Договоры на выполнение маркетинговых работ
Договоры на выполнение маркетинговых работ представляют собой чрезвычайно значимый в экономическом и социальном отношении вид договора. По данным западной печати, в развитых странах в маркетинговой деятельности занято более 1/4 работников хозяйственной сферы. По американской статистике затраты на маркетинг составляют до 50% конечной цены многих видов товаров.
Можно дать следующее определение данного договора. По договору на выполнение маркетинговых работ исполнитель обязуется в соответствии с заданием заказчика провести исследование возможностей продаж товара и передать заказчику полученный результат, а заказчик обязуется принять результат исследования и оплатить стоимость работ.
Интересен вопрос о классификации маркетинговых договоров. В отечественной юридической литературе их обычно относят к договорам на оказание услуг, что нельзя признавать верным. Маркетинговые договоры входят в группу подрядных договоров на выполнение работ. Они имеют некоторое сходство с договорами на выполнение научно-исследовательских работ. Однако это лишь внешнее сходство. Договор маркетинга — это самостоятельный вид договора. Его содержанием является не научное, а прикладное исследование. Научное исследование может иметь отрицательный результат. В отличие от этого маркетинговый договор всегда имеет конкретный позитивный результат. Это может быть неутешительный для заказчика результат, однако это будет ответ, а не вывод о невозможности ответа.
Для сторон важно конкретно и четко определить задачи маркетингового исследования. Расплывчатое или неправильное определение проблемы может повлечь лишь значительные расходы, не дав желаемого результата. Поэтому в большинстве случаев заключению маркетингового договора должно предшествовать составление задания на проведение исследования. Заказчик зачастую не в состоянии сформулировать свои проблемы, он видит лишь негативные проявления, состоящие в затруднительности сбыта товара или в падении продаж. Поэтому более продуктивно, когда задание разрабатывается самим исполнителем при участии заказчика и утверждается последним.
Задание должно включать:
1) направление и цели исследования, т. е. общую формулировку задач, которые должны быть решены;
2) определение методов исследования: наблюдение, эксперимент, опросы, экспертные оценки и др.;
3) масштабы изучения материала;
4) допустимые величины погрешностей и другие моменты.
Разработка задания позволяет определить сроки исполнения и стоимость самого маркетингового исследования. Нередко при разработке задания выясняется, что затраты на исследование превысят ценность их результатов, что влечет отказ заказчика от продолжения отношений. Поэтому разработку проекта задания следует оформлять самостоятельным договором на оказание консультационных услуг с отдельной оплатой.
В самом договоре маркетинга должен быть определен его предмет. Это — наименование работы с отсылкой к заданию и с указанием того, какие результаты должны быть получены. Должны быть указаны конкретные документы, в соответствии с которыми выполняется работа. Это прежде всего задание на проведение маркетингового исследования, а когда сторонами установлены этапы, то также программа выполнения работ с указанием сроков, содержания и результатов каждого этапа. Устанавливается общий срок выполнения работ, порядок сдачи работ, требования, предъявляемые к отчету исполнителя. Результатом работ являются выводы и рекомендации, подготовленные исполнителем на основе исследования и излагаемые в отчете. В договоре также определяется стоимость работ и порядок расчетов. Спецификой маркетинговых работ является конфиденциальный характер, недопустимость передачи результатов исследования другим лицам.
Необходимым требованием к результатам маркетингового исследования является достаточность содержащегося в отчете объема информации для принятия решения заказчиком о выпуске конкретного товара, его качественных показателях и потребительских свойствах, уровне цен. Кроме того, заказчик должен иметь возможность для определения направлений и способов дальнейшего продвижения товара.
Как и всякие работы, маркетинговые исследования должны обеспечиваться гарантией достоверности, надежности, результатов. Для этого может предусматриваться ответственность маркетологов, например в виде обязанности возврата части полученной платы при недостижении спрогнозированных результатов. Вместе с тем приходится учитывать, что достижение ожидаемого результата в виде соответствующего увеличения продаж товара зависит не только от достоверности выводов маркетолога, но и от множества других факторов, в том числе от правильности действий самого заказчика.
Договоры на рекламу
Важное значение для осуществления коммерческой деятельности имеют договоры на рекламу.
Рекламой применительно к коммерческой деятельности признается распространяемая в любой форме и с помощью любых средств информация о товарах либо о юридическом лице (предпринимателе), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам или юридическому лицу и способствовать реализации товаров.
Объектом рекламы могут быть предлагаемый товар либо организация, осуществляющая производство или продажу товара. Реклама товара имеет целью стимулирование его продаж, побуждение потребителя к приобретению соответствующего товара, а также оказание помощи в выборе товаров. При рекламировании организации-изготовителя или продавца товара преследуется цель побудить потребителя обратиться именно к данной фирме и этим расширить круг покупателей и увеличить объемы продаж. При рекламировании изготовителя или продавца товара потребителям сообщается информация, призванная сформировать или поддержать интерес к этой фирме, ее идеям и начинаниям и способствовать их реализации.
Различают следующие основные виды рекламы:
• печатная реклама, которая распространяется в виде листовок, проспектов, каталогов, буклетов, плакатов, календарей, папок и т.п.;
• реклама, публикуемая в газетах, в журналах, в книгах, в телефонных и иных специализированных справочниках;
• наружная реклама в виде щитов, вывесок, световых экранов и т.п.;
• радио- и телереклама в виде кино- и видеофильмов, радиоклипов и т.п.;
• реклама на транспорте в виде рисунков и надписей на бортах транспортных средств, подъем рекламных материалов в воздух с помощью технических средств;
• сувенирная реклама в полиграфическом или промышленном исполнении в виде блокнотов, календарей, полиэтиленовых пакетов, канцелярских принадлежностей и т.п.;
• реклама на месте продажи в виде рекламной упаковки, оформления витрин магазинов и торговых помещений и т.п.
Федеральный закон «О рекламе» предусматривает важные требования как с самой рекламе, так и к деятельности по ее размещению и распространению. Он определяет особенности рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации, устанавливает требования к организации рекламы в местах продажи, ограничения для размещения рекламы, правовые основы взаимоотношений рекламодаталей с рекламопроизводителями и рекламораспространителями, перечень документов и согласовании, необходимых для наружной рекламы, размеры, платы за распространение для размещения наружной рекламы, требования, предъявляемые к рекламе отдельных групп товаров (алкогольных напитков, табачных изделий, медикаментов и др.), меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Названный закон вводит понятия недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной, неэтичной рекламы и определяет их содержание. Недобросовестной рекламой, в частности, признается такая, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемым товаров, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении определенных характеристик товара или самого рекламодателя. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
В рекламной деятельности необходимо выделять подрядные отношения между рекламодателем (заказчиком) и рекламопроизводителем — лицом, осуществляющим приведение рекламной информации в готовую для распространения форму. Результатом действий рекламопроизводителя должен быть рекламный продукт: рекламный щит, плакат, бегущая световая строка, телевизионный ролик и т.п. Создание рекламного продукта может соединяться с обязанностью рекламопроизводителя по его размещению в месте нахождения или передаче агентствам-распространителям.
От работ по созданию рекламного продукта следует отличать услуги по распространению рекламной информации. Отношения по размещению и распространению рекламы на рынках товаров определяются договором между рекламодателем и рекламораспространителем. Размещение и распространение рекламной информации осуществляется путем предоставления и использования мест в печатных изданиях, технических средств радиовещания, телевизионного вещания, эфирного времени и иными способами.