём об руку,(3) иногда останавливаемся около каменного парапета,(4) облокачиваемся на него,(5) чтобы посмотреть вдаль.

В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительнойсвязью.

Я слушаю «Кампанеллу»,(1) смотрю на Бёклина,(2) на гипсового Бетховена,(3) на вереницу уральских каменных слоников в буфете,(4) но почему-то всё это мне кажется чужим,(5)далёким,(6) точно затянутым туманом.

13. Среди предложений 11—17 найдите сложноподчинённое предложение с однороднымипридаточными. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 6—11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 152

— (1)Мне кажется, что сейчас все люди на одно лицо…— сказал Роман. — (2)Знаешь, как я это заметил? (3)Перестал различать дикторш телевидения. (4)Все с глазками, все с носиками, и никакой разницы. (5)А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы.

(6)Сашка подозрительно посмотрел на Романа. (7)Такое заявление об одинаковости несовершенного человечества вполне может быть задуманной провокацией: вызвать его, Сашку, на разговор, в котором он ни бе ни ме, а Роман-то всю проблемку уже обдумал до зёрнышка.

— (8)Есть индивидуальности, — пробурчал Сашка.

— (9)Их всё меньше, — сказал Роман. — (10)Очень долго не было ситуации, при которой личность проявляет свой максимум. (11)Войны, например, голода, оледенения… (12)Все живут одинаково, и все становятся похожими друг на друга.

— (13)Ну, ты даёшь! — разозлился Сашка. — (14)Все живут одинаково? (15)Где ты это видел? (16)У одних машины, у других — от получки до получки, одни ничем не гнушаются, другие всю жизнь в трамвае стоят, потому что стесняются сидеть. (17)Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…

(18)Роман скривился.

— (19)Нельзя же понимать всё буквально… (20)Во всеобщей одинаковости тоже есть законы роста от нуля до ста, к примеру. (21)Всё, что ты говоришь, сюда укладывается. (22)Просто для того, чтобы стать личностью, надо выйти за эти законы.

— (23)И что сделать?

— (24)В том-то и дело, что, когда ищешь, что сделать, это тоже поиски себя. (25)Что, по-твоему, может придумать ординарный человек?

— (26)Ну, знаешь, войны я не хочу, — сказал Сашка.

— (27)А я хочу? (28)Но машина — это воплощённая пошлость.

(29)Сашка пожал плечами. (30)Да, он мог сказать, что когда у человека заботливая мать, когда у него нет проблем с братьями и сёстрами, когда рубль в кармане всегда, то, конечно, пристало время подумать и о мировых проблемах. (31)Но он этого не сказал, потому что получалось, будто он цитирует собственную мать. (32)Мать же так стремилась, чтоб всё у них было, как у всех, как у людей. (33)А индивидуальность — это с жиру. (34)Это чтоб себя показать. (35)Вот, оказывается, в чём был гвоздь.

(36)И Сашка молчал, хотя что-то в словах Романа вызывало его невольный протест.

(По Г. Щербаковой)*

*Щербакова Галина Николаевна— современный прозаик, автор более 20 повестей и романов для юных и взрослых читателей: «Вам и не снилось», «Дверь в чужую жизнь», «Актриса и милиционер», «Косточка авокадо» и др. По повести «Вам и не снилось» был снят одноимённый фильм.

2. Какое(-ие) из приведённых ниже предложений противопоставлено(-ы) в тексте по содержанию предложению 12: «Все живут одинаково, и все становятся похожими друг на друга»?

1) — (14) Все живут одинаково? (15) Где ты это видел?

2) (20) Во всеобщей одинаковости тоже есть законы роста от нуля до ста, к примеру.

3) (22) Просто для того, чтобы стать личностью, надо выйти за эти законы.

4) (32) Мать же так стремилась, чтоб всё у них было, как у всех, как у людей.

На какой вопрос в тексте нет ответа?

1) Что думала мать Сашки об индивидуальности?

2) Почему, по мнению Романа, среди людей всё меньше встречается индивидуальностей?

3) Как Сашка доказывал Роману, что люди живут по-разному?

4) Как Роман готовился к разговору с Сашкой?

В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем, по мнению Романа, объясняется то, что «все люди на одно лицо»?»

1) (5) А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы.

2) (7) Такое заявление об одинаковости несовершенного человечества вполне может быть задуманной провокацией: вызвать его, Сашку, на разговор, в котором он ни бе ни ме, а Роман-то всю проблемку уже обдумал до зёрнышка.

3) — (8) Есть индивидуальности, — пробурчал Сашка.

— (9) Их всё меньше, — сказал Роман. — (10) Очень долго не было ситуации, при которой личность проявляет свой максимум.

4) — (24) В том-то и дело, что, когда ищешь, что сделать, это тоже поиски внутри градации. (25) Что, по-твоему, может придумать ординарный человек?

Как характеризует Сашку информация, заключённая в предложениях 30—31?

1) Сашка — осторожный в споре человек, он не любит раскрывать перед оппонентом все свои доводы.

2) Сашка — человек, стремящийся к внутренней независимости и самостоятельности.

3) Сашка — неуверенный в себе человек, он не может прийти к какому-либо определённому решению.

4) Сашка — человек, боящийся открыто отстаивать в споре собственное мнение.

3. Укажите фрагмент, в котором средством выразительности речи является антитеза.

1) А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы.

