IS-LM как модель совокупного спроса.

10.

Поскольку товарный и денежный рынки взаимодействуют, то бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политики не являются независимыми друг от друга. На результаты проведения определенной бюджетно-налоговой политики будет влиять реакция центрального банка, а эффект от политики ЦБ будет зависеть от того, какой политики придерживается правительство. На рис. 7.18 показаны краткосрочные последствия увеличения государственных закупок в зависимости от того, какие меры предпринимает центральный банк. Если политика ЦБ состоит в поддержке на неизменном уровне денежного предложения, то такое сочетание политики правительства и политики ЦБ приведет к увеличению выпуска и ставки процента в краткосрочном периоде (рис. 7.18, а). Если действия ЦБ направлены на нейтрализацию эффекта вытеснения, сопровождающего стимулирующую бюджетно-налоговую политику, то кредитно-денежная политика должна состоять в сохранении на постоянном уровне процентной ставки. Для этого ЦБ увеличивает предложение денег на соответствующий объем (кривая LM сдвигается вправо). Результатом будет более сильное увеличение выпуска при неизменной процентной ставке (рис. 7.18, б) по сравнению с комбинацией политик (см. рис. 7.18, а). IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru Рис. 7.18. Реакция экономики на увеличение госзакупок в зависимости от вариантов кредитно-денежной политики: а - ЦБ поддерживает предложение денег на неизменном уровне; б - ЦБ сохраняет ставку процента на постоянном уровне; с - ЦБ на постоянном уровне поддерживает совокупный выпуск Если при увеличении правительством государственных закупок политика ЦБ нацелена на поддержку в неизменном объеме совокупного выпуска, то его ответной мерой будет сокращение предложения денег, что приведет к более сильному росту процентной ставки (рис. 7.18, в).

Национальный доход в открытой экономике. Счет движения капитала и счет текущих операций. Обменный курс.

При анализе динамики валютных курсов может наблюдаться как номинальное обесценение (удешевление), так и номинальное удорожание национальной валюты.

Модель Манделла-Флеминга.

