Антикризисное финансовое управление, сущность и классификация финансовых кризисов.

Антикризисное управление — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния экономики региона или страны в целом. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Кризис на уровне региона или государства может проявляться в виде утраты способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, потери финансовой устойчивости, неэффективного государственного регулирования экономических процессов, ухудшения уровня и качества жизни населения.

К возникновению кризиса на уровне хозяйствующих субъектов приводят следующие факторы: 1)внешние факторы — несбалансированная денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика, неудовлетворительная структура доходов и расходов населения, нестабильность функционирования базовых политико-правовых институтов, отставание в научно-техническом развитии, конкуренция;2)внутренние факторы— ошибки в производственной, финансовой, маркетинговой стратегии, нерациональное использование ресурсов, непрофессиональный менеджмент, низкий уровень организационной и корпоративной культуры.

Направления антикризисного управленияОсновными направлениями антикризисного управления на уровне хозяйствующего субъекта считаются постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия, разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий, сокращение постоянных и переменных издержек, повышение производительности труда, привлечение средств учредителей, усиление мотивации персонала.К мерам регионального или федерального уровня относятся корректировка финансово-экономической, социальной, научно-технической, инвестиционной, внешнеэкономической политики, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической стабильности, разработка комплекса оперативных и стратегических мер по преодолению негативных факторов, укрепление контроля, правопорядка, соблюдение законодательства.

Антикризисное финансовое управление представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий. Главной целью АФУ является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизации размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами. Задачи АФУ: своевременное диагностирование предкризисного состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса; устранение неплатежеспособности предприятия; восстановление финансовой устойчивости; предотвращение банкротства и ликвидации предприятия; минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия. Классификация: 1. По источникам генерирования (ФК, генерируемый внутренними факторами; ФК, генерируемый внешними факторами; ФК, генерируемый внешними и внутренними факторами); 2. По масштабам охвата (структурный ФК, системный ФК); 3. По структурным формам (вызванный неоптимальной структурой капитала; неопт-ой структурой активов; несбалансированностью ден.потоков; неопт-ой структурой инвестиций; и проч.); 4. По степени воздействия на финансовую деятельность (легкий, глубокий, катастрофический); 5. По периоду протекания (кр/ср, ср/ср, д/ср); 6. По возможностям разрешения (разрешаемый на основе использования только внутренних механизмов, с помощью внешней санации, непреодолимый); 7. По последствиям (привел к восстановлению фин.деят-ти в прежних размерах; к обновлению финн.деят-ти на новой качественной основе; вызвал банкротство предприятия).

Антикризисные мероприятия:

диагностика (риски) банкротства: определение реальных признаков наступления последствий, выявление потенциальных угроз,

создание системы противодействия от нежелательных последствий, разработка профилактических мер и реализация;

анализ и разработка антикризисных процедур, направленных на снижение затрат;

анализ и разработка антикризисной стратегии максимальной защиты активов.

Финансовое оздоровление:

разработка плана финансового оздоровления;

Банкротство - защита бизнеса, защита собственников:

защита интересов бизнеса в процедурах банкротства в целях максимальной защиты активов и интересов собственников

реализация мер по прекращению процедур банкротства;

контроль, анализ и обжалование действий арбитражных управляющих, отстранение;

судебная защита прав должника и собственников в процедурах банкротства;

Экспертизы в процедурах банкротства:

экспертиза преднамеренного и фиктивного банкротства;

экспертиза действий руководителей и арбитражных управляющих

экспертиза плана финансового оздоровления на предмет его реализации;

118. Налоговое планирование: понятие, методы, пределы.

Налоговое планирование (НП) – является частью управления ФХД-тью предп-тия, процесс использования оптимальных нал. методов для достижения желаемого в будущем финансово-хозяйственного состояния пред-тия.

НП – это законный способ оптимизации (минимизации)налоговых обязательств с использованием предоставленных законом льгот и приемов сокращения налоговых платежей.

Сущность НП: признание за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в т.ч. пробелы в зак-ве) для максимального сокращения своих налоговых обязат-в.

Принципы НП:

1)платить min из положенного

2)уплачивать в послед. день установл. срока

3)использ. льготные режимы нал.обл-ния

4)снижать нал.обл-ние учетными методами

Модели поведения налогоплательщиков (в мировой практике):

а)уклонение от уплаты налогов;

-уменьшение нал. обязат-в способами, которые прямо или косвенно запрещены з-ном (напр., несвоевремен. уплата н-гов, незакон. использование льгот, сокрытие д-дов или отсутствие регистрации в нал. органах и др.)

