Основные концепции происхождения человека

К основным концепциям происхождения человека относятся:

1) креационистская (человек сотворен Богом по его образу и подобию), она наиболее ярко подчеркивает специфичность человеческого бытия в мире;

2) естественно-эволюционная (человек произошел от обезьяны в результате общеприродной, биологической эволюции и естественного отбора – Ч. Дарвин);

3) трудовая (Ф. Энгельс: человек есть продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Труд сделал из обезъяны человека).

4-6) Три альтернативных эволюционных концепции – они связывают воедино происхождение человека, общества и культуры. Это –

· игровая концепция (Хёйзинга), она выводит все человеческие, культурные феномены (мораль, искусство, религию, право, философию, науку и т.п.) из игры. Игра избыточна по отношению к материальным, утилитарным интересам, к задачам простого физического выживания человека. Человек сам создает пространство искусственных правил игры и подчиняется им;

· психоаналитическая (З. Фрейд). Она связывает возникновение человека, общества и культуры с восстанием сыновей против отца и его убийством («эдипова» драма первобытной орды), с возникновением религии и морали на основе возникших у них угрызений совести и чувства раскаяния. Тотем – обожествление и культ предка как прародителя и защитника рода; табу – запрет в сфере сексуальных отношений. Религия и мораль, укорененные в чувстве стыда и страха, таким образом, задают направленность развития культуры и человека. Они репрессивны, считает Фрейд, они подавляют здоровые инстинкты человека.

· семиотическая (человек становится человеком благодаря усвоению человеческого языка с его правилами). В качестве языка могут выступать все сферы культуры, функционирующие посредством циркуляции знаков по определенным правилам (системы родства, ритуалы, структуры власти, мода и т.п.).

Еще есть уфологическая концепция (человек – космический пришелец).

41.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.

Выделяют следующие подходы:

1. религиозный

2. натурализаторский

3. социологизаторский

4. рационалистический

5. экзистенциально-феноменологический и персоналистский.

Религиозная (креационистская) концепция считает человека творением Бога, она больше других концепций подчеркивает бытийную специфику человека (человек сотворен Богом по его образу и подобию).

В натурализаторских концепциях человек понимается как элемент природы. Его существование подчиняется тем же законам, что и природа. Специфически человеческое, социальное, культурное сводится к биологическому; в человеке не предполагается ничего сверх того, что есть в других природных образованиях. Человек рассматривается по аналогии с животными. Разновидности натурализаторского подхода – «человек-машина» (эпоха Просвещения); биологизаторская концепция человека (расизм, социал-дарвинизм, социобиология и т.п.). Биологизаторская концепция абсолютизирует роль естественных, биологических начал в человеке. В биологизаторстве человека упрекают и фрейдовскую концепцию бессознательного с ее пансексуализмом.

Социологизаторские концепции представляют собой противоположную стратегию исследования человека. Наиболее ярко они представлены марксизмом и структурализмом. Марксизм исходит из биосоциальной природы человека, но главное в человеке как биосоциальном существе считает социальным. Сущность человека, с точки зрения марксизма, имеет социальное происхождение и содержание («сущность человека есть совокупность всех общественных отношений»). Человек есть продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человеческая природа формируется вместе с обществом и меняется вместе с изменением исторических условий жизни общества

Структурализм ориентирован на рассмотрение человека в качестве подчиненного структурного элемента языка, мифа, моды, рекламы и др.

Рационалистическая концепция человека. Как и социологизаторская, рационалистическая модель стремится опреде­лить сущность человека через выделение в нем фундаментальных, типологически общих характеристик. Такой сущностной характеристикой человека рационализм считает разум, Рационализм считает именно разум тем началом, посредством которого человек способен преодолевать естественно-природное в себе. (Сократ, Платон, Декарт, Кант).

Экзистенциально-феноменологические и персоналистские концепции выступают с протестом против любых форм редукции человеческой жизни (к биологическим механизмам, в т.ч. и механике бессознательного; к социальным и социокультурным структурам; к разуму, идее и др.). Они утверждают онтологическую первичность и уникальность непосредственного личностного опыта переживания мира. Человек предстает как уникальное, конкретное существо, «заброшенное» в мир, где он обречен на одиночество, страдания, тревогу и отчаяние перед лицом смерти. Он всегда стоит перед выбором между подлинным и неподлинным существованием. В так наз. пограничных ситуациях, когда человек сталкивается с какими-то глубокими нравственными коллизиями или встречается взглядом со смертью, он может проснуться от духовной «летаргии» и понять свою глубинную безосновность и неоправдываемость своего выбора, отсутствие внешних гарантий. Ничто не может спасти его от риска выбора и возможности выбрать себя иначе. Его судьба в его собственных руках. Человек сам творит свой мир и ценности.

Каждая из рассмотренных концепций предлагает свой ракурс исследования человека, однако абсолютизирует его, отрывает от остальных аспектов.

Наши рекомендации