Чистое понятие рассудка (ноция)

Другой элемент конечного человеческого познания - это мышление, ко­торое, как определяющее представление, направлено на созерцаемое в со­зерцании и, таким образом, служит исключительно созерцанию. Предмет созерцания, всегда единичный, однако, определяется как "такой-то и такой-то" в "общем представлении", т. е. в понятии. Поэтому конечное мыслящее созерцание - это познание через понятия; чистое познание есть чистое со­зерцание через чистые понятия. Это следует доказать, если вообще желают удостовериться в полноте сущностного состава чистого познания. Но что­бы суметь найти такие чистые понятия, прежде всего необходимо проя­снить, что под этим названием отыскивается.

В представлении, скажем, липы, бука или ели как деревьев, единичное созерцаемое определяется как такое-то и такое-то в перспективе "имеющего значение для многого". Эта "многозначность" хотя и означает представле­ние как понятие, но не касается изначальной сущности такового. Ведь "многозначность" как производная характеристика, зиждется, со своей стороны, на том, что в понятии представляется единое, в котором совпадают многие предметы. Понятийное представление есть предоставление возможности совпадения многого в этом одном. Потому единство этого единого должно предвосхищающим образом усматриваться и учитываться для лю­бого определяющего высказывания о многом. Предварительное усмотрение единого, в котором должно совпадать многое, есть принципиальный акт образования понятий. Кант называет его "рефлексией". Она есть «размыш­ление о том, как различные представления могут быть схвачены в одном сознании»[xlvii].

Подобное размышление выделяет охватывающее многое единство как таковое, так что в связи с этим единством сравнивается многое (Komparation); при этом отстраняется все не сообразующееся с удерживае­мым единым (абстракция в кантовском смысле). Представляемое в поня­тийном представлении - это «одно представление, поскольку оно может со­держаться в различных»[xlviii]. В понятии не просто представляется нечто фактически присущее многому, но это присущее, по мере его соответствия, т. е. в его единстве. Это охватывающее единое как представляемое является по­нятием, и потому Кант по праву пишет: «Говорить о всеобщих или об об­щих понятиях - просто тавтология»[xlix].

Поскольку представление преобразуется в понятие в принципиальном акте предварительного усмотрения значащего для многого единого, по Канту - в рефлексии, то понятия также зовутся рефлексивными (reflektierte), т. е. возникающими из рефлексии, представлениями. Понятийный характер представления - что его представляемое имеет форму значащего для мно­гого единого - всегда возникает из рефлексии. Однако то, что при этом, по своему материальному содержанию (Wasgehalt), является определяющим единым, преимущественно вырастает из эмпирически сравнивающего и отвлекающе отстраняющегося акта созерцания. Потому исток материаль­ного содержания таких эмпирических понятий не есть проблема.

В случае же "чистого понятия", напротив, отыскивается "рефлек­сивное" представление, чье материальное содержание сущностным образом не может быть считано с явлений. Потому его содержание должно обретать a priori. Понятия, которые и по своему содержанию даны a priori, Кант на­зывает ноциями, conceptus dati a priori[l].

Имеются ли подобные понятия? Преднаходимы ли они доопытно в че­ловеческом рассудке? Как рассудок, сам являясь лишь зависимым от пода­ющего созерцания, пустой функцией связывания, может давать материаль­ное содержание? И может ли вполне в рассудке быть найдено такое данное представляемое нечто (Was), если он, как это имеет место сейчас, будет изо­лирован от всякого созерцания? Если рассудок сам по себе должен быть ис­током не только формы всякого понятия как такового, но также и содержа­ния определенных понятий, то этот исток может заключаться лишь в прин­ципиальном акте образования понятий как таковом - в рефлексии.

Всякое определение нечто как нечто (суждение) содержит «единство де­ятельности, упорядочивающей различные представления под одно общее (gemeinschaftliche)»[li]. Эта деятельность рефлектирующего единения, однако, возможна лишь в том случае, если она уже проводится в предвосхищающем усматривании единства, лишь в свете которого единение вообще возможно. Следовательно, само рефлектирование, совершенно отстраняясь от того, что в понятии есть результат его деятельности, является предварительным представлением определяющего (führende) единение единства как такового. Если же в самом рефлектировании уже заложено представливание единства, то это значит: сущностной структуре принципиального акта рассудка при­суще представливание единства.

Сущность рассудка - это изначальное схватывание (Begreifen). В струк­туре деятельности рассудка как представляющего единения уже имеются представления определяющего единства. Эти представляемые единства суть содержание чистых понятий. Материальное содержимое этих понятий есть, соответственно, делающее единение возможным единство. Потому пред­ставление этих единств само по себе, на основании своего специфического содержимого, уже a priori является понятийным. Чистому понятию не нужно содействие понятийной формы. Оно само в изначальном смысле является ею.

Поэтому чистые понятия не возникают впервые через акт рефлексии, они не суть рефлексивные понятия, но изначально принадлежат к сущност­ной структуре рефлексии, т.е. суть в, совместно и для рефлексии действую­щие представления - рефлектирующие понятия. «Вообще все понятия, отку­да бы они не черпали свою материю, суть рефлексивные; т.е. в логическое отношение значимости для многого приведенное представление. Следова­тельно, это понятия, чей целостный смысл есть не что иное, как [конституирование] той или иной рефлексии, под которые подводятся (unterworfen) имеющие место представления. Они могут называться поняти­ями рефлексии (conceptus reflectens); и поскольку любой тип рефлексии име­ет место в суждении, то они становятся собственно деятельностью рассудка, которая сама по себе, как основание возможности судить, ориентирована в суждении на [структуру] отношения»[lii].

Так что в рассудке как таковом имеются чистые понятия, и "анализ са­мой способности рассудка" должен прояснить эти соконституирующие сущ­ностную структуру рефлексии представления.

Наши рекомендации