Отстаивание права разума на свободное исследование религии (Пьер Абеляр, аверроисты)

Ø Теория двойственной истины - попытка придать философии более или менее самостоятельный статус

существуют две независимые друг от друга истины — религиозная и философская — и между ними возможно не только несовпадение, но даже и прямое противоречие. Эта теория, восходящая к мусульманскому мыслителю Ибн Сине, через Ибн Рушда (Аверроэса) в различных формах распространилась по Европе; ее придерживались такие мыслители, как Сигер Брабантский, Иоан Д. Скот, У. Оккам.

Ø Схоласты признавали плодотворность философии в поисках истины.

Первым ключом к мудрости Абеляр считал неустанное вопрошание, а главное для философа, по его мнению, «исследовать истину при помощи разума и следовать во всем его доводам».

Ø Абеляр обосновывал право философа на свободный выбор аргументов без обращения к авторитетам.

мусульманский мыслитель Ибн Хальдун.

Ø основой всего многообразия жизни выступает материальная сторона человеческой деятельности в обществе. Оно развивается по естественным законам и постоянно изменяется. Разница же в обычаях народов зависит от способа жизнеобеспечения. («Книга назиданий»)

«Науки совершенствуются тогда, когда совершенствуется общественная жизнь и развивается городской уклад», — указывал он.

Ø Мыслитель различал науки

v «естественные для человека, которые он приобретает естественным путем» — это философские науки, «науки мудрости», ими человек овладевает благодаря разуму, учась отличать истину и заблуждение.

«самой своей сущностью требуют соответствия тому, что происходит во внешнем мире»

v «науки, перенимаемые от других людей», их основу «составляют предначертания Аллаха и его посланника» — это науки, связанные с толкованием Корана, арабским языком как языком Корана и т. д.; «все эти науки характерны для исламской религиозной общины».

Ø Философия, по Ибн Хальдуну, не является «служанкой богословия»; философия должна быть выведена за пределы мусульманской общины. Люди же, занимающиеся кораническими науками, «оторваны от действительного мира. Все их законы и правила не перестают быть книжными и существуют только в уме, но не соответствуют жизни».

АВЕРРОИЗМ

направление в западноевропейской средневековой философии, основу которого составили воззрения арабского философа 12 в. Ибн Рушда (латинизирован. Averroes). А. явился дальнейшей разработкой материалистических тенденций учения Аристотеля. Аверроэс и его последователи чаще всего в форме комментариев произведений Аристотеля развили учение о вечности материи и движения, о несотворенности Богом мира. В средневековую эпоху господства религии А. получил широкое распространение среди мыслителей Западной Европы, хотя и преследовался католической церковью: в 1270 парижский епископ Тампье предал анафеме 13 тезисов аверроистов, в 1277 - по приказанию папы Иоанна XXI совет теологов осудил уже 219 тезисов, большая часть из которых носила аверроистский характер, а в 1513 А. был осужден Беневентским собором.

Основными представителями этого течения были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский.

Ø С точки зрения аверроистов истины философии и истины религии необходимо противоречат друг другу. Это противоречие не говорит еще о том, что одна из этих дисциплин должна уступить место другой. И философия приводит к истине, и христианство говорит об истине, и то, что эти истины различны, говорит о том, что истина существует в двух видах. Так называемая концепция двух истин.

v Философия доказывает, что нет личного бессмертия, что Бог не может быть творцом мира во времени, но, увы, другой философии у нас нет, другого разума у нас нет. Это те доводы, которые философия нам приносит. Это и есть та философская истина, которую мы должны принимать: нравится она нам или не нравится.

v Другая истина — христианская, которую мы должны принимать, как христиане. Бог понимается как аристотелевский Ум, что Бог может мыслить лишь самое достойное, т.е. Сам Себя. Единичных чувственных предметов Бог не знает и не мыслит, поэтому бессмысленно с точки зрения Сигера любое богослужение, любая молитва, они бессмысленны и бесполезны.

Ø Все в мире подчинено причинно-следственным связям. Эти связи можно видеть при помощи небесных светил, которые обладают огромным влиянием на весь мир.

Ø Человек не бессмертен как личность, бессмертно лишь его разумное начало и притом не как личное, а как родовая человеческая сущность. Со смертью человеческий разум сливается с Божественным разумом.

Ø Отвергаятварность и индивидуальное бессмертие души, аверроисты разрабатывали учение о «единстве интеллекта» монопсихизм), согласно которому не только Бог («активный интеллект»), но и человеческий ум («пассивный

интеллект») как множественность конкретных человеческих проявлений представляет собой в сущностиединую и общую для всех людей

нематериальную субстанцию.

Сигер Брабантский(около 1240—1284)

французский философ, магистр, затем профессор факультета искусств Парижского университета, основатель артистического факультета Парижского университета, основатель западноевропейского (т. н. «латинского») аверроизма. Автор трактатов и комментариев к «Физике», «Метафизике» и другим сочинениям Аристотеля.

Ø Теория двойственной истины

Ø Отрицал творение Богом мира из ничего, божественное провидение, разделение бытия на сущность и существование

Ø Бог – перводвигатель, первопричина совечного Ему материального мира. Творение – вневремнной процесс.

Ø Бог все делает по необходимости, всё в мире детерминировано, процессы и события на Земле детерминированы движением небесных тел, т.е. имеют не божественные, а естественные причины.

Ø Душа в отличие от бессмертного человеческого разума, гибнет вместе с телом.

Наши рекомендации