б)обход налогов;

-уклонение от дох-ти или получение д-дов, которые подлежат нал.обл-нию (напр., орг-ция или физ. лицо не подлежит нал.обл-нию)

в)налоговое планир-ние (законный обход налогов);

г)выполнение нал. обязат-в (в соотв. с з-ном).

НП вкл. 2 напр-ния деят-ти:

1)нал. консалтинг

2)нал. мен-т.

Налоговый менеджмент: вкл.

*нал. логистику

*нал.оптимизацию

*нал. минимизацию

Налоговая логистика – д-ть по упр-нию рес-сами нал.плат-ка для достижения приемлим. нал. выплат.

Налоговая оптимизация – д-ть по созданию наиб. благоприят. модели исполнения нал. обязат-в путем оптимизации: схемы, порядка, размера, сроков выплат.

Налоговая минимизация – действия, позволяющие максимально уменьшить обязат. платежи в бюджет в виде налогов и аналогич. платежей.

МЕТОДЫ НП:

1- метод прямого счета (трудоёмкий)

2- расчётно-аналитические методы

3- методы экономико-математич. моделир-ния

4- комбинированный

Общие методы внутреннего планирования

Выбор учетной политики, разрабатываемой и принимаемой 1 раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств.

Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки.

Оптимизация достигается путем:

· использования налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, размытых положений договора;

· использования нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Льготы — одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

В налоговом планировании наряду с общими методами планирования (балансовый, расчетно-аналитический и т.п.) в связи с его оптимизационным характером применяется большая группа специальных методов, к которым относятся следующие методы:

1/Метод замены отношений. Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими альтернативными способами. Действующее законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. Предприниматель вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов, принимая во внимание эффективность операции, как в экономическом плане, так и с точки зрения налогообложения. Этот метод налогового планирования заключается в том, что операция, имеющая более жесткое налогообложение, заменяется другой операцией, позволяющей достичь этой же или максимально близкой цели, и при этом применить более льготный порядок налогообложения. В качестве примера можно привести замену операции бесплатной передачи (дарения) товаров одним предприятием другому операцией поставки по цене 1 грн. (снижение налоговых обязательств по НДС при условии, что партнеры не являются связанными лицами).

2/Метод разделения отношений базируется на методе замены, но заменяется определенная часть операции, либо одна хозяйственная операция заменяется несколькими другими, что позволяет снизить общую сумму налоговых обязательств. Так, например, в целях уменьшения социальных взносов договор подряда с физическим лицом на выполнение работ из материалов подрядчика может быть заменен двумя договорами: договором предоставления услуг и договором купли-продажи материалов.

3/Метод прямого сокращения объекта налогообложения реализуется путем уменьшения базы налогообложения. Примером применения этого метода может быть продажа ТМЦ по заниженной цене (по цене ниже цены приобретения), что позволяет уменьшить налоговые обязательства продавца по налогу на прибыль и НДС.

4/Метод делегирования налогов предприятию-сателлиту заключается в передаче объекта налогообложения другому субъекту предпринимательской деятельности, связанному с налогоплательщиком. Этот метод связан, как правило, с размещением «налогоемких» видов деятельности на других предприятиях, контролируемых налогоплательщиком.

5/Метод отсрочки налогового платежа базируется на использовании элементов других методов. Его использование позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения на последующий налоговый период. В качестве примера применения такого метода может быть приведено использование договора комиссии с привлечением посредника вместо заключения договора поставки, что позволяет отсрочить момент увеличения валового дохода у продавца.

6/Метод оффшора. Сущность метода состоит в переносе объекта налогообложения (отдельных операций, видов деятельности, имущества) под юрисдикцию с более мягким режимом налогообложения. Широко применяется не только во внешнеэкономической деятельности, но и на территориях приоритетного развития и в рамках специальных экономических зон.

7/Метод льготного предприятия — один из широко применяемых методов налоговой оптимизации, который заключается в переносе объектов налогообложения или видов деятельности под льготный режим налогообложения, связанный с особым налоговым статусом некоторых субъектов предпринимательской деятельности (субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, сельхозтоваропроизводителей, предприятий общественных организаций инвалидов и т.п.).

Метод использования учетной политики базируется на взаимозависимости налогового и бухгалтерского учета и заключается в том, что при помощи изменения учетной политики могут быть изменены размеры налоговых баз. Так, правильный выбор метода амортизации основных средств и установление заниженной ставки амортизации в бухгалтерском учете малого предприятия — плательщика единого налога позволяет уменьшить объект налогообложения при продаже основных фондов.

ПРЕДЕЛЫ НП – уст-ные гос-вом огранич-ния с целью снижен. уклонений от уплаты налогов.

Наши рекомендации