Виды бюджетов на предприятии

В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятий и организаций. Составление финансовых бюджетов предприятия или фирмы служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерение затрат и результатов. Классификация и виды бюджетов представлены в таблице.

С позиции количественных оценок, планирование текущей деятельности предприятия заключается в построении основного бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.

Основной бюджет – это финансовое количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Основной бюджет (или общий, генеральный – master budget) состоит из трех обязательных финансовых документов:

1) прогноза отчета о прибылях и убытках;

2) прогноза отчета о движении денежных средств;

3) прогноза балансового отчета.

Таблица - Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

Классификационный признак Вид бюджета
    По сферам деятельности предприятия 1. Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего времени содержание показателей, отражаемых в два последовательных этапа - текущем плане доходов и расходов по данной деятельности
2. Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности
3. Бюджет по финансовой деятельности детализирует показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств
  По видам затрат 1. Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг)
2. Капитальный бюджет доводит до конкретных исполнителей результаты текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д.
  По широте номенклатуры затрат 1. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала и т.д.)
2. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (производственный участок, административно-управленческие расходы и т.п.)
  По методам разработки 1. Фиксированный бюджет не зависит от изменения объемов работы (расходы по обеспечению охраны предприятия).
2. Гибкий бюджет устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде норматива расходов
По длительности планируемого периода 1. Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой  
    По периоду составления 1. Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения)
2. Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия
3. Перспективный бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации
  По непрерывности планирования   1. Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов
2. Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца или квартала добавляется новый
  По степени содержания информации 1. Укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено
2. Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим

Процесс бюджетирования может быть разделен на две составные части:

1) подготовка операционного бюджета;

2) подготовка финансового бюджета.

Операционный бюджет состоит из:

1) бюджета продаж;

2) бюджета производства;

3) бюджета производственных запасов;

4) бюджета производственных накладных расходов;

5) бюджета прямых затрат на оплату труда;

6) бюджета коммерческих расходов;

7) отчета о прибылях и убытках.

Финансовый бюджет состоит из:

1) инвестиционного бюджета;

2) кассового бюджета;

3) балансового отчета.

При составлении бюджетов рекомендуется применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно облегчает составление бюджетов и упрощает сравнение плановых и фактических данных. Рекомендуется составлять бюджеты на три года вперед с разбивкой в первый год по месяцам. Ниже приводится характеристика основных видов бюджетов.

Бюджет продаж – это первый и самый важный шаг в составлении основного бюджета. Оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Бюджет продаж должен отражать месячный и квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях. Он составляется с учетом уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов.

Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потока денежных средств. Прогноз продаж – это необходимый предварительный этап работы. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными. Факторы, влияющие на прогноз объема продаж, следующие: объема продаж предшествующих периодов; производственные мощности; зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов; относительная прибыльность продукции; изучение рынка, рекламная компания; ценовая политика, качество продукции; конкуренция; сезонные колебания; долгосрочные тенденции продаж различных товаров.

Надежность прогноза продаж повышается в результате использования комбинации экспертных и статистических методов:

· функциональный метод – информация о прогнозах поступает от руководителей отделов к директору по маркетингу, который является ответственным за точность прогноза и составление бюджета продаж. Недостаток метода – высокая степень субъективности оценок;

· статистические методы – трендовый, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа, которые позволяют сделать прогноз на основе существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения;

· групповое принятие решений – участвуют начальники отдела материально-технического снабжения, финансового отдела, руководство компании. Достоинство метода – простота и скорость принятия решения.

Бюджет производства – это план выпуска продукции в натуральных показателях. Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж. Он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов и величину внешних закупок. Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

Бюджет производственных запасов – содержит информацию, необходимую для подготовки двух заключительных документов основной бюджета:

1) прогноза отчета о прибылях и убытках в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции;

2) прогноза балансового отчета в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода.

Бюджет производственных накладных расходов – отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции. За исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

Общепроизводственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, а переменная часть – как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

Бюджет общепроизводственных накладных расходов, обычно, включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования. Страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и другие.

Бюджет прямых затрат на оплату труда – это затраты на заработную плату основного производственного персонала. Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливаются исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала.

В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части: фиксированную часть и сдельную часть оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

Бюджет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж.

Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются: типы продукции, типы покупателей и география сбыта.

Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Поэтому ответственный исполнитель, обычно директор по маркетингу, должен четко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная компания и сколько средств на нее потребуется, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах. При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение и складирование товаров.

Бюджет управленческих расходов – это все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, отдела автоматизированной системы управления, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты и др. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер. Переменная часть, если она присутствует, планируется как процент, например, от объема продаж.

Отчет о прибылях и убытках – первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработало предприятие за отчетный период и какие затраты были понесены. Отчет о прибылях и убытках является аналогом формы №2 российской бухгалтерской отчетности.

Балансовый отчет – показывает, какими средствами финансирования обладает предприятие и как используются эти средства. Балансовый отчет характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату.

Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов. Инвестиционные проекты служат основой для прогноза стоимости основных средств.

Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов. Расхождение в прогнозах активной и пассивной части баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании дополнительного анализа. Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств.

