Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Место философии в системе высшего образования определяется тем, что она составляет общекультурный, общетеоретический и методологический фундамент подготовки специалиста. Изучение философии способствует расширению объема знаний студентов в результате знакомства с историческими и новейшими философскими теориями и концепциями, обращенными к человеку, его отношению к природе и положению в системе социальных связей.

Курс философии предполагает историко-философский и систематический подходы к анализу материала философской культуры как общечеловеческого, так и национального содержания. Освоение этого материала является необходимым элементом формирования гуманитарной культуры и широкой эрудиции специалиста, способствует развитию и углублению методологии познания, умению анализировать и историческую и современную ситуации с целью определения адекватных и наиболее плодотворных решений в практической деятельности.

Философия занимает особое место в формировании мировоззрения, осмыслении общечеловеческого, гуманистического содержания этических, эстетических и правовых ценностей современного мира. Одной из задач философии является формирование методологической культуры, предполагающей умение рационально относится к познаваемому и исследуемому материалу, подходить диалектически к фактам, явлениям и процессам окружающей действительности, четко формулировать и аргументировать личностную позицию, обладать навыками аналитического мышления.

Изучение философии требует освоения наиболее общих проблем, реализуемых в системах: «человек – мир», «человек – природа», «человек – общество», «человек – человек». Речь идет об изучении классических разделов философии: онтологии, рассматривающей проблемы бытия, материи и форм ее существования, соотношения материи и сознания; гносеологии, позволяющей ознакомиться с проблемами чувственного и рационального познания, истины, форм и методов научного познания; аксиологии, рассматривающей нормы, идеалы, убеждения и ценности как регуляторы человеческого поведения; философской антропологии, в центре которой – человек, как определенная целостность, смысл и цель его жизни; социальной философии, объектом которой является философский анализ социальных систем.

Изучение теоретических проблем основано на знании историко-философского материала, рассмотренного ранее. Умение систематизировать полученные знания, определить значимость наследия того или иного философа в анализе теоретических вопросов является основой формирования творческого мышления.

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ

В результате освоения данной темы, бакалавр должен:

знать

- основные исторические и типологические концепции о смысле и назначении философии, её роли в культуре и общественно-политической практике современности;

- основные проблемные комплексы и их трактовку в разных философских концепциях;

- функции философии;

- принципы взаимодействия философии с другими областями человеческой культуры и общественной практики: наукой, религией, политикой, идеологией, правом, моралью, искусством;

уметь

- оценивать критическую и эвристическую роль философии;

- анализировать содержание основных философских проблем в контексте постиндустриального этапа развития общества;

- представлять философию в единстве всех её частей;

владеть

- философской методологией познания действительности;

- эвристическими методами анализа в области естественных и общественных наук

1. Мировоззрение и его основные исторические типы: миф, религия, философия.

2. Основные философские проблемы и специфика их развития.

3. Структура философского знания.

4. Функции философии, ее место в духовной жизни общества.

Проблема возникновения философии. Специфика философии. Предмет философии. Философия как методология.

Мировоззрение. Основные формы мировоззрения: миф, религия, философия. Основные черты мифа: антропоцентризм, анимизм, гилозоизм, тотемизм. Миф и магия. Мистическая сопричастность как конституирующее отношение мифа. Мир мифа – магический космос. Основные черты религии как мировоззрения. Типы религии: единобожие, многобожие. Философия как теоретическая душа культуры. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Формы философии: западная, русская, восточная. Функции философии.

Основной вопрос философии, наука и философия.Миф и современность: идеологические мифы XX века.

Основные понятия:мировоззрение, мифология, религия, материализм, идеализм, метод, онтология, гносеология, диалектика, метафизика, гностицизм, агностицизм, скептицизм, материя, сознание, социальная философия, философская антропология, плюрализм, абстракция, материальное, идеальное, иррационализм, вера, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, монизм, дуализм, пантеизм, деизм, аксиология, заблуждения, паранаука, креационизм, провиденциализм.

Контрольные вопросы

1. Чем философский тип мышления отличается от мифопоэтического, религиозного, обыденного?

2. Чем отличаются основные философские вопросы от вопросов частных?

3. В чём отличие философских категорий от обыденных представлений и конкретно-научных понятий?

4. Какие функции выполняет философия в общественной жизни, культурном творчестве и самосознании личности?

5. По каким основаниям различаются философские направления?

Наши рекомендации