Обеспечение физической и информационной доступности государственной системы медико-социальной экспертизы


Обеспечение физической и информационной доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является одним из принципиальных положений российского законодательства о социальной защите инвалидов, а также Конвенции ООН о правах инвалидов. Между тем, как показывают данные социологических опросов и других объективных измерений, в настоящее время физическая и информационная доступность окружающей среды для инвалидов, в том числе объектов государственной системы медико-социальной экспертизы в Российской Федерации находится на низком уровне. В этих условиях любые иные самые высокоэффективные решения и мероприятия в области экспертизы и реабилитации не принесут ощутимых результатов.

Обеспечение доступности объектов государственной системы медико-социальной экспертизы предполагает, в частности следующие мероприятия:

приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий;

оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения и тактильной (пространственно-рельефной) информацией;

оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией.

разработку, с учетом международных стандартов, современного отечественного и зарубежного опыта, новых нормативных правовых, методических, проектных документов и материалов по обеспечению физической и информационной доступности объектов государственной системы медико-социальной экспертизы;

устранение, в ходе нового строительства, реконструкции и ремонта, физических барьеров, мешающих доступности зданий и сооружений медико-социальной экспертизы;

приобретение зданий для размещения объектов медико-социальной экспертизы;

устранение информационных барьеров, путем создания и внедрения в учреждениях медико-социальной экспертизы новых информационных технологий и технических средств;

проведение мероприятий по обучению специалистов медико-социальной экспертизы современным тенденциям и направлениям при прохождении медико-социальной экспертизы и выполнении программ реабилитации инвалида.

Реализацию мероприятий планируется осуществлять за счет ассигнований бюджетных средств федерального бюджета Российской Федерации.

IV. Обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг в рамках совершенствования государственной системы реабилитации инвалидов


Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, ранние реабилитационные мероприятия, протезирование и ортезирование, включая слухопротезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности функционирования системы реабилитации инвалидов путем совершенствования ее управления и инфраструктуры, включая развитие инфраструктуры производства и обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – ТСР), в том числе протезно-ортопедическими изделиями (вспомогательными/ассистивными средствами и услугами, согласно терминологии Конвенции о правах инвалидов), а также инфраструктуры предоставления реабилитационных услуг.

В настоящее время наметилось существенное отставание отечественного уровня производства технических средств реабилитации инвалидов от мирового. Устарели, морально изношены технологии и оборудование, используемые при производстве ТСР, материалов (узлов, полуфабрикатов, сырья) для их изготовления. Как следствие, значительная часть ТСР и их компонентов приобретается за рубежом, что порождает неоправданный рост расходов федерального бюджета на эти цели. Механизмы управления протезно-ортопедическими предприятиями не способствуют инновационному развитию. Организация обеспечения инвалидов ТСР (вспомогательными/ассистивными средствами, обеспечивающими индивидуальную мобильность), также не способствует индивидуальной мобильности, эффективной реабилитации инвалидов, достижению их экономической и социальной самостоятельности, эффективному использованию средств федерального бюджета.

Между тем, мировой опыт свидетельствует, что производство средств, обеспечивающих доступность и индивидуальную мобильность, технических средств реабилитации инвалидов (вспомогательных/ассистивных средств и услуг), в том числе протезостроение и протезирование, включая слухопротезирование, не являются дотационными видами экономической деятельности, а представляют собой высокотехнологичные виды бизнеса, успешно развивающиеся в конкурентной рыночной среде.

В современных условиях система управления государственной собственностью в лице предприятий, производящих ТСР, включая протезно-ортопедические изделия, должна стать гибкой и использовать все механизмы, доступные другим субъектам рыночной экономики. Любые изменения принципов управления этими предприятиями должны учитывать социальную значимость, обеспечивать их стабильное функционирование, а также учитывать возможные негативные последствия и риски.

Основными направлениями развития инфраструктуры производства и обеспечения инвалидов ТСР и сопутствующими услугами (наладка/настройка, обучение, ремонт и т.д.) являются:

софинансирование разработок и внедрения новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);

разработка нормативных правовых, методических, финансовых и информационных основ пилотного проекта по внедрению сертификата на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета;

создание инвестиционно-привлекательных условий протезостроения и протезирования, включая слухопротезирование;

повышение мотивации сотрудников государственных предприятий, производящих ТСР, включая протезно-ортопедические изделия и сопутствующие услуги, за счет введения новых условий оплаты их труда, а также организации обучения и повышения квалификации специалистов в области протезостроения и протезирования, включая слухопротезирование;

формирование новой, гибкой системы управления государственными предприятиями, производящими ТСР, включая создание специализированных государственных структур для выполнения задач текущего управления;

совершенствование принципов регулирования ценообразования, учета и контроля, оптимизации имущественного комплекса этих предприятий.

При этом необходимо обеспечить стабильность функционирования существующих государственных предприятий, фабрик и заводов, производящих ТСР, в период преобразований, с целью недопущения ухудшения условий обеспечения инвалидов их продукцией (этапность преобразований, преемственность лучшего опыта, сохранение кадрового потенциала).