Цель: одновременное достижение экономикой внутреннего равновесия(т.е. совокупный выпуск на уровне полной занятости) и внешнего равновесия(равенство баланса официальных расчетов 0). При этом имеется фиксированный валютный курс и международная мобильность капиталов. В качестве G – уровень гос. расходов i – уровень процентной ставки 1. Внешнее равновесие IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru Чтобы уравновесить платежный баланс, необходимо добиться улучшения счета движения капитала IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru 2.Внутреннее равновесие IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru Инфляционный спрос (В)(с целью инвестиционного спроса) Наклон EB зависит от движения капитала. Применение бюджетно-налоговой политики(G) и денежно-кредитной( IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru ) ведет к тому, что в т.с. платежный баланс > 0, но i изменилось, что способствует притоку капитала в страну. I – неполная занятость и дефицит САВ II – инфляционный спрос децифит САВ III – инфляционный спрос, (+) положит САВ IV – неполная занятость, положит САВ Вывод: В модели Манделла распределение ролей определяется по правилу сравнительного преимущества. Смысл: достижение конкретной цели поручается тому органу, который имеет большее воздействие на данную цель. Фиксированный валютный курс, то денежно-кредитная политика имеет большее преимущество. 1. IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru 2. IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru др. счет движения капитала Изменения ПБ на изменение i будет выше, чем реакция совокупного выпуска. Валютный курс полагается фиксированным, цены, как и прежде, неизменными. Модель Манделла – Флеминга - модель целенаправленной корректировки открытой экономики, показывающая ме­ханизм одновременного постижения внутреннего и внешнего баланса путем использования инструментов денежной и бюджетной политики в условиях различной политики в отношении международного движения капитала. Графическое поле разбивается на четыре квадранта кривыми внутреннего баланса YY и внешнего баланса ВР, который в данном случае включает весь платежный баланс на горизонтальной оси показываются государственные рас­ходы (G), являющиеся инструментом бюджетной политики, а на вертикальной - процентная ставка (г), являющаяся инструментом денежной политики. Движение вправо по горизонтальной оси означает экспансионистскую бюджетную политику - рост бюджетных расходов и/или _сокращение налогов; движение влево - рестриктивную 6юджетную политику – сокращение расходов и/или рост налогов. Движение вверх по вертикальной оси означает жесткую денежную политику, приводящую к сжатию денежной массы и росту процентной ставки; движение вниз по вертикальной оси означает мягкую денежную политику, приводящую к росту денежной массы и падению процентной ставки. Кривая YY показывает теперь такое сочетание бюджетной и денежной политики, которое при водит к внутреннему балансу, определенному выше. Она имеет положительный угол наклона, поскольку для поддержания внутреннего баланса экспансионистская бюджетная политика, сдвигающая YY кривую вправо, должна быть частично компенсирована жесткой денежной политикой, возвращающей ее назад, но при более высоком уровне бюджетных расходов, которые могли бы привести к разрастанию инфляции спроса, если бы не увеличивавшаяся процентная ставка, которая ее нейтра­лизует. Например, при изначальном внутреннем равновесии в точке А на YY кривой рост государственных расходов сдвинет ее на уровень точки 4 и создаст инфляционное давление в экономике для восстановления равновесия необходима жесткая денежная политика, кото­рая вернет YY кривую в исходное положение, но при равновесии в точке на YY кривой непосредственно над точкой 4, Тем самым справа от YY кривой находятся сегменты внутреннего дисбаланса II и Ш, в которых экономика испытывает высокую инфляцию, слева – сегменты I и IV, где экономика в силу недостаточных инвестиций оказывается перед проблемой безработицы. ВР кривая показывает сочетания денежной и бюджетной политики, которые обеспечивают сбалансированность платежного баланса, его равенство нулю. Экспансионистская бюджетная политика сдвигает ВР кривую вправо и приводит к дефициту платежного баланса, поскольку повышает доходы и, следовательно, зависящий от них импорт при неизменном размере экспорта. Чтобы избежать дефицита, денежная политика должна быть ужесточена, что приведет к росту процентной ставки Н, следовательно, дополнительному притоку капитала из-за рубежа, который и покроет дефицит. Например, при изна­чальном внешнем равновесии в точке А на ВР кривой рост государственных расходов сдвинет ее на уровень точки 4 и: создаст дефицит платежного баланса.





