СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Европейское Средневековье охватывает период от распада Римсиой империи (V в.) и до


Европейское Средневековье охватывает период от распада Римсиой империи (V в.) и до эпохи Возрождения (ХIУ—ХУ вв.). В это время в Европе господствовал феодальный строй. Политеизм Античности сменился монотеизмом — Европа приняла христианство, которое стало единственной государственной религией. Это оказало существеннейшее влияние на философию.

Философия Средневековья сформировалась под влиянием: древнегреческой философии, и в первую очередь учений Платона и Аристотеля;христианства.

Важнейшей чертой средневековой философии была ее тесная связь с христианской религией. С одной стороны христианство нуждалось в философском обосновании своих исходных положений. С другой стороны, сами философы в своих поисках все больше опирались на установки христианства; в философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе эти идеи тесно связаны между собой, поскольку предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент средневекового учения о познании.

Отличительными особенностями средневековой философии являются:

Теоцентризм - источником и причиной всего существующего является Бог;

креационизм (лат. сгеасiо — творю, создаю): весь мир видится Божьим творением, созданным из ничего Божественной волей;

провиденциализм (лат. провидение): все происходящее в мире признается проявлением Божественной воли и соответствовало изначальному Божественному замыслу;

традиционализм: поскольку истина была дана свыше в Священном Писании, средневековая философия опиралась прежде всего на его авторитет и была крайне нетерпима к ересям.

В истории средневековой философии выделяют два основных этапа: патристику и схоластику.

Патристика представляет собой теолого-философские взгляды отцов церкви, обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства, опираясь на достижения античной философской мысли.

Патристика включает следующие периоды.

1. Апологетика (II—III вв.) оформила христианское мировоззрение. Одним из представителей этого периода является Климент Александрийский.

2. Классическая патристика (IV—V вв.) систематизировала христианское учение. Ярчайшим его представителем является Августин Блаженный.

З. Заключительный период (VI - VIII вв.) окончательно сформировал догматику.

Патристика также подразделяется на греко-византийскую (Ориген, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскпн и др.) и латинскую (Августин Блаженный, Боэций и др.).

Схоластика (школьная философия) представляет собой особое направление философской мысли, посвященное рационалистическому обоснованию христианской догматики.

Этапы развитиясхоластики: 1)ранняя форма (ХI - XII вв.); 2) зрелая форма (ХП—ХIII вв.);
З) поздняя схоластика (ХIII - XIV вв.).

Отличительная особенность схоластики состоит в том, что она рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как служанку богословия.

Августин Аврелий(Блаженный) (354—430) был родом из Северной Африки. В юности он обучался в школ риторики в Карфагене, позже сам стал профессором риторики. Уже в зрелом возрасте Августин стал христианином, принял священнический сан, а с 396 г. был епископом. Августин Блаженный провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремясь представить его в качестве единой, целостной концепции. Он является одним из крупнейших философов и богословов периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всё последующее развитие философии.

Философия Августина Блаженного построена целиком вокруг идеи единого Бога.
Бог является истинной целью всякого познания, и одновременно Он и источник познания, поскольку без Его откровения истинное познание было бы невозможно. Августин Блаженный призывал познать Бога исобственную душу: Бога через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он становится к Богу.

Только Бог представляет собой наивысшую сущность, поскольку лишь Его бытие изначально; все прочее существует исключительно в силу Его воли. Бог есть Личность: Он обладает такими атрибутами, как невещественность, бесконечность в пространстве, всемогущество, вечность (неизменность). Бог сотворил мир из ничего и продолжает его творить и руководить всем, что в нем происходит. Если Он, — говорит Августин Блаженный, — отнимет от вещей свою, так сказать, производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы. Бог благ и является источником и причиной всякого блага. Здесь коренится основная проблема патристики — проблема теодеции (оправдания Бога): если мир создан всеблагим Богом, как в нем может существовать зло? Блаженный Августин, следуя платоновской философской традиции, определяет зло как отсутствие добра. Бог не создал ничего злого, но лишь благое. Адам совершил грех, уклонившись от благой Божьей воли и поддавшись воле собственной.

