Принципы организации и управления денежной системой

Принципы организации Принципы управления
1. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота 2. Порядок и виды обеспечения денежных знаков (во всех странах эмиссия денежных знаков осуществляется под обеспечение активами центрального банка) 1. Принцип централизованного управления денежной системой 2. Принцип планирования денежного оборота 3. Принцип обеспеченности эмитируемых денег 4. Принцип зависимости и независимости центрального банка от государства 5. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом

Основными элементами денежной системы являются:

1) Название денежной единицы и масштаб цен как элемент денежной системы складывался исторически. Например, рубль в начале был синонимом гривны – денежной и весовой единицы Древней Руси. В настоящее время в основе денежной системы России лежит рубль, разменный на 100 копеек (ст.27 федерального закона о Банке России);

2) Виды денежных знаков, являющиеся законным средством платежа на территории данного государства. В основном это банкноты и монеты. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты. Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.

3) Эмиссионный механизм – это порядок выпуска и изъятия денег из оборота. Порядок обеспечения денежных знаков устанавливается законодательством стран. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

4) Структура денежной массы в обороте – это соотношение между наличной и безналичной денежной массой либо между отдельными купюрами и монетами в общей сумме или количестве банкнот и монет (см. прил. 4);

5) Порядок установления валютного курса представляет собой котировку валют, или отношение единицы валюты данной страны к валюте других стран (например, 1 доллар США = 65,9467 росс. руб.);

6) Механизм денежно-кредитного регулирования – это совокупность различных инструментов денежно-кредитной политики, посредством использования которых центральный различных инструментов денежно-кредитной политики по средством использования которых анной страны к валюте других сбанк воздействует на денежную массу, которая находится в обращении.

Денежно-кредитная политика

Под денежно-кредитной политикой подразумевается воздействие на экономическую конъюнктуру посредством регулирования количества находящихся в обращении денег. Поэтому главным проводником этой политики является центральный банк, ответственный за обеспечение страны необходимым для эффективного функционирования экономики количеством денег. Для регулирования количества денег у центрального банка есть три возможности:

− проводить операции на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее:

Центральный банк продает государственные облигации → ↓объемы свободных денежных средств банков → ↓объемы кредитования банками → ↓ денежная масса; Центральный банк покупает государственные облигации → ↑ объемы свободных денежных средств банков → ↑ объемы кредитования банками → ↑ денежная масса;




− менять стоимость кредитов коммерческим банкам; при ее снижении объем кредитов, а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот:

Ставка рефинансирования ↓ → ↓ проценты по кредитам банков → ↑ спрос на кредиты → ↑ объемы кредитования банков → ↑ денежная масса; Ставка рефинансирования ↑ → ↑ проценты по кредитам банков → ↓ спрос на кредиты → ↓ объемы кредитования банков → ↓ денежная масса;

− определять норму минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег:

НОР ↓ → ↑ объемы свободных денежных средств банков → ↑ объемы кредитования банками → ↓ процент по кредитам банков → ↑ денежная масса; НОР ↑ → ↓ объемы свободных денежных средств банков → ↓ объемы кредитования банками → ↑ процент по кредитам банков → ↓ денежная масса;  

Какому из перечисленных способов регулирования количества находящихся в обращении денег отдать предпочтение, зависит от структуры денежной базы страны. Поскольку в США она состоит из государственных ценных бумаг, то ФРС регулярно проводит операции на открытом рынке ценных бумаг. В активе Немецкого банка государственные ценные бумаги практически отсутствовали; поэтому основным методом корректировки денежной массы в ФРГ служили кредиты коммерческим банкам. Такая же ситуация в настоящее время наблюдается в Европейском банке, который в качестве главного инструмента регулирования количества денег использует операцию РЕПО (Repurchase Agreement) — покупку ценных бумаг у коммерческих банков, которые обязуются выкупить их через определенное время (обычно через 2 недели) с процентом.

Изменение норм минимального резервного покрытия является более жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому его стараются использовать как можно реже.

В настоящее время Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции и его основной целью является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчиво низкой инфляции.

Ранее в течение нескольких лет Банк России проводил политику денежного таргетирования, то есть формировал свое денежное предложение в соответствии с установленными целевыми параметрами прироста денежной массы. Особенно эффективной эта политика оказалась в период высокой инфляции. Позднее Банк России столкнулся с тем, что спрос на деньги – центральный элемент в денежном таргетировании – оказался нестабильным, что затрудняло предвидение результатов проведения политики, основанной на контроле за темпами прироста денежной массы.

Инструменты денежно-кредитной политики – средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на спрос и предложение денег.

Проводя денежно-кредитную политику, центральный банк может действовать двумя способами: напрямую, путем осуществления своих административно-нормативных полномочий, и косвенно, путем влияния на состояние денежного рынка с задействованием рыночных механизмов. Меры денежно-кредитной политики Банка России, проводимой им в период с 1991 года по 2004 год представлены в приложении 6 (см. прил. 6).

Прямые методы воздействия (административные) задействуют инструменты прямого контроля – административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Примерами количественного контроля являются лимиты роста кредитования или привлечения депозитов, установление максимальных размеров ставок по кредитам или депозитам.