Для восстановления равновесия необходима жесткая денежная политика, кото­рая вернет ВР кривую в исходное положение, но при равновесии в точке теперь уже на кривой непосредственно над точкой 4. Тем самым справа от ВР кривой находятся сегменты внешнего дисбаланса III и IV, в которых экономика имеет большой дефицит платежного баланса, слева - сегменты I и II, где экономика оказывается перед лицом положительного сальдо платежного баланса, ибо процентная ставка выше, чем нужно для равновесия, что вызывает излишний приток капитала. Точка А показывает единственное положение экономики, в котором она находится как во внутреннем, так и во внешнем равновесия. Угол наклона ВР кривой всегда меньше, чем у YY кривой, поскольку изменение процентной ставки оказывает большее влияние на внешний, чем на внутренний баланс. Изменение процентной ставки оказывает на внутренний баланс только прямое воздействие: ее рост приводит к сокращению инвестиции то же время изменение процентной ставки оказывает на платежный баланс как прямое, так и косвенное воздействие. Прямое, поскольку рост процентной ставки непосредственно ведет к росту притока капитала; косвенное, поскольку ее рост также еще и сокращает инвестиции и уменьшает уровень дохода, что приводит к сокращению импорта. Тем самым денежная политика, оперирующая через изменение процентной ставки, более эффективна для достижения внешнего баланса по сравнению с бюджетной политикой, которая более эффективна для достижения внутреннего баланса. Например, чтобы перейти от точки равновесия А на уровень нового внешнего равновесия на ВР кривой не­посредственно над точкой 3, требуются весьма незначительное повышение процентной ставки с г1 до г2 и весьма существенный рост бюджетных расходов с У1 до У2. Напротив, чтобы перейти от точки равновесия А на уровень нового внутреннего равновесия на уу кривой не­посредственно над точкой 2, требуются весьма незначительное повышение бюджетных расходов с Уl до У2 и весьма существенный рост процентной ставки с r1 до г3. При фиксированном валютном курсе инструментов для вывода экономики из дисбаланса только два – денежная и бюджетная политика . • Если страна находится в точках 4, 6, 10 или 12, т. е. точно напротив снизу/сверху справа/слева от точки А, то для достижения баланса в точке А ей достаточно использовать всего один инструмент экономической политики. На­пример, находясь в точке 10, -г.е. имея положительный торговый баланс и безработицу, для этого надо всего­ навсего увеличить государственные расходы. Аналогичным образом, находясь в точке 6 (дефицит торгового баланса и инфляция), достаточно увеличить про­центную ставку за счет рестриктивной денежной политики. Очевидно, что такие "чистые" дисбалансы крайне мало­вероятны . • Если страна находится в точках 1.30,2.30,7.30 или 8.30, то для достижения баланса в точке А ей потребуется использовать уже минимум два инструмента экономической политики. Например, находясь в точке 2.30, т.е. имея сбалансированный платежный баланс, но внутренний дисбаланс (инфляцию), надо не только сократить государственные расходы, но и несколько осла­бить денежную политику, чтобы сбить процентную ставку. Аналогичным образом, находясь в точке 7.30 (сбаланси­рованность внутреннего рынка на фоне дефицита платежного баланса), недостаточно просто зажать денежную эмиссию, надо еще и повысить бюджетные расходы. • Если страна находится в точках 1,2,3,5,7,8,9 или 11, то для достижения баланса в точке А ей потребуется использовать также минимум два инструмента экономической политики. Например, находясь в точке 8, страна испытывает дефицит в торговле и безработицу. Используя экспансионистскую бюджетную политику, страна сначала достигнет промежуточного внутреннего баланса в точке а, затем, ужесточая денежную политику, достигает промежуточного равновесия платежного баланса в точке и, затем, опять добавляя государственные расходы, возвращается к внутреннему равновесию в точке с и т.д., пока не достигнет общего равновесия в А. Если пойти в обратную сторону и постараться достичь внешнего баланса за счет рестриктивной бюджетной политики, то это можно будет сделать только в точке d, но только заработав чудовищную безработицу и отдалив себя тем самым от общего баланса в точке А. Затем уже никакая - ни жесткая, ни мягкая - денежная политика не сможет привести страну в состояние баланса. Аналогичным образом, испытывая в точке 3 инфляцию на фоне положительное сальдо торгового баланса, правительство для выправления ситуации должно опять-таки использовать денежную политику для достижения внешнего баланса и затем бюджетную - для обеспечения внутреннего.

15. Плавающий валютный курс (бюджетно-налоговая политика, кредитно-денежная политика, внешнеторговая политика).

Валютный курс– относительная цена валют двух стран, т.е. цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты.

Существует 3 режима установления валютных курсов:

1. На основе золотых паритетов (при золотом стандарте). Основывался на соотношении золотого содержания денежных единиц, т.е. на золотом паритете. Валюты, привязанные к золоту, соотносились друг с другом по твердому валютному курсу. Причем содержание золота в валютах не менялось до 1914 года. Отклонение валютного курса от паритета было незначительным в пределах так называемых «золотых точек», определяемых расходами по транспортировке золота за границу. Золотой стандарт выступал автоматическим регулятором мирового рынка.

2. Фиксированный курс.Курс национальной валюты устанавливается Центральным банком, который берет на себя обязательство покупать и продавать любое количество иностранной валюты по установленному курсу. Обычно ЦБ устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты в целях макроэкономической стабилизации. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границе этих пределов, ЦБ проводит интервенции: приближение к нижнему пределу требует покупки ЦБ этой валюты в обмен на иностранную валюту или золото, и наоборот.

3. Плавающий курс.Обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная цена валюты на валютном рынке. При системе абсолютно гибких валютных курсов колебания обменного курса ничем не ограничены, поэтому колебания объемов экспорта и импорта, а следовательно, и состояния торгового баланса, текущего счета и платежного баланса в целом могут оказаться труднопрогнозируемыми, что может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику.

