Организация управления поставками
Процесс налаживания материалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гибкую систему, способную оперативно реагировать на запросы производства связанные с изменениями рынка. На изменение выпускаемой продукциимогут влиять ум-е или пов-е покупательского спроса, требующего соответственно ум-я или ув-я объемов пр-ва, появление на рынке нового товара изготовленного из нового материала, улучшающие пользовательские св-ва товара. Все это требует от предпринимателя принятия быстрых решений связанных с изменениями условий поставки сырья, материалов. Поэтому прежде чем устанавливать хозяйственные связи с поставщиками, необходимо изучить потенциал поставщика, ориентируясь на требования производства и возможные изменения условий поставки.
Поставку от производителя к потребирелю, называют транзитной. А через посрезника - складской.
Транзитная- позволяет сократить время пребывания мат-ых потоков в сфере обращения, позволяет сократить издержки обращения за счет ум-я расходов на погрузочно-разгрузочные операции, складское хранение. Применение транзитной схемы снабжения целесообразно ис-ть для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.
Транспортно-заготовительные расходы –затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, а также расходы по заготовке и доставке мат-ых ресурсов. к ним отосятся: расходы на фор-е сети лигистических цепей, выбор оценка поставщиков; транспортно-экспедиционные издержки; почтово-телеграфные, командировочные расходы; недостачи и потери в пути; прчие расходы (охрана)
В зависимости от того, кто является поставщиком, определяется вид логистической системы.
Если движение мат-х потокот- транзитом, -то лигистическая система с прямыми связями.
Если – складская форма поставки, то эшелонированная личистическая система.
Иногда предприятие получает мат-е ресурсы от разных посредников и производителей, то гибкие логистические системы.
Наиболее эффективной системой управления поставками является применение лочистической системы точно в срок. Предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материалов. Вследствие повышаются требования к надежности всех участников процесса. Предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.
Особенности компаний, использующих систему точно в срок: стабильный выпуск продукции; частые поставки небольшими партиями; поставка на основе долгосрочных заказов; мин-ый объем документов; отсутствие поставок товара с избытком или недостатком.
Результаты от системы: сокращение расхлдов на содержание запасов; ум-е кол-ва брака; ум-е складской мощности.
Задачи организации и управления закупками
1.Идентификация потребностей, определение и оценка требований.
2. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий.
2. Решение «делать или покупать».
3. Идентификация всех возможностей поставщиков.
4. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок потребностями в них.
5. Соблюдение требований по качеству поставок.
6. Поиск и закупка товаров и услуг по минимальным ценам.
7. Поиск компетентных поставщиков и развитие отношений.
8. Повышение конкурентоспособности компании.
Критерии выбора поставщика: Стоимость приобретения, Качество обслуживания, Удаленность поставщика от потребителя. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов. Наличие у поставщика резервных мощностей. Организация управления качеством продукции у поставщика и т.д.
Рынок поставщика бывает 2 типов: конкурентный и монополистический.
Методы выбора поставщика бывают оценочные:
1) Рейтинговая оценка факторов. Есть набор критериев, говорим, какой для нас самый важный, оцениваем этот параметр у поставщиков, перемножаем
2) Метод оценки затрат. Исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов и для каждого тщательно рассчитываются все доходы и расходы .Сравнение проводится по всем поставщикам. Из набора вариантов выбирается самый выгодный по критерию общей прибыли.
3) Доминирующих характеристик. Состоит в сосредоточении на одном выбранном критерии. Преимущество – простота, недостаток – игнорирование других критериев отбора.
4) Категорий предпочтений. Оценка поставщика и выбор способа оценки зависит от информации из многих подразделений фирмы. Каждая служба дает свою оценку способности поставщика. Особенное внимание уделяется неформальной оценки поставщика работниками компании.
организационные:
1) конкурс (-реклама, - разраб критериев, - сбор заявок, -оценка выгод, - выбор поставщика)
2) оферта ( предложение поставщика потенциальному покупателю. – твердая (условия поставки по оговоренности) и – мягкая (условия могут быть изменены).