Представители рацианалистческого знания

Представители эмпирического знания

Представитель Основные идеи
Фрэнсис Бекон «Знание - сила». Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и эксперимент. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции).
Т. Гоббс Материя по Гоббсу, вечная, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество.
Дж. Локк Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка.

Представители рацианалистческого знания

Представитель Основные идеи
Рене Декарт В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Духовная – неделимая субстанция. Материальная – делимая до бесконечности. Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт считается родоначальником дуализма). Развил гносеологию:-начало процесса познания – сомнение-разработал дедуктивный метод.
Б. Спиноза Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.
Г. Лейбниц Мир состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и согласованность монад.
Выводы: 1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил. 2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в. Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы. 3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики. 4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи – о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире.Философия эпохи Просвещения 18 века. Характеристика эпохи:- Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.- Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.- Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.). Характеристика философии эпохи Просвещения: 1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. 2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своими разумами. Разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах. Мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.

Наши рекомендации