Схема структуры психики по Фрейду

Оно (ид) примитивная инстанция, генетически первая, в целом бессознательная, иррациональная, аморальная, требующая удовольствий, влечения и аффекты.

Я(Эго) продукт индивидуального опыта, самобытная психическая реальность, связывает Оно с внешней средой, адаптирует человека к среде, имеет функции сохранения организма, аккумуляции опыта внешний воздействий, контроля над инстинктами.

Сверх-Я(Супер-Эго) продукт влияний, исходящих от других людей, источник моральных и религиозных чувств, идеальные регуляторы, перенесенные вовнутрь, контролирует и наказывает Оно в виде укоров совести, черпая энергию в Оно.

В целом, душевно-духовная жизнь человека конфликтна: энергия Оно (прежде всего либидо) стремится к удовольствию, но испытывает давление со стороны Сверх-Я в виде запретов общества. Тогда она ищет обходные пути для своей актуализации, и в Я возникает напряженность. В свою очередь Я спасается с помощью «защитных механизмов» – вытеснения, рационализации, сублимации. Задача психоанализа и есть освободить Я от этого дискомфорта.

Позиция Фрейда в отличие от классической философии является иррациональной, т.к. бессознательное рассматривается существенной характеристикой человеческой природы. Но иррационализм Фрейда дополняется его верой в разум как инструмент познания истины, он верит, что Я сможет поставить под свой контроль Оно. Кредо мыслителя – рациональный анализ иррациональных побуждений.

Основные понятия психоанализа Фрейд использовал для исследования проблем культуры. Последняя, безусловно, необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом. Но по своей сути она – репрессивный способ защитить человека от своей природы, поскольку подавляет наши влечения, сублимируя их в значимые для общества цели: в искусство, науку, религию. Происхождение культуры Фрейд объяснял следующим образом: сыновья-соперники убивают отца-лидера первобытной орды, за этим событием следует раскаяние, чувство вины и решение подавить свои инстинкты в виде нравственных и религиозных запретов.

Если Фрейд не поддерживал негативное отношение к культуре, то его последователи – неофрейдисты стали разрабатывать идею о репрессивном характеры культурных образований. Наиболее радикальные мыслители этого направления вообще требуют «раскрепощения чувственности» как цели социальных преобразований. Однако более плодотворно идеи Фрейда развили его ученики А. Адлер (1870-1937) и К. Юнг (1875-1961). Адлер в отличие от Фрейда считает, что человек – это цельный самосогласующийся организм. Целостность человеческой личности формируется в обществе. Первоначально у ребенка формируется чувство неполноценности, беспомощности, которую он пытается компенсировать стремлением к превосходству, совершенствованием себя. Культурные факторы как раз и предоставляют ему такую возможность. Таким образом, многое в судьбе человека зависит от него самого.

Юнг расширил понятие бессознательного Фрейда. Во-первых, это больше, чем сексуальные влечения, как у Фрейда: либидо Юнга – это жизненная сила с большим творчески потенциалом. Во-вторых, в бессознательном он выделил уровень коллективного бессознательного, архетипов. Этот слой хранит следы коллективной памяти человечества, предрасполагая людей воспринимать и реагировать на события определенным образом. Архетипы – мысли, чувства, образы, выработанные в опыте всего человечества, на которых строят свое поведение отдельные индивиды. К таким архетипам Юнг отнес образы матери, ребенка, героя, мудреца, Бога, смерти, обманщика и т.д. Эти образы зашифрованы в религиозных традициях и мифах, в эзотерической символике. Люди тянутся к ним как к образцам, но и боятся их, поэтому архетипы выражаются часто в символической форме.

Явление бессознательного, исследованное Фрейдом и его последователями, находит огромное применение в деятельности людей. Достаточно упомянуть такие явления в нашей жизни как реклама и различного рода тренинги (вождение автомобиля, печатание на клавиатуре, спортивные упражнения), основанные на выработке многочисленных автоматизмов. В педагогике известны методы изучения иностранных языков с использованием подсознания, методики «опорных сигналов» и «основных понятий». В медицине распространены лечение гипнозом и методики кодирования от различных вредных привычек. Система правил межличностного общения по Карнеги предлагает приемы воздействия на человека на уровне подсознания с целью в какой-то мере регулировать его поведение. И это только начало в освоении столь таинственной сферы нашей духовной жизни.

Наши рекомендации