Все происходящее в мире предопределено Богом. Тем не менее человек обладает свободой воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума. Человек свободен, когда его воля направляет его действия к добру, когда она согласна с волей Божьей. Когда воля или разум не согласны с Божественной волей, человек становится рабом греха.

Все человечество Августин подразделяет на две части или, иначе, два града: град Божий и град земной. Философ так описывает их: Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу... Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний — в Господе. Град земной — это мир себялюбцев, в котором господствует похоть. Поэтому земное государство создано и держится путем насилия и принуждения. Град Божий — это мир добра, в котором руководство и подчинение основано на взаимной любви по заповеди Божьей.

Представителем Божьего града на земле является Церковь, поэтому благое государство должно служить Церкви, оно должно направлять мир земной к миру небесному и управлять обществом согласно с установлениями Церкви. В ходе истории человечества происходит непрерывная борьба града Небесного с градом земным, и силы света постепенно одолевают силы тьмы.

Спор об универсалиях

Главной темой всей схоластики был, разумеется, Бог. Но уже на этапе ранней схоластики возник так называемый «спор об универсалиях», разделивший всех представителей схоластики на два направления — номинализм и реализм. Универсалия (от лат. — общий) — термин средневековой философии, которым обозначали общие понятия (или идеи). Что же существует — общее или единичное? Как они соотносятся? Номинализм утверждал, что реально существуют единичные предметы (отдельные столы, деревья, люди) и видел в универсалиях лишь общее имя, существующее только в нашем сознании.

Реализм же полагал, что универсалии существуют реально и независимо от сознания, а единичные предметы существуют лишь постольку, поскольку выражают общее. То есть, сначала в уме Бога появились общие понятия «стол», «дерево», «человек», а затем уж они появились как единичные предметы благодаря воплощению общих идей в предметах.

Фома Аквинский(ок. 1225—1274)

родился в Италии в знатной семье и получил блестящее богословское образование Он занимался преподавательской и научной деятельностью, написал множество философских и богословских трудов. Одной из интересовавших Аквинского проблем было соотношение философии и теологии.Он считал что философия и теология фактически имеют общи предмет исследования — Бога и Его создание, только теология идет от Бога к природе, а философия — от природы к Богу. Философия должна служить теологии. Вера не иррациональна, а трансрациональна, сверхразумна, поэтому не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума. Задачу науки Фома Аквинский видел в объяснении закономерностей окружающего мира.

Душа как духовная субстанция не отделена (по крайней мере, в ее земном существовании) от тела. В этом и заключается отличие души от других духовных субстанций (ангелов).

Все предметы природы, согласно взглядам Фомы Аквинского, представляют собой единство формы и материи;материя пассивна, форма активна. Есть бестелесны формы — ангелы. Высшей и самой совершенной формой выступает Бог; он есть Существо чисто духовное. Душа человека, соединенная с телом, становится его формой и уже не может непосредственно созерцать Бога. Получить достоверное знание о сущем она может лишь посредством чувственного восприятия и опыта. Целью человеческого существования являются познание, созерцание Бога и любовь к Богу.

Социально-политическиевоззрения Фоны Аквинского ставили в центр индивидуума. Задачей гос-ва является забота об общем благе его членов. Подданные должны подчиняться власти; как христиане они обязаны проявлять покорность начальству. Лучшей формой гос-ного устройства признается монархия; монарх в своем гос-ве — как душа в теле и Бог в мире. Его задачей является вести своих подданных по пути добродетельной жизни, для чего необходимо обеспечить в стране мир и благосостояние. Высшей целью людей является достижение небесного блаженства, куда их ведет Церковь. Роль Церкви важнее, чем роль гос-ва, поэтому светская власть должна быть подчинена церковной.


Наши рекомендации