2) — Есть индивидуальности, — пробурчал Сашка.

— Их всё меньше, — сказал Роман.

3) Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…

4) — А я хочу? Но машина — это воплощённая пошлость.

4. Из предложений 2—3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой.

5. Из предложения 7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените книжное слово «ординарный»в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «в словах Романа» (предложение 36), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 20.

9. Среди предложений 5—9 найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 4—7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Да,(1) он мог сказать,(2) что когда у человека заботливая мать,(3) когда у него нет проблем с братьями и сёстрами,(4) когда рубль в кармане всегда,(5) то,(6) конечно,(7) пристало время подумать и о мировых проблемах.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительнойсвязью.

Очень долго не было ситуации,(1) при которой личность проявляет свой максимум. Войны,(2) например,(3) голода,(4) оледенения… Все живут одинаково,(5) и все становятся похожими друг на друга…

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.

Мне кажется,(1) что сейчас все люди на одно лицо… — сказал Роман. — Знаешь,(2) как я это заметил? Перестал различать дикторш телевидения. Все с глазками, (3) все с носиками, (4)и никакой разницы.

13. Среди предложений 21—26 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинениемпридаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 17—22 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 153

(1)Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега. (2)Он лежит в двух шагах от меня, свернувшись комочком.

(3)Маленький круглоголовый мой Валега! (4)Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка…

(5)А как ты не хотел идти в ординарцы ко мне. (6)Три дня пришлось уламывать. (7)Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык. (8)Тебе стыдно было от своих ребят уходить. (9)Вместе с ними ты по передовой лазил, вместе горе хлебал, а тут ты вдруг пошёл к начальнику в связные. (10)Воевать я, что ли, не умею, или я хуже других?

(11)Привык я к тебе, чертовски привык… (12)Нет, это не привычка, это что-то другое, большее. (13)Я никогда не думал об этом, просто не было времени.

(14)Ведь у меня и раньше были друзья. (15)Много друзей. (16)Вместе росли, учились, спорили об искусстве, о высоких материях… (17)Но достаточно ли этого? (18)Так называемых общих интересов, общей культуры?

(19)Вадим Кастрицкий — умный, разносторонне одарённый, тонкий парень. (20)Мне всегда с ним было интересно. (21)А вытащил бы он меня, раненного, с поля боя? (22)Меня раньше это и не интересовало. (23)А Валега вытащит. (24)Это я знаю… (25)Или Сергей Веледницкий. (26)Пошёл бы я с ним в разведку? (27)Не знаю. (28)А с Валегой — хоть на край света.

(29)На войне узнаёшь людей по-настоящему. (30)Она как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. (31)Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь. (32)И спроси его, что такое родина, он, наверное, толком не объяснит. (33)Но за эту родину — за меня, за Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае — он будет драться до последнего патрона. (34)Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдёт до дела — покажет себя. (35)А делить, умножать, читать не по складам научится, когда будет время, когда придёт желание…

(36)Валега что-то ворчит во сне, переворачивается на другой бок.

(37)Спи, спи, друг… (38)Скоро опять окопы, опять бессонные ночи. (39)Дрыхни пока. (40)А когда кончится война, если останемся живы, придумаем что-нибудь.

(По В. Некрасову)*

*Некрасов Виктор Платонович— русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

2. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик в довоенное время многих людей считал своими друзьями?»

1) (12) Нет, это не привычка, это что-то другое, большее.

2) (14) Ведь у меня и раньше были друзья. (15) Много друзей.

3) (16) Вместе росли, учились, спорили об искусстве, о высоких материях…

4) (19) Вадим Кастрицкий — умный, одарённый, тонкий парень.

На какой вопрос в тексте нет ответа?

1) Какие черты были присущи Валеге?

2) Какими были обязанности связиста во время Великой Отечественной войны?

3) Достаточно ли для настоящей дружбы общих интересов?

4) Какие ценности для рассказчика стали самыми главными на войне?

Как характеризует Валегу информация, заключённая в предложениях 5—10?

1) Валега — добросовестный, но косный человек, не желающий менять привычный род занятий.

2) Валега — легко ранимый, обидчивый человек, считающий, что должность ординарца унижает его.

3) Валега — человек с развитым чувством товарищества и твёрдыми понятиями о своём солдатском долге.

4) Валега — человек нерешительный, не очень сообразительный, но честный и бескомпромиссный.

Какой из приведённых ниже фрагментов противопоставлен в тексте по содержанию предложению 31: «Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь»?

1) (19) Вадим Кастрицкий — умный, разносторонне одарённый, тонкий парень.

2) (32) И спроси его, что такое родина, он, думаю, толком не объяснит.

3) (3) Маленький круглоголовый мой Валега!

4) (36) Валега что-то ворчит во сне, переворачивается на другой бок.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега.

2) Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка …

3) Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык.

4) А с Валегой — хоть на край света.

4. Из предложений 1—4 выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный».

5. Из предложений 19—20 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените разговорное слово «уламывать»в предложении 6 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «бессонные ночи» (предложение 38), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 20.

9. Среди предложений 19—28 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 33—35 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И спроси его,(1) что такое родина,(2) он,(3) наверное,(4) толком не объяснит. Но за эту родину — за меня,(5) за Игоря,(6) за товарищей своих по полку,(7) за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае — он будет драться до последнего патрона.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.

Наши рекомендации