Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)»

Головкова Е.А., Лещик Н.П.

Краткий конспект лекций

По учебной дисциплине

«Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных организациях»

Для специальности

Особенности анализа наличия, движения и использования медикаментов и перевязочных средств

Медикаменты и перевязочные средства являются одной из групп материальных ценностей. Поэтому их анализ производится сходно с анализом материалов, описанным выше, но с учетом некоторых особенностей.

В качестве источников для анализа привлекаются:

Бухгалтерский баланс (ф. № 1);

Бюджетная смета и расчеты к ней;

Основные показатели деятельности организации (развития сети, объема оказываемых услуг и т.п.);

Отчет о движении материальных ценностей (ф. № 6);

Данные актов инвентаризаций и ревизий, справок проверок и обследований, нормативных и законодательных актов, разработанных ведомственных и отраслевых инструкций и указаний;

Первичные документы (товарные накладные, счета-фактуры, накладные (требования), акты списания материалов и т.д.);

Учетные регистры (книги складского учета, мемориальный ордер №13, оборотные ведомостей по субсчету 062, книга «Журнал-Главная» и др.)

Средства на приобретение медикаментов и перевязочных средств планируются, как правило, в сметах учреждений здравоохранения. Однако указанные средства могут иметь место и в сметах иных организаций при содержании, например, медпункта.

На текущий момент по медикаментам нет государственно установленных норм расхода, что затрудняет проведение анализа. Нормы могут быть установлены локальными НПА организации, однако в практике это встречается достаточно редко. Частично отсутствие норм связано с тем, что расход медикаментов и перевязочных средств в количественном и стоимостном выражении в значительно степени варьируется от индивидуальной схемы лечения, вида и тяжести заболевания, индивидуальной переносимости препаратов, изменения ассортимента медикаментов и их цены. Тем не менее, Министерством здравоохранения Республики Беларусь разработаны стандартные рекомендуемые схемы лечения для определенных видов заболеваний, что могло бы помочь в определении примерных наборов медикаментов для организаций здравоохранения.

При анализе состава медикаментов следует учитывать особенности их хранения и обращения с ними. Так, в зависимости от токсикологической группы должны храниться раздельно лекарственные средства, относящиеся к: списку А (ядовитые и наркотические вещества), списку Б (сильнодействующие) и общему списку. Списки А и Б — это списки лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению и требующих особых мер безопасности и контроля при хранении, изготовлении и применении.

Как для продуктов питания, для медикаментов устанавливаются сроки хранения и порядок использования препаратов. Поэтому при анализе остатков медикаментов уделяют внимание целесообразности их образования.

При определении уровня материалопотребления по медикаментам в качестве производственных показателей целесообразно брать не среднегодовое количество коек, а количество койко-дней, так как расход по этой группе материалов напрямую зависит от объема работы учреждения.

Головкова Е.А., Лещик Н.П.

Краткий конспект лекций

По учебной дисциплине

«Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных организациях»

Для специальности

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)»

(направление специальности 1-25 01 08-02 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (в бюджетных организациях)»)

М И Н С К 2015

Перечень тем и вопросов

Тема (вопрос) стр
Анализ хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией
1.1 Сущность анализа хозяйственной деятельности как функции управления бюджетной организацией
1.2 Виды бюджетных организаций и их особенности как объектов управления
1.3 Предмет и основные методы анализа хозяйственной деятельности бюджетных организаций
1.4 Содержание, основные объекты анализа и система экономических показателей хозяйственной деятельности бюджетных организаций
Анализ основных показателей объема и качества работы бюджетных организаций различных сфер
2.1 Основные показатели работы стационарных медицинских учреждений
2.2 Основные показатели работы амбулаторно-поликлинических учреждений
2.3 Анализ основных показателей учреждений дошкольного образования
2.4 Анализ основных показателей сети учреждений общего среднего образования
2.5 Анализ основных показателей учреждений высшего образования
2.6 Анализ объемов работы научно-исследовательских институтов
Анализ финансирования бюджетных организаций и исполнения бюджетной сметы
3.1 Порядок планирования бюджетных средств
3.2 Анализ обеспеченности бюджетной организации финансовыми ресурсами
3.3 Анализ исполнения бюджетной сметы
3.4 Анализ кассовых и фактических расходов
Анализ труда и заработной платы
4.1 Задачи и источники информации для анализа труда и заработной платы
4.2 Анализ состава, структуры и движения работников
4.3 Оценка обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности труда
4.4 Анализ использования рабочего времени
4.5 Анализ формирования и использования фонда заработной платы
Анализ основных средств в бюджетных организациях
5.1 Задачи и источники информации для анализа основных средств
5.2 Анализ состава и структуры основных средств.
5.3 Анализ технического состояния
5.4 Анализ движения основных средств.
5.5 Анализ обеспеченности организации основными фондами.
5.6 Анализ эффективности использования основных средств и обоснованности их списания.
Анализ материально-технического обеспечения и использования материалов в бюджетных организациях
6.1 Задачи и источники информации для анализа материалов
6.2 Анализ наличия, поступления и обеспеченности материалами
6.3 Анализ использования материалов
Особенности анализа наличия, движения и использования продуктов питания в деятельности бюджетных организаций
Особенности анализа наличия, движения и использования медикаментов и перевязочных средств
Анализ отдельных предметов в составе оборотных средств
9.1 Задачи и источники информации для анализа ОПвСОС
9.2 Анализ наличия, поступления и обеспеченности ОПвСОС
9.3 Анализ использования ОПвСОС
Анализ стипендиального фонда учреждений образования
10.1 Понятие стипендиального фонда, значение и источники информации для его анализа
10.2 Анализ стипендиального фонда
Анализ расчетных операций бюджетных организаций
11.1 Задачи и источники информации для анализа расчетных операций
11.2 Анализ состава, структуры и динамики задолженности в бюджетных организациях
11.3 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Анализ внебюджетной деятельности
12.1 Задачи и источники информации для анализа внебюджетной деятельности
12.2 Анализ доходов от внебюджетной деятельности
12.3 Анализ расходов по внебюджетной деятельности
12.4 Анализ формирования и использования превышения доходов над расходами



Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией

1.1 Сущность анализа хозяйственной деятельности как функции управления бюджетной организацией.

В общефилософском смысле анализ является одним из важнейших методов научного познания окружающей действительности. Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

Хотя деятельность бюджетных организаций носит объективный характер и развивается по определенным законам, она нуждается в управлении со стороны государства. Чтобы быть эффективным, такое управление, во-первых, должно основываться на познании и использовании механизмов действия законов экономического развития, проявляемых на уровне отдельных субъектов хозяйствования, и, во-вторых, реализовываться посредством определенного набора функций, к числу которых относится и функция анализа.

Универсальная схема системы управления включает два ключевых блока — управляющий и управляемый.

Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией.

Функция планирования задает определенную программу действий бюджетной организации, а также уровень технических, экономических и финансовых параметров, которые необходимо достичь в результате хозяйственной деятельности.

При помощи функции учета обеспечивается обратная связь двух подсистем процесса управления. Учет призван обеспечить достоверное отражение фактического состояния бюджетной организации.

Анализ на основе плановой и фактической информации дает количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учетной информации при помощи специальных приемов и методов, анализ формирует данные, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации. Посредством аналитической функции выявляются неиспользованные внутрихозяйственные резервы ускорения развития и роста эффективности деятельности организации. Этим определяется сущность анализа как функции управления.

Посредством регулирования обеспечивается приведение управляемой системы к желаемому состоянию.

Рассмотренные функции тесно взаимосвязаны между собой и составляют основу технологического процесса управления бюджетной организацией.

1.2 Виды бюджетных организаций и их особенности как объектов управления.

Система управления организациями, финансируемыми из бюджета, построена по отраслевому признаку. Основными министерствами, имеющими разветвленную сеть подведомственных учреждений, посредством которых обеспечивается непосредственное выполнение социально значимых для общества функций, являются: Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты населения, Министерство образования, Министерство спорта и туризма, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство финансов и др.

Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как определенную совокупность производственных отношений, сложный динамичный комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг).

Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности.

1. Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, является бюджетная смета. Зафиксированные в сметах ассигнования являются предельно допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и порядке их формирования.

Выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений.

2. Система исполнения бюджетов по расходам предусматривает финансирование расходов распорядителей средств со счетов Главного государственного казначейства Министерства финансов и территориальных органов государственного казначейства. Расходы распорядителей средств производятся, как правило, без зачисления бюджетных средств на их счета в учреждениях банков путем непосредственного перечисления на счета поставщиков товаров (работ, услуг) и других получателей средств. Исключением являются расходы распорядителей средств, осуществляемые в форме наличных выплат (заработная плата, командировочные и др.)

3. Финансирование большинства бюджетных организаций в отличие от хозрасчетных предприятий осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя. Товарно-денежные отношения в непроизводственной сфере носят в основном односторонний характер. Бюджетные организации оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг и выполняют работы, которые оплачиваются не потребителем, а из государственного бюджета на безвозвратной основе. Это ослабляет контроль, с одной стороны, за качеством функций, выполняемых бюджетной организацией, а с другой — за эффективностью использования выделенных средств. Формирование стоимости (цены) услуг бюджетных учреждений осуществляется в основном директивным методом, исходя не столько из реальной величины затрат, сколько из возможностей бюджета. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.

4. В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственные средства согласно установленной бюджетной смете в соответствии с бюджетной классификацией. Это отрицательно сказывается на гибкости экономического управления, возможностях оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования.

5. Некоммерческий характер деятельности бюджетных организаций и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата. Это вынуждает предприятия расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств.