Инструменты прямого контроля обладают определенными преимуществами:

− Достаточно просты в применении и легко объяснимы для общественности;

− Относительно невысокая затратность использования инструментов;

− Центральный банк способен контролировать процентную ставку и максимальные объемы депозитов или кредитов, что может играть важную роль в кризисных ситуациях и при неразвитости косвенных инструментов;

− Позволяют осуществлять целевое кредитование приоритетных отраслей экономики;

− Сокращают временные лаги денежно-кредитной политики – период между возникновением потребности в применении меры, реализацией мероприятия и достижением эффекта.

Основные недостатки инструментов прямого контроля следующие:

− Индивидуальные меры контроля, применяемые к каждому банку, сдерживают развитие конкуренции на финансовых рынках от которой могли бы получить преимущества как заемщики, так и кредиторы, и вкладчики. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увеличить кредитование, предлагая более высокие проценты ставки по депозитам и более низкие – по кредитам;

− Ограничивают развитие финансового сектора и снижают роль финансового посредничества;

− Кредитный контроль за рядом банков (в частности, за осуществляющими кредитование определенных отраслей или регионов) оказывает искажающее влияние на рынки. Более того, стоимость данных мер государственного вмешательства для экономики не поддается учету. Если правительство желает создать привилегированные условия для некоторых отраслей или экономических регионов, то эффективнее предоставить субсидию и отразить ее стоимость в бюджете. Такая мера может быть измерена соответствующим образом, а цели использования государственных средств будут очевидными для общественности;

− Способствуют оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые («черные») рынки или за рубеж, в связи с чем со временем становятся менее эффективными, так как находят пути их обхода;

− Приводят к созданию сложной многоуровневой структуры процентных ставок и кредитных ограничений, что чревато появлением серьезных рыночных диспропорций и снижением эффективности (например, в Индонезии в 70-80-е годы существовало более 20 категорий рефинансирования с различными процентными ставками).

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы – методы воздействия на мотивацию поведения субъектов при помощи рыночных механизмов.

Переход к косвенным методам денежно-кредитной политики объективно связан с повышением степени независимости центрального банка, его функциями в экономике и общим процессом финансовой либерализации.

Преимущества косвенных методов:

− более гибкое проведение денежно-кредитной политики;

− освобождают процесс распределения финансовых ресурсов от государственного вмешательства.

К косвенным инструментам денежно-кредитной политики можно отнести:

− Система рефинансирования;

− Депозитные операции;

− Обязательные резервы;

− Операции на открытом рынке;

− Операции на валютном рынке.

Статья 35 федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» содержит перечень основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России.

Типы денежных систем

В зависимости от формы функционирования денег (как товар или как знак стоимости) выделяют два типа денежных систем (см. рис. 11):

− система металлического обращения;

− система обращения бумажных и кредитных денег.

Принципы организации и управления денежной системой - student2.ru

Рис.11. Типы денежных систем

При системе металлического обращения денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл.

При системе обращения бумажных и кредитных денег в обороте присутствуют бумажные и кредитные деньги не разменные на металл.

Переход от одной денежной системы к другой связан с тем, что в процессе развития товарно-денежного обмена происходил переход от применения одних видов денег к другим, а также в связи с изменением условий их функционирования и повышения их роли.

Биметаллизм – это денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно была закреплена за двумя металлами – золотом и серебром. В рамках этой системы предусматривалась свободная чеканка монет из обоих металлов. Различают следующие разновидности биметаллизма:

− система параллельной валюты (соотношение между золотом и серебром устанавливается стихийно в соответствии с рыночной ценой этих металлов);

− система двойной валюты (соотношение между золотом и серебром устанавливалось государством);

− система «хромающей валюты» (монеты из серебра чеканились в закрытом порядке, а из золота свободно, а также серебряные монеты являлись знаком золота).

Просуществовал биметаллизм до середины 19 века, но вскоре уступил свое место монометаллизму.

Монометаллизм – это денежная система, при которой всеобщим эквивалентом служит один металл. При этом в обращении присутствуют и другие знаки стоимости, разменные на металл. Выделяли медный, серебряный и золотой монометаллизм. Общемировое распространение получил золотой монометаллизм.

В Российской империи золотой монометаллизм был введен в 1897 году.

Существовало три разновидности золотого монометаллизма:

1. Золотомонетный стандарт:

− Свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота;

− Свободный размен золотых монет на знаки золота по нарицательной стоимости;

− Свободное движение золота между странами;

− Выполнение золотом всех функций денег.

2. Золотослитковый стандарт:

− Существовал в странах с запасами золота (Англия, Франция, Япония);

− Свободной чеканки не существовало;

− Размен денег на золото был ограничен стоимостью слитков (Англия – слиток = 12, 4 кг. = 1700 ф. ст.; Франция – слиток = 12,7 кг. = 215 тыс. фр.).

3. Золотодевизный стандарт:

− Существовал в странах с небольшим запасом золота (Австралия, Германия, Дания, Норвегия и др.);

− Связь банкнот с золотом была не опосредована, чем при золотослитковом;

− Банкноты обменивались на девизы (иностранную валюту, которая была разменна на золото) – породило валютную зависимость одних стран от других.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. привел к тому, что перестали существовать все формы золотого монометаллизма.

С переходом к системе обращения бумажных и кредитных денег все денежные системы стали характеризоваться следующими чертами:

− Отмена золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото, оседанием золота в резервах;

− Выпуском наличных и безналичных денег на основе кредитных операций банков;

− Преобладанием безналичного оборота в денежном обращении;

− Усилением государственного регулирования денежного оборота, созданием механизма денежно-кредитного регулирования.

Наши рекомендации