Плавающий валютный курс и бюджетно-налоговая политика.Предположим, например, что правительство конкретной страны осуществляет расширительную бюджетно-налоговую политику, связанную с ростом объемов государственных закупок и снижением налогов. Целью ее, предположим, является рост уровня национального дохода в стране.

IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru

В условиях закрытой экономики эти действия правительства действительно бы привели, как мы знаем, к росту ставки процента (i) и уровня национального дохода (Y). В открытой экономической (малой) системе соответствующая государственная политика приведет, как это следует из ее графической модели к сдвигу кривой IS*, характеризующей рынок товаров и услуг, вправо. Это, как и в случае закрытой экономики, приведет к росту ставки процента, однако, давление на внутреннюю ставку процента в сторону ее повышения послужит стимулом для притока иностранного капитала в данную экономическую систему с образованием положительного сальдо платежного баланса.

Спрос на национальную валюту в этом случае увеличится, вырастет ее обменный курс, который будет повышаться для выравнивания сальдо платежного баланса. Результатом же повышения валютного курса будет сокращение объема чистого экспорта. Валютный курс будет расти, а чистый экспорт - сокращаться до тех пор, пока будет существовать активное сальдо платежного баланса, т. е. пока внутренняя ставка процента не сравняется с мировой. Сокращение же чистого экспорта сводит, как правило, на нет весь эффект от расширения спроса на товары и услуги на внутреннем рынке, и в итоге равновесный уровень национального дохода в экономической системе не меняется, возрастает лишь обменный курс национальной валюты.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика в рассматриваемых условиях является неэффективной, так как рост государственных расходов полностью компенсируется снижением совокупного спроса и уровня национального производства.

Плавающий валютный курс и денежно-кредитная политика.Предположим, что Центральный банк страны, проводя с целью повышения деловой активности стимулирующую денежно-кредитную политику, покупает на открытом рынке облигации, увеличивая тем самым предложение денег. В условиях неизменности цен (на краткосрочных интервалах) это приведет к увеличению реальных запасов денежных средств и соответствующему сдвигу вправо кривой LM* . При этом так же, как и в закрытой экономике, снизятся ставка процента, обменный курс и возрастет национальный доход.

IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru

Однако, если в закрытой экономике снижение ставки процента приведет к соответствующему росту объемов капиталовложений, в малой открытой экономической системе это будет стимулировать бегство капитала в другие страны с более высокой ставкой процента и увеличение

дефицита платежнoго баланса. В результате возрастет предложение национальной валюты, снизится ее обменный курс.

Происходящее обесценение национальной валюты стимулирует возрастание чистого экспорта и, следовательно, дальнейшее увеличение совокупного спроса и дохода. Возрастание дохода приводит к росту спроса на деньги, а также к росту процентной ставки до тех пор, пока ее уровень не достигнет мирового (i = i*). Тогда прекращаются отток капитала и снижение обменного курса национальной валюты.

Таким образом, эффективное воздействие денежно-кредитной политики на уровень дохода в малой открытой экономике осуществляется прежде всего через изменение не ставки процента, а обменного курса национальной валюты.

Следовательно, в данном случае увеличение денежной массы в стране стимулирует главным образом не внутренний, а внешний спрос. Поскольку внутренняя ставка процента после своего изменения всегда оказывается в условиях малой открытой экономики на уровне мировой, здесь основным фактором увеличения национального дохода при проведении экспансионистской монетарной политики становится не рост инвестиций, а рост чистого экспорта.

Плавающий валютный курс ивнешнеэкономическая политика.Рассмотрим основные последствия для малой открытой экономики протекционистской политики установления импортных тарифов и квот. Прямым следствием такой политики будет увеличение чистого экспорта страны (рис. 13.7, а), что приведет в свою очередь к сдвигу кривой IS* вправо (рис. 13.7, б).

В результате возрастет обменный курс национальной валюты, что, приводя к снижению объемов экспорта и соответствующему росту объемов импорта, нейтрализует последствия ограничительной внешнеторговой политики.

