Диалектика как философское учение о развитии и противоречивости мира.

План

1. Работа с понятиями.

2. Диалектика как философское учение о развитии и противоречивости мира.

3. Основные законы диалектики: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицание отрицания.

4. Важнейшие категории философии.

5. Основные принципы философии.

2 часа.

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

II. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

Работа с понятиями.

Принципы философские- представляют собой знания о наиболее общих связях и свойствах объективной действительности и познания.

Развитие- это направление, необратимые качественные изменения материальной системы.

Связь- это устойчивое отношение между элементами системы, между процессами или событиями.

Противоречие- резкое рассогласование в речи, высказывания о некотором предмете. Синоним: антиномия.

Противоречивость- категория диалектики, выражающая внутренний источник всякого движения, принцип развития.

Вероятность -меравозможности наступления случайного события.

Закон - знание об устойчивых, повторяющихся связях между предметами или явлениями.

Категория- знание о всеобщих чертах бытия.

Общее- объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Сущность- внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики.

Явление- внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.

Содержание- совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Причина-следствие- когда (а) одно явление или взаимодействие тел (элементов системы) порождает (б) изменения во взаимодействующих телах (элементах системы) или новое явление, то (а) называют причиной, а (б) - следствием.

Необходимость- это развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из существенных внутренних свойств, взаимоотношений этих явлений.

примечание: имеется в виду причинно-следственная связь.

Случайность- это то, что в данных условиях может произойти.

Возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование.

Действительность - конкретное бытие отдельного объекта в определённое время, в определённых условиях.

Количество – это внешнее, формальное отношение предметов или их частей, а также свойств, связей.

Качество – такая определённость предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

Мера – диалектическое единство качества и количества, в пределах которого изменения количественных характеристик и отдельных свойств данного объекта не нарушают его качественную определённость.

Диалектика как философское учение о развитии и противоречивости мира.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания.

Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития даёт возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи»… Развитие связано только с конкретными материальными и духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т. п. Вне конкретных систем нет никакого развития. При таком подходе момент возникновения самой системы и момент её распада, гибели, прекращения существования не входит в круг явлений, описываемых термином «развитие».

Три основных признака развития перечислены в вышеприведённом понятии, поэтому на них останавливаться здесь не будем.

3) Основные законы диалектики: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицание отрицания.

В марксистской философии выделяют три закона развития (их также называют законами диалектики):

1) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон описывает механизм возникновения новых качеств (Как происходит развитие?);

2) закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон указывает на источник, импульс развития (Почему совершается развитие?);

3) закон отрицания отрицания [его также называют законом диалектического синтеза]. Он описывает характер и форму прогрессивно направленных изменений (Каков характер поступательного развития?).

Подробное изучение законов диалектики начнём с закона взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Самый простой пример: вода существует в жидком состоянии в интервале от 0 до 100° по Цельсию. Если повышать температуру дальше, мы получим водяной пар.

Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определённом этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» приводит следующие примеры перехода количественных изменений в качественные:

гомологический ряд соединений углерода СnН2n+2 (СН4 , С2Н6 , С3Н8 и т. д.)

дарвиновская теория эволюции:

-в ходе процесса естественного отбора появляются различные виды, имеющие общего предка,

-этот процесс можно рассматривать как пример возникновения нового качества на основе аккумулирования количественных изменений,

-возникновение нового качества определяется моментом, когда представители различных групп уже не могут скрещиваться между собой.

Момент перехода системы от одного качества к другому называется скачком.

Закон единства и борьбы противоположностей также называют законом диалектической противоречивости.

Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса её развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, значимость их в системе.

Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.

Этот закон используется в качестве объяснения внутренней энергии, присущей природе.

С точки зрения Энгельса, гармония и порядок являются результатом синтеза двух противоположных сил: вращение Земли вокруг Солнца является результатом действия противоположных – гравитационных и центробежных сил; атом как единство положительного и отрицательного зарядов и проч.

Закон отрицания отрицания (или закон диалектического синтеза)свидетельствует о направленности развития и характеризуется необходимостью, цикличностью и преемственностью изменений, возвратом как бы к старому качеству, но на новой основе.

Сам Энгельс, следуя учению К.Маркса, написал в «Диалектике природы» следующий комментарий: каждая последующая общественно-экономическая формация (например, коммунизм) отрицает предыдущую (например, капитализм) и т. п.

Закон отрицания отрицания проявляет себя в полной мере не на каждом временном отрезке процесса развития. Этот закон обнаруживает себя как всеобщая и необходимая связь, прежде всего, в целостном, относительно завершённом цикле развития (исходный пункт – одно или несколько отрицаний – исходный пункт нового уровня), который совершается в течении длительного временного интервала. При этом существует принципиальная возможность зафиксировать каким-то образом промежуточные стадии развития, а затем сравнить их количественные и качественные характеристики.

Налицо необходимость, по крайней мере, трёх этапов развития.

Следует различать простое отрицание и диалектическое. Простое отрицание (в отличие от диалектического) означает полное отсутствие преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизацию момента деструкции, разрушения. Это явление называют нигилизмом. Нигилизм – это особое духовное состояние личности и общества и вытекающая из этого состояния негативная установка, проявляющаяся в действиях по отношению к традициям, культуре, законопорядку, морали, личности, семье и т. д. спектр нигилистического восприятия мира чрезвычайно широк: от состояния разочарования и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания «всего и вся». [Нигилизм проявляется в алкоголизме, наркомании, самоубийствах, актах бессмысленного насилия и т. п. Описаны случаи социального нигилизма, охватывавшего всё общество целиком (напр.: советское общество времен «перестройки» 1987 – 1991 гг.) и т. д.].

Рассмотренные выше законы диалектики дают наиболее общую характеристику процесса развития. Частные случаи развития различных типов материальных систем изучаются в рамках отдельных наук.

Наши рекомендации