Философия Блаженного Августина 5 страница

3. Отрицание отрицания. Развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность, т. е. возвращение в исходное состояние, но на более высоком уровне. Развитие идет как бы по спирали.

Первая триада

Как уже говорилось, первый этап в процессе самосознания абсолютной идеи происходил еще до природы, он был логическим. Логика Гегеля как раз описывает этот процесс разворачивания категорий. Сначала было Бытие, или чистое бытие. Эта категория наиболее бедна по содержанию и что бы ее осознать нужно ему противопоставить Ничто. Ничто и чистое бытие тождественны и в то же время противоположны. Одновременное существование Бытия и Ничто, запрещаемое законом противоречия в формальной логике возможно и даже необходимо в диалектической логике Гегеля (1 закон диалектики).

2 У Гегеля возможен и обратный переход : качество переходит в количество, но это лучше не афишировать

Итак, имеем тезис (Бытие) и антитезис (Ничто) противоречие снимается в синтезе – категории Становления. Под Становлением надо понимать предельно абстрактное движение— переход от одного к другому. Так появляется первая триада — Бытие, Ничто и их синтез — Становление.

Подобным же образом разворачивается процесс дальнейшего образования категорий, вникать в детали которого у меня нет никакого желания.

Тезисами и антитезисами триад могут являться не только понятия, но и суждения и даже научные гипотезы – например, синтезом корпускулярной и волновой теории света является корпускулярно-волновой дуализм (это общее замечание—в системе логики Гегеля такого нет).

Философия истории

Итак, развитие человечества есть самопознание абсолютного духа. Этот третий этап в свою очередь разбивается на три: субъективный дух, объективный дух, мировой дух. Первый развивается в индивидуальном сознании человека. В ходе своего развития субъективный дух движется в сторону все большей объективизации. Первое проявление объективного духа есть право. Своей вершины объективный дух достигает в государстве.

В своей личной жизни индивидуумы свободны. Но при суммировании их бесконечно малых вкладов общая результирующая всегда направлена в одну сторону-- в сторону прогресса, туда куда ведет мировой дух. Абсолютный разум очень расточителен, он не останавливается ни перед какими жертвами. Все великие люди—кровопийцы, но их за то винить нельзя, так как они наиболее несвободны, они—автоматы. Общей их чертой является полное отсутствие колебаний, сомнений (Наполеон: «Ввяжемся в бой, а там видно будет»). Законы морали на великих людей не распространяются (мы это уже проходили в школе, только тогда это называлось теорией Раскольникова).

Критерием прогресса является степень осознания свободы человечеством. Здесь выделяются ... конечно, три этапа.

Первый: Восточный—эпоха восточных деспотий (Вавилон, Египет). Свободен только один деспот, остальные его рабы.

Второй: Античный – древняя Греция, древний Рим. Есть свободные люди, но есть и рабы.

Третий: Германо-христианский. Свободны все. Прусская монархия – самая высшая стадия развития. (Ничего удивительного, если вспомнить, что подкармливал Гегеля Прусский король).

На каждом этапе есть свои привилегированные народы—выразители воли абсолютного духа. На третьем этапе это, как нетрудно догадаться, германцы. Славяне-- всего лишь материал. (Вот такая сволочь!)

Философия культуры

Разумеется, тоже троится. Дух себя постигает в три этапа: в искусстве, в религии, и в «науке» (т. е. в философии и науке, Гегель их не отделял).

В искусстве три стадии: символизм (Сфинкс—египетское искусство), классическое (статуи с мертвыми, бездушными глазами—античное искусство), романтическое (современное Гегелю, он считал его высшим этапом).

Религия, три стадии: язычество (фетишизм: обожествление камней деревьев и т.п.), политеизм (многобожие—как у греков), христианство.

И, наконец, самой адекватной формой сознания абсолютного духа является философия, причем не какая-нибудь, а философия самого Гегеля, как завершающий этап всего философского мышления. Тезис о познаваемости мира Гегель заменяет утверждением о познанности мира (по крайней мере в основных чертах).

Подобная точка зрения, разумеется, не вызвала восторга у всех прочих философов. После смерти Гегеля его учение подверглось жесточайшей критике. Когда Маркс, приступая к написанию «Капитала» взял на вооружение диалектический метод Гегеля, с Гегелем, по его выражению, обращались как «с дохлой собакой».

Иррационалистическая философская традиция

Истоки: иррационалистическая традиция восходит к Августину (?) и Паскалю.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) немецкий философ-иррационалист, представитель волюнтаризма (направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия). Шопенгауэр—основоположник иррационализма.

