Личные свойства лиц святой троицы.


2 В светских, часто идеологизированных определениях догмата обычно негативно характеризуется то, что содержание его не подлежит критике и принимается за истинное без доказательства, практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету [см., напр., статью "Догмат" в "Советском энциклопедическом словаре" (М., 1984), "Философском энциклопедическом словаре'' (М., 1989)]. В основе такого представления лежит непонимающе того, что содержание догмата, его истина - это истина о Боге, истина, сообщаемая человеку абсолютным, вечным, неизменным, всесовершенным Богом, Который есть сама жизнь и источник жизни всего, в силу чегосодержание догмата не может устаревать, окостеневать. Именно поэтому догмат не мертвая схема, а живой смысл, живое знание и в то же время интеллектуальный каркас вероучения.

3 Василий Великий, св. Письмо 8. К кесарийским монахам // Творения. 3-е изд. Сергиев Посад, 1892. Ч.6. С.26.

4 Греческое слово ўnЈqema происходит от ўnat…qhmi - полагаю вверх, отделяю. Анафема означает все то, что выделено из круга житейского обихода и посвящено Богу в качестве дара, пожертвования. Как вещь, посвященная Богу, анафема изымалась из бытового употребления, так по аналогии и человек-анафема отчуждался от человеческого общества, т.е. с данным выражением стали соединять понятие отлучения от общества. По отношению к еретикам - христианам, не признающим вероучения Церкви и тем самым подрывающим ее основы и отделяющим себя от нее, - анафема была подтверждением Церковью того, что сам еретик отошел, отделился от нее. И история свидетельствует о то что Церковь в силу дарованной ей Богом власти (Мф.18,17-18) отлучала всех, сознательно и упорно отвергающих или искажающих ее догматы (VI Вс.с.1 прав.). Отцы и учители Церкви видели, однако, в анафеме не простое извержение из общества верующих, но такой акт, который, будучи совершен на земле, утверждался на небе (блаж. Иероним. Толк, на Мф.2,18); подвергшийся отлучению отделен от живого тела Христова и лишен благодати Господа (блаж.Августин. Толк. на Иоанна 27).

5 См.: Болотов В.В. К вопросу о Filioque. СПб., 1914. С.30-36.

6 Греч. слово ¤iresij - ересь [от греч. ¤irew (соотв. лат. capio) - беру, выбираю, захватываю, присваиваю] среди прочих имеет значения: индивидуальное искание и выбор (см., напр., 1Кор.11,19); захват или присвоение истины или, точнее, придание своему личному, субъективному мнению значения абсолютной, объективной истины и вытекающее отсюда стремление к самовозвышению, обособлению и схизме (греч. sc…sma - разделение).

7 Простаранный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Священном Предании и Священном Писании.

8 Слово "Библия" как название книги взято из греческого языка без перевода; t¦ bibl…a (множ. ч.) - книги (производное от tХ bibl…on - небольшая книга) означает собрание небольших книг, образующих единую книгу.

9 Слав. завh``````````````тъ - завещание, договор, соглашение.

10 Слово "канон" (от греч. kanиn - прямая мерительная палочка или линейка, правило, норма) используется в данном случае в специальном смысле как каталог или список ветхозаветных книг, признанных на Вселенских соборах и святыми отцами, как содержащие правило христианской веры.

11 Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Свящ. Предании и Свящ. Писании.

12 Филарет, митр. Московский. Цит. по Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991. С.178.

16 Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Свящ. Предании и Свящ. Писании.

17 Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. Казань, 1891. Т. VII. Деяние 8.

18 Terminus technicus (лат. - специальное выражение или специальный термин) - это слово или сочетание слов, точно обозначающее понятие со строго определенным содержанием.

19 Апологет - защитник (от греч. ўpolog…a - защита, ответ на обвинение, отповедь, оправдание, объяснение).

20 Опубликованы в Богословских трудах (М., 1971. Сб. № 8), а также в первом выпуске из серии "Памятники богословской мысли": Мистическое богословие. Киев, 1991.

21 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, VII, 3. Цит. по: Лосский В. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита // Богословские труды. М., 1985. Сб. № 26. С.166.

22 Антропоморфизм (от греч. Ґnqrwpoj - человек и morf» - форма, вид) - уподобление человеку, представления о Боге как о существе, обладающем человеческими свойствами.

23 Лат. attributus - существенное, неотъемлемое свойство объекта.

24 Дионисий Ареопагит. О божественных именах. V, 8. Цит. по: Булгаков С. Свет Невечерний. М., 1917. С. 110.

25 Василий Великий, св. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия // Творения. 3-е изд. М., 1891. Ч. 3. Кн.1. С. 27-28.

26 Лосский В. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита // Богословские труды. М., 1985. Сб. № 26. С. 163-164.

Наши рекомендации