Преподаватель Д.В.Черенович.

Рассмотрено на заседании

Цикловой комиссии

социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 1

От «29» 08 2008г.

Председатель Братковская О.А.

Вопросы и задания к практическому занятию №2

« Основные проблемы философии познания».

1. Вставьте пропущенное:

Со времён Сократа философия ставит перед собой двуединую задачу – исследование ………… и

………………….. в их взаимосвязи, взаимоотношении.

2. Основным субъективным фактором, делающим возможной познавательную деятельность человека является сознание. Что такое сознание? Какова структура индивидуального и общественного сознания?

3. Онтологической предпосылкой познавательного процесса является бытие, действительность.

Вспомните, что такое бытие? Определите виды, способы и формы бытия.

4. Как формулируется проблема познаваемости мира? Какие варианты решения этой проблемы вам известны? Попытайтесь определить и обосновать свою собственную позицию по данной проблеме.

5. Почему Иммануил Кант, перечисляя главные темы философствования, на первое место поста-

вил вопрос «Что я могу знать»? Попробуйте составить философское резюме (вывод) вашей личной

позиции по данному вопросу И.Канта.

6. Соотнесите:

1) Чувственное познание а) интуиция;

б) понятие;

в) ощущение;

г) суждение;

2) Логическое познание д) представление;

е) вера;

ж) восприятие;

3) Иррациональное познание з) рефлексия;

и) умозаключение.

7. Перечислите основные виды познавательной деятельности человека.

8. Заполните пробелы:

………………….. отражает целостную совокупность признаков вещи;

…………………. возникает в сознании без чувственного контакта субъекта и объекта и есть как

бы чувственное воспоминание вещи;

…………………. фиксирует лишь какое-то отдельное свойство вещи (цвет, вкус, размер).

9. Охарактеризуйте современную концепцию познавательного процесса:

1) познание – это активная деятельность субъекта по изменению объекта познания с целью познания его сущности; основа этой деятельности практика; 2) …………………….. 3)………………………………..

4)……………………………………………

10. Что такое практика? Какие функции она выполняет в процессе познания?

11. К основным формам практики относятся: 1) материальное производство (труд); 2) …………….

………………; 3)………………………………..

12. Заполните пробелы:

Понятие есть простейшая форма мысли, которая ………………………………………………………;

…………………………….. есть связь понятий в процессе мышления;

…………………………….. есть рассуждение в ходе которого из нескольких …………….. выводится новое.

13. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру. Выделите условия

и составные части творческого процесса, которые отметил А.С.Пушкин в знаменитых строках:

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг,

и случай, Бог-изобретатель.

14. В чём заключается значение веры в познании:

а) веры как уверенности, убеждённости?

б) религиозной веры?

15. Определите свойства истины:

а) объективна по содержанию, но субъективна по ……………………..;

б) с точки зрения полноты и степени достоверности знания представленного в истине её характеризуют как ………………. и …………………..; в) истина является таковой лишь для вполне определённых условий, т.е. она ………………….

16. Важнейшая проблема гносеологии – проблема критерия истины. Что является, по-вашему, критерием истины?

17. Исторически сложилось четыре научных комплекса, ориентированных на изучение четырёх объектов. Назовите эти научные комплексы и их объекты, а также сравните понятия «прикладные науки» и «фундаментальные науки».

18. Укажите самые главные особенности научного познания.

19. Соотнесите:

1) Эмпирическое познание а) выражает знания о вещах на уровне сущности;

б) наблюдение;

в) общелогические методы исследования;

2) Теоретическое познание г) даёт сведения о внешних сторонах вещей и явлений;

д) эксперимент;

е) философские методы.

20. Уберите лишнее: К формам научного познания относятся:

а) анализ; б) теория; в) факт; г) убеждения; д) гипотеза; е) проблема; ж) вера.

21.Что характерно для современного этапа познания, обусловленного условиями «информацион-

ного общества» и данными «постнеклассической» науки?

1) изменились объекты исследования; 2) ……………………; 3) ………………………. ;

4) истина познаётся не только с помощью научных методов, важнейшими способами её раскрытия

являются философия, искусство, религия; 5)……………………..; 6) понимание того, что к истине

ведут много путей, и никто не обладает монополией на истину.

22. В чём ценность обыденного (житейского) познания?

23. Как вы понимаете слова «Познай самого себя»? Почему они актуальны? Как можно познать

себя?

24.Познавательный процесс направляется и организуется социокультурной программой.

Что такое культура, и какие виды культуры вам известны?

25. Какие науки играют определяющую роль в становлении вас как профессионала, как гражданина, как личности?

Наши рекомендации