Бюджет потока денежных средств – один из самых важных и сложных шагов бюджетирования. Основой для его составления служит прогноз объема продаж. Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы – с учетом изменений в кредиторской задолженности. Отдельно рассчитываются доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности.

К важнейшим финансовым бюджетам на действующих предприятиях относится бюджет наличности и бюджет дополнительных вложений капитала. Первый из них предназначен для обеспечения необходимого уровня ликвидности фирмы. Второй – требуемых денежных ресурсов на обновление выпускаемой продукции, расширение сферы деятельности, приобретение производственных фондов, замену изношенных капитальных активов и т.д. Бюджет наличности определяет движение денежных потоков предприятия, его доходов и расходов за определенный плановый период. Обычно бюджет наличности разрабатывается на год, квартал, месяц, неделю. Основой для составления прогноза наличности могут служить данные о прогнозе продажи товаров и ежедневные отчеты о движении денежных средств на банковских счетах фирмы. В условиях рыночной нестабильности каждое предприятие должно иметь гибкий финансовый бюджет. Гибкое бюджетирование предполагает разработку таких финансовых показателей, которые должны быть ориентированы на различные объемы продажи продукции, поступления доходов и других экономических ресурсов.

Рис. Общая схема формирования сводного бюджета предприятия

План движения наличности предприятия

Источники наличности План Факт
1. Доходы от основной деятельности, включая амортизация    
2. Другие виды доходов    
3. Выпуск акций    
4. Банковские кредиты    
5. Прочие поступления    
6. Всего денежных поступлений    
7. Использование денежных средств    
8. Увеличение товарно-материальных запасов    
9. Увеличение основного капитала    
10. Заработная плата    
11. Другие издержки производства    
12. Налоги    
13. Прочие платежи    
14. Всего выплат    

В современных условиях важным этапом составления годового баланса предприятия служит проведение общей оценки динамики и структуры доходов и расходов, обеспечение равновесия статей актива и пассива. Сигнальным показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, выступает его платежеспособность, под которой подразумевается возможность своевременного удовлетворения плановых требований всех поставщиков ресурсов, способность возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет и т.п. Поскольку финансовые показатели всякого предприятия являются конечными результатами производства и продажи продукции, то, следовательно, его финансовое положение в условиях рынка определяется главным образом уровнем доходов и расходов, состоянием наличности и движением денежных потоков.

План-прогноз движения наличности рекомендуется составлять на краткосрочный период с соответствующей квартальной или месячной разбивкой предстоящих и фактических выплат предприятия. Прогноз бюджета наличности может служить составной частью финансового планирования. Бюджет наличности детализирует входящие (доходы) и исходящие (расходы) денежные потоки на планируемый период времени.

Обычно годовой бюджет наличности составляется по следующим видам расходов или доходов: закупка материалов, затраты на оплату труда, приобретение оборудования, выплата дивидендов, доходы от продажи, налоговые выплаты.

В процессе составления плановых бюджетов наличности допускается применение упрощенных расчетов потребности денежных ресурсов в зависимости от прогнозируемого объема продажи и продукции. Основой для составления отчетных бюджетов служат фактические финансовые показатели предприятия.

 
 

Стихин Сергей

25. Понятие, сущность и функции бизнес-планирования.

26. Структура и содержание бизнес-плана.

27. Реализация бизнес-плана на предприятии.

28. Особенности бизнес-планирования в современных условиях в России.

Съеденко Алена

29. Стратегическое планирование предприятия.

30. Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции.

22. Стратегическое планирование на предприятии.

Весь процесс планирования на предприятии можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности предприятия (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование).

Стратегия предприятия – это совокупность его главных целей и основных способов достижения данных целей. Разработать стратегию действия предприятия – значит, определить общее направление его деятельности.

Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании. Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование – процессы неоднозначные. Стратегия – это не функция времени, а в первую очередь функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.

Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, т.е. является предметом забот среднего и низшего управленческого звена.

Основной вопрос стратегического планирования – чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием - это разница между целями и средствами.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 
 

ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 4 5

 
 

Первый этап. Проведение исследования внешней и внутренней среды; определение главных компонентов, выделение наиболее значительных; сбор и отслеживание информации об этих компонентах; составление прогнозов будущего состояния среды; оценка реального положения фирмы.

Второй этап. Установление ориентиров деятельности фирмы: видение, миссия, комплекс целей.

Третий этап. Стратегический анализ. Сравнение целей (желаемые показатели) и результатов исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определение разрыва между ними. Формирование различных вариантов стратегии при помощи методов стратегического анализа.

Четвертый этап. Выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготовка окончательного стратегического плана деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование. Подготовка среднесрочных планов и программ.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы. Не являются стадиями непосредственного процесса планирования, но определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

· Что организации удалось сделать, реализуя свои планы;

· Каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.

В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой и обратной связью.

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. План – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения поставленных целей.

Элементы системы планов

1.Стратегический план(генеральный план фирмы), обычно составляется на 5 лет вперед. План включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. В стратегический план входят глобальные программы организации.

Наши рекомендации