«Мир как представление» Мир, который человек ощущает, воспринимает—это только представление (берклианские мотивы). Распадение на субъект и объект происходит только в сознании и является по отношению к нему чем-то вторичным. Нет объекта без субъекта. «Жизнь и сновидения — это страницы одной и той же книги».

Мир как воля

Мир— это единая иррациональная воля. Она—бесконечное стремление, она знает, что она хочет в данный момент, но общая тенденция отсутствует. Она вечно неудовлетворена. Все объекты, говорит Шопенгауэр, надо рассматривать двояко, не только как представления (явления), но и как волю. Воля—это и есть «вещь в себе». Физики всё хотят свести к каким-то силам, в том числе и человеческую волю, говорит Шопенгауэр, между тем воля—это то, что нам и так понятно, дано непосредственно, а сила -- нет. Он предлагает, наоборот, любую силу объяснять как волю.

Этика пессимизма

«Все к худшему в этом худшем из миров»-- Шопенгауэр переформулировал высказывание оптимиста Лейбница. Никакой предустановленной гармонии нет, воля иррациональна и сама не знает, что она в конечном итоге хочет. Воля вечное стремление, никогда не находящее удовлетворения, и потому вся жизнь человека—страдание. Осознав иррациональность воли, человек должен научиться подавлять волю к жизни в аскетизме и нирване (нирвана—др. инд. – угасание). Свою этику Шопенгауэр заимствует у буддизма.

Фридрих Ницше (1844-1900)—немецкий философ-иррационалист, представитель волюнтаризма, один из основателей «философии жизни». Испытал сильное влияние Шопенгауэра. Воля у Ницше, как и у Шопенгауэра — основа жизни, иррациональное начало. Но у Ницше волюнтаризм плюралистичен (есть не одна воля, а множество воль). Все хорошо, что ведет к возрастанию воли к власти, и все плохо, что ослабляет ее.

Концепция сверхчеловека Наиболее важным в философии Ницше является учение о Сверхчеловеке. Главное свойство человека — способность к «переоценке ценностей». Те принципы, по которым живет современное общество, неприемлемы. Сверхчеловек возвышается над моралью, становится «по ту сторону добра и зла». Концепция сверхчеловека у Ницше имеет две основные интерпретации: фашистская (Сверхчеловек—представитель высшей расы свободен от моральных норм по отношению к низшим) и личностно-гуманистическая (романтическая идея о человеке будущего, преодолевшего ограничения буржуазной морали).

Критика христианства Христианство — религия рабов, она ослабляет волю сочувствием к слабым: «Что вреднее порока?—Сострадать слабым и калекам—христианство». Христианство--это месть больных людей, инстинкт направленный против здоровых.

Сравнение с буддизмом (почему буддизм, по Ницше, лучше христианства)

«Главное различие между этими религиями таково: буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слово не держит». Буддизм провозглашает не «борьбу с грехом», а «борьбу со страданием» и достигает цели. Христианство, по Ницше напротив, заставляет страдать, болеть, ослабляет.

Анри Бергсон (1859-1941)—представитель «философии жизни» (как и Ницше)—очередной вариации иррационализма. Иначе философию Анри Бергсона называют интуитивизмом, по той важной роли, которую в ней играет понятие интуиции.

Основное начало мира Основой мира является «сверхсознание», которое есть непрерывный поток, «творческий порыв». «Сверхсознание—эта ракета, потухшие остатки которой падают в виде материи».(??). Сознание субъекта—есть проявление «сверхсознания»

Инстинкт, интеллект, интуиция Сверхсознание, влившись в материю, расходится на два «рукава». Один их них — инстинкт—непосредственное «знание» материи. Другой «рукав»-- интеллект (человека). Наука — высшее проявление интеллекта, и как интеллект она однобока: она удерживает из вещей только одну сторону — повторение. Постигнуть жизнь не в состоянии ни инстинкт, ни интеллект. Первый может, но не «хочет» постигать жизнь, второй не может этого, хотя и желал бы этого больше всего на свете. Все же путь к постижению жизни есть — это непосредственное постижение — интуиция. «Интуиция—это инстинкт, сделавшийся бескорыстным, сознающий самого себя». Интуиция 54

близка к эстетическому восприятию—та же бескорыстность и непосредственность ощущений. Философия должна опираться на интуицию: «Философия приближается скорее к искусству, чем к науке».

