Рамаяна». проблема авторства

"РАМАЯНА" - др.-инд. эпическая поэма на санск­рите, состоит из 7 книг, заключающих в себе 24 000 двустиший. В ней повествуется о похищении Ситы, супруги Рамы, царевича из Айодхьи, царем демонов-ракшасов Раваной, о поисках Ситы Рамой и о походе Рамы на царство Раваны — остров Ланку при поддержке войска обезьян во главе с хитроумным Хануманом. По мнению специалистов, "Р." , используя архаич. сюжетную схему (похищение и поиск жены), обобщенно отражает историч. реальность военной и культурной экспансии индоарийской цивилизации на юг субконтинента, насе­ленный племенами дравидов. Как и "Махабхарата", "Р. " зародилась в устной традиции (но не в сев., а в юж. части долины Гонги) и сохраняет нек-рые черты эпич. форму­льного стиля. Но в то же время "Р. " подверглась более значительной, в сравнении с "Махабхаратой", литератур­ной обработке и местами приближается по стилю к санскр. поэзии классич. периода (кавья). Авторство "Р. " традиция приписывает мудрецу Вальмики. Изложение сюжета "Р. " в "Махабхарате", а также его варианты, распространившиеся вместе с инд. культурой в странах Центр, и Юго-Вост. Азии, восходят не к "Р . Вальмики", а к иным, по-видимому, устным версиям. "Р." прошла многовековой путь развития: первые сказания на ее сюжет сложились, вероятно, в V—IV вв. до н. э., ко II в. до н. э. "Р. " уже существовала в виде большой устно-эпич. поэмы, а оформление "версии Вальмики" закончи­лось, по-видимому, лишь к IV в. н. э. Мифология "Р. " многослойна. Первоначально "фоном" или "моделью" эпич. повествования служил архаич. миф: Рама мыслился земным двойником Индры — во-первых, идеального "небесного" царя, а во-вторых — бога грозы и дождя, победителя демонов. Супруга Рамы Сита воспроизводила на эпич. уровне фигуру богини Ситы ("Борозды"), олицетворявшей землю с ее плодородием. Однако в I и VII книгах "Р." , к-рые большинство исследователей считает поздними по содержанию, Рама провозглашен аватарой Вишну, а Сита — воплощением супруги Вишну, богини Лакшми (или Шри). Благодаря этому "Р." , как и "Махабхарата", стала священной книгой индуизма. В ней, однако, в отличие от "Махабхараты", почти нет дидакти­ческих глав. Две великие индийские эпопеи реализуют два раз л. варианта развития героич. эпоса на позднем этапе: "Махабхарата" трансформируется в религ.-дидак­тическую эпопею, а "Р. " развивается в направлении к "искусственному" романическому эпосу и ре лиг. лирико-эпической поэзии. В ср. в. появляются многочисл. переложения "Р. " на местных языках, трактующие сюжет и героев поэмы в духе вишнуитского (рамаитского) бхакти.

Одна из причин повсеместной популярности «Рама­яны» в общедоступности ее сюжета. Рама получает руку прекрасной царевны Ситы, превзойдя всех других претендентов. Спустя некоторое время враждебный богам и людям демон-ракшаса Равана похищает Ситу, уносит ее в свое царство и держит там в заточении, а Рама, после долгих поисков и преодолев многие опасности, находит жену и убивает в поединке Равану. Такой сюжет - герои­ческое сватовство, похищение жены героя, ее поиск и возвращение, мотивы божественного происхождения героев, освобождения земли от чудовищ, нисхождение в подземный мир - принадлежит мировой фольклорной традиции. Его черты можно отыскать и в ближневосточ­ных мифах об умирающем и воскресающем боге, и в богатырских сказаниях Средней Азии и Сибири, и в русских былинах, и во многих памятниках героического эпоса.

Легенды приписывают авторство этого произведе­ния одному человеку – мудрецу Вальмики. Но, скорее всего, как и все эпосы, «Рамаяна» на протяжении веков жила своей особой жизнью, обрастая новыми главами, вырабатывая единый стиль изложения. Возникновение и оформление эпоса произошло между IV веком до н. э. и II веком н. э. Он насыщен лиризмом, изобилует стилистиче­скими украшениями и многозначными выражениями, тщательно прописанные картины природы зачастую приобретают символический характер.

Чудеса памяти приходилось проявлять первым расс­казчикам эпической поэмы, ведь она включает в себя семь книг: «Детство», «Айодхья», «Лесная», «Кишкин­дха», «Прекрасная», «Битва» и «Заключительная». Всего в ней 48 000 строк, объединенных в 24 тысячи шлок (стихов).

Наши рекомендации