Человек в мировоззрении востока.

Фил. (как особый тип общ. сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» 800—200 гг до н.э. (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Внутри вост. фил. чел. обращ. внутрь себя в отл. от экстравертного западного чел-ка.

Конфуцианство – возн. Как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю, создатель- Кун Фу-цзы (учитель Кун) VI- V вв. до н.э. — время глубоких соц. и полит. потрясений в Китае. В эпоху династии Хань к. стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными. Провозгл. «путь золотой середины». Чел. Не только часть космоса, но и часть гос-ва, семьи, общ-ва. Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой. «Благородный муж» должен испытывать 3 страха: - перед велением Неба; - перед великими людьми; - перед словами мудреца. *«Лунь-юй», (гл.кн. составленная учениками К.), нач. словами: «Учиться и постоянно повторять выученное». **Идеал служ-го чел.наделялся возвыш. волей к достиж. «единения с Небом», слияния с космической Судьбой, что соотв. полному раскрытию чел. природы, но требовало преод. всего субъективно-эгоистическогоàготовность и «нестыдность» признать недостаточность своих знаний.

Пять добродетелей, (в космогонии: земля, дерево, металл, огонь, вода).: 1) «жэнь» (человеколюбие), 2) «ли» (правила, этика), 3) «синь» (искренность/прямота), 4) «сяо» Культ предков 5) «и» (долг).

Даосизм - философское учение, основоп. - Лао-цзы (кон. VII - начале VI в, до н. э.) Достов. свед. о нем история не оставила. Он якобы служил архивариусом при чжоуском дворе и встречался с Конфуцием. По значению и популярности считают 2-м после Конфуция. Его учение изложено в трактате "Даодэцзин", что означ. "Книга пути и добродетели"- сост. из 81 параграфа, имеющих жанровое сходство с афоризмами. (Легенда о путеш. на черном быке, алчном слуге и начальнике заставы). Ни кто не создал дао, но все происходит от него и возвращ. к нему. Однако все, что порождает дао, проявляется через дэ (добродетель). Задача человека - познать дао, встать на путь "естественности", под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние человека с природой (в тч отшельничество). Принцип: деяния через недеяние-У-вэйà «лучш. правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает».

Чань-буддизм - школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая. История вопроса: Буддизм пришёл в Китай в I веке н. э., а к IV веку он достиг значительной степени развития. В трудах Сэн-чжао (383—414), впервые была оформлена мысль о глубокой взаимосвязи буддизма и Даоà влияние на учителей чань. Хуэй-нэн был шестым и последним общим патриархом чань: учение о внезапном просветлении. Учение распростран. за пределы Китая, и на основе чань появил. позднее японская школа дзэн (XII век). Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: не опираться на какие-либо писания, использовать передачу вне слов, совершать прямой контакт с духовной сущностью человека, и, созерцая свою изначальную природу, достигнуть совершенства Будды. Важным текстом в чань-буддизме являлся сборник сутр «Праджняпарамита» («Сутры Совершенной Мудрости»).Поэзия, Монохромная живопись (свид. внутр. просветл- инка (печать), которую ставил учитель на данный портрет).

Веда́нта (санскр. «окончание Вед») — одна из 6 ортодоксальных школ в философии индуизма. Время формирования веданты как систематического учения неизвестно. По мнению большинства учёных, это произошло в послебуддийскую эпоху (ок. III века до н. э.) В сущности, является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополаг. текстам. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры» , «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана». Основой веданты является философия Упанишад, в которой Абсолютная Истина называется Брахманом.

требованиями Благородного Восьмеричного Пути, памятуя о том, что первые две его части — верные взгляды и верные намерения — выступают основой мудрости, следующие три — верная речь, верное поведение и верные средства к жизни — являются основой нравственности и последние три — верное усилие, верное памятование и правильное сосредоточение — ведут к сосредоточению.

“Упанишады” (IX — VI вв. до н. э), что буквально означает сидеть у ног учителя и получать наставления.

Суфизм (7-9вв)— мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии. Путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух). ПРИ ЭТОМ ОТЛИЧ, от ИСЛАМА тем, что утверждает реальность непосредственного опыта общ. с Богом. Ч.- миниатюра мироздания.

Наши рекомендации