Следовательно, введение внешнеторговых ограничений в условиях малой открытой экономики, функционирующей в режиме "плавающего" обменного курса национальной валюты, приводит к повышению обменного курса, но не оказывает влияния на доход.

Цель введения ограничений в области внешней торговли обычно состоит в том, чтобы повлиять на состояние текущего счета XN. Однако намеченных целей удается достичь не всегда. К этому выводу приводит нас и рассматриваемая модель. Напомним, что

XN = Y - C(Y - T) - I(i) - G.

Введение внешнеторговых ограничений не влияет на состояние текущего счета, так как это не воздействует на доход, потребление, инвестиции и объем государственных закупок. Тенденция роста чистого

IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru

16. Фиксированный обменный курс (бюджетно-налоговая политика, кредитно-денежная политика, внешнеторговая политика).

Фиксированный обменный курс. Эта система обменного курса характерна для развивающихся в рыночном отношении экономик. В России она использовалась до дефолта 1998 г.

В рамках этой системы ЦБ уполномочен выпускать деньги с взятым на себя обязательством поддерживать стоимость национальной валюты, выраженную в американских долларах, либо фиксированной, либо колеблющейся в узких рамках «валютного коридора».

Механизм фиксации выглядит следующим образом: фактический обменный курс определяется на валютном рынке, а роль ЦБ состоит в регулировании спроса и предложения на этом рынке, гарантирующем неизменность курса. Регулирование рынка может осуществляться либо прямыми валютными интервенциями, либо косвенным стимулированием других участников рынка.

Бюджетно-налоговая политика — меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства иросту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин создает предпосылки для разрушения экономического потенциала России.

Бюджетно-налоговая политика - осуществляется преимущественно Правительством, а кредитно-денежная политика — преимущественно Центральным банком.

Кредитно-денежная политика— это макроэкономическая политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства, направленная на решение основных макроэкономических задач и предполагающая использование кредитно-денежных инструментов. Обычно денежно-кредитная политика центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны. Осуществляет политику центральный банк.

Кредитно-денежная политика может быть двух типов: дискреционная и недискреционная.

Дискреционная кредитно-денежная политика бывает стимулирующая и сдерживающая.

Дискреционная кредитно-денежная политика — это целенаправленная политика, способствующая стимулированию или сдерживанию деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла

Стимулирующая дискреционная политика проводится при спаде производства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет следующая: рост денежной массы, снижение процента, рост инвестиций, рост реального объема производства.

Сдерживающая дискреционная политика проводится при инфляции, опасности кризиса перепроизводства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет обратная: снижение денежной массы, рост процента, снижение инвестиций, снижение реального объема производства.

Недискреционная кредитно-денежная политика — это следование монетарному правилу: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реального ВВП, политика состоит в последовательном изменении денежной массы.

Основные инструменты кредитно-денежной политики центрального банка:

• изменение минимальной нормы обязательных резервов;

• учетно-процентная (дисконтная) политика;

• операции на открытом рынке.

•контроль над рынком капиталов;

•допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков и кредитных учреждений, в том числе иностранных;

•валютные интервенции – купля-продажа значительных объемов валюты для воздействия на величину спроса и предложения национальной денежной единицы;

•таргетирование – установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы и др.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Внешнеторговая политика — основная составляющая внешнеэкономической политики, это совокупность целей, средств и методов, применяемых государством для развития торговых отношений с другими странами. Внешнеторговая политика включает определение географической и товарной структуры экспорта и импорта, а также систему их государственного регулирования.

К важнейшим целям внешнеторговой политики РФ следует отнести:

1) целенаправленное содействие структурной перестройке экономики страны;

2) изменение характера участия РФ в мировой экономике как по линии товарной специализации, так и в отношении договорно-правовых и политических условий;

3) обеспечение экономической безопасности РФ.

Восстановление объемов внешней торговли России идет в основном благодаря росту экспорта сырьевых товаров.