1.3 Предмет и основные методы анализа хозяйственной деятельности бюджетных организаций.

Непосредственным предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи, составляющие основу экономических отношений, возникающих и складывающихся на уровне отдельных бюджетных организаций в ходе выполнения ими своих функций. Анализ хозяйственной деятельности изучает процесс формирования и причины (факторы) изменения результатов деятельности бюджетных организаций. При помощи анализа объясняется механизм действия факторов, даются качественная оценка и количественное измерение силы их влияния на результативные экономические показатели деятельности бюджетных организаций, раскрывается сущность и объясняется содержание причин динамики их экономического развития.

Причинно-следственные связи, составляющие основу хозяйственной деятельности бюджетных организаций, многообразны и многочисленны. Все это многообразие можно разделить на две большие группы. Первая группа — это детерминированные связи, вторая — стохастические.

Характерной особенностью детерминированных (функциональных) связей является то, что изменению фактора на единицу своего значения всегда соответствует изменение результативного показателя на строго определенную величину. Выделяют следующие виды таких причинно-следственных зависимостей:

аддитивная зависимость — результативный показатель (РП) равен сумме или разности факторов (Ф): РП = Ф1 + Ф2 +.. . + Фn или РП = Ф1 + Ф2 - Ф3;

мультипликативная зависимость — результативный показатель равен произведению факторов: РП = Ф1 Ф2. . . Фn;

кратная (обратная) зависимость — показатель конструируется в виде частного фактора: РП = Ф1 / Ф2;

смешанный тип связей — в формуле результативного показателя присутствует комбинация аддитивных, мультипликативных или кратных зависимостей: РП = (Ф1 + Ф2) / (Ф3 Ф4).

Для стохастических (косвенных, опосредованных) связей характерно то, что одному и тому же изменению фактора могут соответствовать разные значения результативного показателя. Как правило, при стохастических связях изменения факторов вызывают средние изменения результативного показателя. Если формулы детерминированных экономических факторных моделей всегда функционально заданы, то при стохастических (неопределенных) зависимостях форма связи устанавливается при помощи специальных расчетов по формулам среднеквадратических отклонений.

Основными методами анализа детерминированных связей являются: сравнение, элиминирование (прием абсолютных разниц и цепных подстановок), метод относительных разниц и др.

В ходе анализа производится также наблюдение, группировка, расчет абсолютных и относительных величин.

1.4 Содержание, основные объекты анализа и система экономических показателей хозяйственной деятельности бюджетных организаций.

Содержанием анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений является, во-первых, раскрытие механизма действия основных факторов, влияющих на экономические показатели; во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей; в-третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета. В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математические модели факторных систем параметров хозяйственной деятельности учреждений.

В силу различия функций, выполняемых бюджетными учреждениями, особенностей состава оказываемых услуг возникает необходимость проведения анализа хозяйственной деятельности учреждений в разрезе отраслей непроизводственной сферы: учреждений дошкольного, общего среднего, высшего образования, больниц и поликлиник в здравоохранении, научно-исследовательских институтов в науке и др. Хозяйственная деятельность каждого из них выступает основным объектом анализа.

Организационно-техническая и экономическая специфика деятельности бюджетных учреждений находит свое отражение в характерных объектах управления, анализа и соответствующих системах показателей.

Так, основными показателями деятельности учреждений дошкольного образования являются численность детей, количество детских групп, количество дней посещения детьми учреждения (дето-дни), наполняемость детских групп, укомплектованность детских мест.

Для учреждений общего среднего образования — количество учащихся, количество учебных классов, наполняемость классов, количество часов учебной нагрузки учителей.

Для учреждений высшего образования — прием студентов, отсев студентов, выпуск специалистов, количество студентов на начало и конец учебного года, их среднегодовая численность, объем учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава по видам работ (лекции, практические и лабораторные занятия, консультации, зачеты, экзамены, руководство курсовыми и дипломными работами, учебной и производственной практикой студентов и др.), число студентов в расчете на одного преподавателя, размер учебной площади в расчете на одного студента, затраты на подготовку специалиста.

Для больниц — количество коек и койко-дней, среднегодовое количество дней функционирования койки, уровень обеспеченности населения коечным фондом, количество больных, прошедших лечение, средняя продолжительность пребывания больного в стационаре.

Для поликлиник — количество врачебных посещений в смену, количество врачебных должностей, среднегодовая нагрузка на одну врачебную должность.

Для научно-исследовательских институтов — общий объем научных работ, выполненных в отчетном периоде, количество тем исследований и их сметная стоимость, объем реализованной научно-технической продукции, работ и услуг, количество структурных подразделений, среднесписочная численность работников и др.

Нормальное функционирование любого бюджетного учреждения тесно связано с системой его финансирования (средства государственного бюджета, внебюджетные источники).

Наши рекомендации