В рамках реформирования развития инфраструктуры производства и обеспечения инвалидов ТСР предстоит разработать стратегию инновационного, импортозамещающего развития протезной и протезно-ортопедической отрасли в Российской Федерации, включающую вышеперечисленные меры.

Предполагается расширять сферу применения схемы обеспечения инвалидов ТСР через территориальные органы социальной защиты населения, учитывающей опыт города Москвы и ряда других субъектов Российской Федерации, по инициативе высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Немаловажное значение в системе социальной реабилитации детей-инвалидов включает организация дистанционного образования путем оснащения центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения.

Будет осуществлено совершенствование инфраструктуры предоставления реабилитационных услуг инвалидам - путем создания центров комплексной реабилитации, в том числе на базе существующих федеральных и региональных учреждений науки, образования и здравоохранения, государственной службы занятости, а также внедрения механизмов общественно-государственного и частно-государственного партнерства.

Важным направлением повышения эффективности предоставления реабилитационных услуг инвалидам должна стать выработка новых подходов к организации реабилитации инвалидов в проведении комплексной медицинской и социальной реабилитации. В этой связи предполагается:

перепрофилирование и реконструкция зданий и сооружений с учетом принципов доступности и универсального дизайна, ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов;

оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов;

подготовка помещений для комплексной реабилитации инвалидов и их интеграции в общество на базе протезно-ортопедических предприятий;

государственная поддержка федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических предприятий;

формирование реабилитационной индустрии и развитие реабилитационной инфраструктуры, определение системы комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации;

формирование и внедрение стандартов обеспечения граждан и инвалидов реабилитационными услугами и мероприятиям;

укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;

отработка правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечивающих эффективное взаимодействие органов и учреждений, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам – как государственных, так и негосударственных (коммерческих и некоммерческих), в том числе услуг в области здравоохранения, образования, профессиональной ориентации и трудоустройства, на федеральном и региональном уровнях;

разработка механизмов регулирования рынка реабилитационных услуг.

Кроме того, предполагается качественно изменить механизм обеспечения инвалидов услугами и товарами реабилитационного назначения (вспомогательными/ассистивными средствами и услугами).

Конвенция ООН о правах инвалидов признает, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включаю свободу делать свой собственный выбор. Исходя из этого, Программа предусматривает разработку и внедрение нового механизма финансирования и предоставления инвалидам услуг и товаров реабилитационного назначения, направленного на повышение их качества, условий получения, с одновременным предоставлением инвалиду права выбора поставщика этих услуг и товаров. Будет изучен вопрос об использовании в этих целях именного реабилитационного сертификата, а также о внедрении страховых принципов в осуществлении реабилитационных мероприятий.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета будут использованы на осуществление государственных капитальных вложений, на оснащение федеральных учреждений здравоохранения и образования, а также на софинансирование субъектов Российской Федерации в части оснащения учреждений субъектов Российской Федерации, оказывающих услуги по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

V. Разработка и внедрение новых законодательных, нормативных правовых, методических, проектных подходов к формированию доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения с учетом международных стандартов, современного отечественного и зарубежного опыта


Целью осуществления мероприятий по разработке и внедрению новых законодательных, нормативных правовых, методических, проектных подходов к формированию доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения с учетом международных стандартов, современного отечественного и зарубежного опыта является выработка правил, которые станут основой для дальнейшего формирования доступной среды на всей территории Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

разработка законопроектов, предусматривающих внесение изменений, касающихся формирования доступной среды, в действующие федеральные законы, с учетом требований Конвенции и иных международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, а также, при необходимости, новых федеральных законов;

разработка и организация принятия законодательными органами субъектов Российской Федерации региональных законов, касающихся формирования доступной среды;

разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;

обобщение, систематизация и актуализация, с учетом требований Конвенции ООН о правах инвалидов и иных международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, в том числе с позиций принципа универсального дизайна, положения действующих технических регламентов, государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ), сводов правил по проектированию и строительству (СП), строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП), ведомственных строительных норм (ВСН), инструкций и рекомендаций, иных нормативных документов, устанавливающих требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, средствам транспорта, связи и информации. При необходимости разработка новых, дополнительных нормативных документов такого рода, носящих обязательный характер для всех организаций, независимо от их организационно-правовых формы;

разработка, с учетом международного опыта, и внедрение системы объективных критериев и методов проведения оценки (экспертизы) доступности для инвалидов зданий и сооружений, средств транспорта, связи и информации, соответствующей проектной и технической документации, инструкции и порядок ее проведения;

разработка, с учетом международного опыта, и внедрение системы объективных критериев и методов проведения медико-социальной экспертизы, в том числе в части определения нуждаемости инвалида в устранении физических и информационных барьеров.

Финансовое обеспечение по осуществлению указанных мер планируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации.

Наши рекомендации