Рис.4.8

Следует отметить, что в процессе приспособления темп инфляции и выпуск не всегда одновременно растут: бывают ситуации стагфляции, когда темп инфляции растет, а выпуск падает, бывают периоды, когда темп инфляции превышает ее долгосрочный уровень m1,. Это возникает из-за того, что отрицательное влияние увеличения инфляционных ожиданий на совокупное предложение превосходит положительное влияние увеличения выпуска прошлого периода на совокупный спрос. Конкретная траектория процесса корректировки зависит от способа формирования ожиданий. Другими словами, если принять предпосылку рациональных ожиданий πe = π, тогда уравнение совокупного предложения (4.14) примет вид IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru . Следовательно при неожиданном увеличении денежной массы экономика окажется в точке Е1 на рис 4.9, а уже в следующем периоде перейдет в состояние Е' с потенциальным уровнем выпуска и темпом инфляции π= m1.

IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru

Рис.4.10

IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru

Рис.4.11

Различают два альтернативных подхода к снижению инфляции с использованием, например, кредитно-денежной политики:

1. постепенное снижение темпа роста денежной массы, выпуска и, следовательно, инфляции в течение продолжительного периода времени (см. рис 4.12);

2. шоковая терапия - быстрое снижение инфляции за счет резкого снижения денежной массы и допущения значительного спала в относительно короткое время (см. рис. 4.13).

IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru

Постепенное снижение темпа роста денежной массы

Рис.4.12

IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru

Быстрое снижение темпа роста денежной массы.

Гистерезис

Объяснение краткосрочных экономических колебаний во всех предыдущих моделях строилось на предпосылке, называемой гипотезой естественного уровня. Она заключается в том, что с точки зрения долгосрочного аспекта рассмотрения выпуск и занятость находятся на естественном уровне и не зависят от изменений совокупного спроса. Изменения совокупного спроса влияют только на краткосрочные колебания этих показателей; по мере того как пересматриваются инфляционные ожидания, уровни занятости и выпуска возвращаются к естественному. С позиций этой гипотезы было трудно объяснить повышение в 80-е гг. XX в. естественного уровня безработицы в странах Западной Европы и США, что подтверждалось эконометрическими оценками.

Гипотеза гистерезиса, выдвинутая сторонниками нового кейнсианского направления, утверждала, что изменение естественного уровня безработицы в текущий период определяется отклонением фактического уровня безработицы от его естественного уровня в предшествующем году.

Таким образом, если в некоторый период наблюдалась циклическая безработица, то естественный уровень безработицы в следующем периоде вырастет по сравнению с предыдущим. Иначе говоря, естественный уровень безработицы текущего периода определяется не только производственными особенностями экономики, но и историей фактической занятости. Так, например, работники, оставшиеся без работы в результате продолжительной рецессии, теряют свою квалификацию, дольше не могут найти работу, что приводит к увеличению фрикционной безработицы, а также к снижению производительности труда. Во время рецессии меняется соотношение инсайдеров и аутсайдеров, н результате чего может увеличиться безработица ожидания. Поэтому после рецессии естественный уровень безработицы в экономике может увеличиться и, значит, в новом состоянии долгосрочного равновесия естественный уровень выпуска окажется меньше первоначального. Это, в частности, означает, что если гипотеза гистерезиса верна, то соотношение потерь и результата при борьбе с инфляцией выше, чем это представляется при использовании гипотезы естественного уровня.

Все рассмотренные теории, по сути дела, являются объяснениями различных макроэкономических школ природы краткосрочных экономических колебаний. Модели жестких цен и жесткой заработной платы отражают кейнсианский взгляд на природу деловых циклов, модель неверных представлений работников и несовершенной информации иллюстрируют неоклассический подход. Представления новых кейнсианцев положены в основу моделей издержек меню и внешних эффектов совокупного спроса, запаздывания цен и заработной платы, спада как отсутствия координации.

Рикардианская точка зрения на государственный долг. Логика равенства Рикардо. Бюджетное ограничение государства.

Бюджетное ограничение государства

Чтобы лучше уяснить взаимосвязь между государственным долгом и будущими налогами, предположим, что экономика функционирует только в течение двух периодов. Первый период представляет настоящее, а второй - будущее. В первом периоде государство собрало налогиТ1. а объем закупок составил С1, во втором периоде оно собрало налогов Т2 и осуществило закупки на суммуС2. В связи с тем, что правительство может допустить либо бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.

Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды. Заметим, что в первый период бюджетный дефицит равен государственным расходам за вычетом налогов. Таким образом:D = G1-T1

где D - дефицит. Правительство финансирует этот дефицит путем продажи соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период государство должно собрать необходимую для выплаты задолженности (включая накопленные проценты) и для оплаты государственных закупок за второй период сумму налогов. Исходя из этого:T2=(1+r)*D+G2,

где r - ставка процента.

Для того, чтобы показать алгебраически зависимость между налогами и объемом закупок, объединим два вышеприведенных уравнения. Подставив во второе уравнение величину D из первого уравнения, получим:T2=(1+r)(G1-T1)+G2,

Это уравнение показывает зависимость между объемом закупок и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. Чтобы удобнее было анализировать это уравнение, преобразуем его. После ряда алгебраических действий получим: IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru

Это уравнение и являетсягосударственным бюджетным ограниче­нием. Оно показывает, что приведенная стоимость государственных закупок равна текущей приведенной стоимости налоговых поступ­лений.

Государственное бюджетное ограничение показывает, как нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем. Если правительство сокращает налоги первого периода без сокращения закупок, то оно входит во второй период с долгом по государственным облигациям. Наличие этого долга вынуждает правительство выбирать между сокращени­ем закупок и повышением налогов.

На рис. 1 приведена диаграмма Фишера, показывающая влияние снижения налогов в первый период на положение потребителя, при условии, что объем государственных закупок не сокращается ни в первый, ни во второй период. В первый период правительство сокращает налоги на DТ и финанси­рует это сокращение путем займов. Во второй период правитель­ство должно поднять налоги на (1+r)DТ, чтобы возвратить долг и выплатить накопленные проценты. В итоге, изменение бюджетно-налоговой политики повышает доход потребителя на DТ в первый период и уменьшает его на (1 + r)DТ во второй. Набор возможнос­тей потребителя остается, однако, неизменным, так как приведен­ная величина дохода за весь период жизни потребителя остается той же самой, что и до изменения бюджетно-налоговой политики. Поэтому потребитель выбирает тот же самый уровень потребления, который он бы имел без снижения налогов, что предполагает рост личных сбережений на величину снижения налога. Таким образом, исходя из ограничения государственного бюджета и модели межвременного выбора Фишера, получаем рикардианский резуль­тат: финансируемое за счет займов снижение налогов не влияет на потребление.Рассмотрим рис 1. Снижение налогов на Т за счет увеличе­ния государственного долга приводит к росту дохода в первом периоде. Существование государственного бюджетного ограничения предполагает, что при неизменных государствен­ных расходах налоги во втором периоде будут повышены на (1+г)DDТ. Поскольку текущая приведенная стоимость дохода и бюджетное ограничение не изменяются, объем потребления остается на том же уровне, что до снижения налогов, и выполняется рикардианское равенство.

Рис. 1.Финансируемое за счет увеличения государственного долга сни­жение налогов на диаг­рамме Фишера.

IS-LM как модель совокупного спроса. - student2.ru

Важнейшим показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами, соответствующими различным стадиям воспроизводства — производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

30. Производство товаров и услуг. Распределение национального дохода по факторам производства

Вопрос 32

Гипотеза жизненного цикла (англ. life-cycle hypothesis) - гипотеза, основанная на положении, согласно которому потребление человека в каждом периоде жизни зависит не от текущего дохода, а от ожидаемого дохода на протяжении всей жизни. Такое предположение базируется на наблюдении, что люди часто используют сбережения для того, чтобы перераспределить доход с периодов, когда его уровень высок, на те периоды, когда он низок. Гипотеза жизненного цикла обращает внимание на то, что важнейшей причиной резкого падения уровня дохода является выход на пенсию, а наиболее распространенным мотивом долгосрочных сбережений - мотив сбережений на старость. И так как люди предвидят снижение своих доходов в старости, то они делают сбережения, чтобы избежать значительного снижения уровня жизни в этот период.

Гипотеза жизненного ц

Наши рекомендации