Потребности и ценности человека

Потребностькасается всего, что является нужным для организма, но чем в данный момент не обладает. Существует также понимание потребности как отражение в сознании того предмета, который может ее удовлетворить
Неудовлетворение потребности связано с неприятными эмоциональными переживаниями. Удовлетворение потребности вызывает чувство удовольствия
Чем большая удовлетворенность формируется у человека от конкретного фактора, тем большей ценностью он становится.
Потребность - это заложенная в нас природой и обществом программа жизнедеятельности индивида, отражающая с одной стороны, зависимость от условий существования, а с другой необходимость выполнения программы для того, чтобы существовать.
Отношения между субъектом потребности и окружающим миром могут быть генетически запрограммированы или же могут приобретаться в процессе развития человека. Актуализация этой программы в определенные моменты приводит к тому, что возникают противоречия между субъектом (человеком) и объектом (окружающим миром), между состоянием субъекта потребности и предметом потребности. Для того, чтобы не допустить этого противоречия человек предъявляет среде определенные требования. В результате объекты окружающего мира, которые могут удовлетворить эту потребность становятся для человека ценностями.
Потребность как состояние напряжения. Потребностное состояние заставляет человека искать причину "страдания", выяснить чего человеку не хватает.
Выделяют потребность как таковую и идею потребности. Потребность - это состояние данного момента конкретной личности, реальный процесс ее жизни. Идея же потребности - это знание, отражающее потребность вообще, вне указания какого-либо конкретного индивида. Идея потребности лишена силы, энергии нужной для побуждения индивида к действию.
Классификация потребностей:
Первичные (базовые, врожденные)
Вторичные (социальные приобретенные)

1. Потребность в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство "мы", избегание одиночества);

2. Потребность в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того, чтобы избежать чувство неполноценности, ущемленности)

3. Потребность в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных - иначе апатия и отвращение к жизни)

4. Потребность в самосознании (осознание себя неповторимой индивидуальностью)

5. Потребность в системе ориентации, объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам)

Психологи говорят также

1. О потребности сохранения и развития, дефицита (роста)

2. О потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т.е. о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного Я)

3. О потребности в избегании

4. О потребности в новых впечатлениях

Выделяют также группу невротических потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам

1. В сочувствии и одобрении

2. Во власти и престиже

3. В обладании и зависимости

4. В информации

5. В славе и справедливости.

6. Потребность в сопричастности, любви, уважении, признании.

Ценности
Это убеждения (мнения), но не холодные идеи. Они эмоционально окрашены.
Ценности - желаемые человеком цели (например: равенство) и образ поведения, которые способствуют достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).
Ценности не ограничены определенными ситуациями. Они относятся ко всем жизненным ситуациям, в которые попадает индивид.
Ценности выступают как стандарты, которые руководят человеком.
Ценности упорядочены по важности относительно друг друга.
Различают индивидуальные (личностные) ценности и культурные (социальные)
Власть
Достижение социального статуса, престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и уважения фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение лидерской позиции в рамках целой социальной системы.
Достижение
Личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.
Гедонизм
Наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждения жизнью).
Стимуляция
Этот тип ценностей является производственным от организменной потребности в разнообразных и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремление к новизне и глубоким переживаниям.
Самостоятельность
Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от потребностей в автономности и независимости.
Универсализм
Мотивационная цель данного типа - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.
Доброта
Более узкий тип ценностей. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей связан с потребностью в позитивном взаимодействии, потребности быть принятым группой. Его цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).
Традиции
Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Традиционный способ поведения принятый в группе становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают форму обрядов, верований и норм поведения.
Комформность
Цель- сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).
Безопасность
Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производно от базовых индивидуальных и групповых потребностей. Существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных - для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Наши рекомендации