Критика Эйнштейна Естествознание, по Бергсону, не может адекватно отобразить время. В СТО время превращается в четвертую координату, происходит «опространствливание» времени. И это выражение бессилия рассудка математически выразить время. Реальность не поддается рациональному познанию, наш разум чувствует себя комфортно только в мертвых формах геометрии, где нет движения. Бергсон разрабатывает свое понимание времени, он вводит понятие «длительности» «Длительность—это непрерывный процесс прошлого, пожирающего будущее и растущего по мере движения вперед». (??)

Освальд Шпенглер (1880-1936)—немецкий философ, представитель «философии жизни», историк.

Концепция истории Взамен тезиса о едином историческом прогрессе, Шпенглер вводит исторический плюрализм: каждая цивилизация развивается независимо от других.

Культура и цивилизация

Шпенглер различает культуру и цивилизацию. Культурой он называет ранний этап исторического развития (детство, юность, начало зрелости), это восходящее движение. Конец, умирание культуры он именует цивилизацией. Европа, по Шпенглеру уже пережила свой расцвет и увядает. «Закат Европы»-- так называется его труд. У каждой культуры как у живого организма есть своя судьба. (детство, молодость, старость, смерть)

Сколько всего было культур?

Шпенглер выделяет 8 культур, завершивших свое развитие:

1) древнекитайская

2) древнеиндийская

3) египетская

4) вавилонская

5) античная (греко-римская)

6) арабская

7) европейская

8) культура индейцев Майа

В мире есть еще одна культура, которая, по мнению Шпенглера, не исчерпала свой потенциал. Это молодая русско-сибирская культура.

Душа культуры Кроме судьбы (истории развития) у каждой культуры есть своя душа. Душа связана со специфичным для каждого народа восприятием пространства и времени.

У античной культуры аполлоновская душа (по имени бога Аполлона)— ее пространство замкнуто (космос конечных размеров), она не знает времени. В ее математике нет движения—это геометрия. В физике царствует статика. В изобразительном искусстве отсутствуют переходные тона (ни сумерек, ни утра нет в живописи). Западноевропейская культура—фаустовская душа (по имени Фауста—ученого, продавшего душу дьяволу, желая познать мир, персонажа поэмы Гетте «Фауст»).Это душа мятущаяся, агрессивная. Время ощущается, как в никакой другой культуре. В физике—динамика, в математике—матанализ бесконечно малых. Музыка—фуги Баха. В изобразительном искусстве—переходные состояния (утро, вечер). Восприятие пространства, как уходящего ввысь (небоскребы, готические соборы). Арабская культура имеет магическую душу. В молодой сибирско-русской культуре пространство понимается как раскинувшееся вширь (степные просторы). Это непосредственным образом сказывается и на характере народа и на его культуре

Зигмунд Фрейд (1896-1939)—австрийский психиатр, основатель психоанализа, и фрейдизма—направления в философии. Сознательное—это островок в море бессознательного: «Сознание не является хозяином в собственном доме».

Три составляющие психики Я—сознание, Оно—бессознательное (сфера сексуального инстинкта либидо и жажды жизни (потом он добавляет еще и жажду смерти)), Сверх Я (Идеал Я)—область моральных принципов.

Концепция культуры Понятие сублимации (sublimo—возвышаю) переключение энергии с низменных целей на социально-приемлемые: наука, искусства, социальная деятельность.

Комплекс Эдипа Комплекс Эдипа формируется у мальчиков в раннем детстве и проявляется в любви к матери и ревности к отцу. Отношение к отцу у мальчика, согласно Фрейду, амбивалентно

(двойственно): стремление устранить отца как соперника сосуществует с чувством преклонения перед ним.

Сёрин Кьеркегор (1813-1855) Философия Кьеркегора считается предшественницей экзистенциализма, поэтому его часто называют предэкзистенциалистом. Большую роль в жизни Кьеркегора и в эволюции его взглядов сыграло расторжение помолвки с 17-летней Региной Олсен—девушкой которая любила его и, можно полагать, была ему дорога. В этих переживаниях возникла проблема выбора, которая играет такую большую роль, как у него, так и у современных экзистенциалистов.

Предмет философии Кьеркегора Для Кьеркегора (а впоследствии и для всех экзистенциалистов) существование (экзистенция) человека становится главной загадкой, требующей решения.

Способ познания человеческой субъективности

Кьеркегор исключает возможность рационального познания человека. Человек иррационален и постижение собственного Я должно происходить непосредственным ощущением (но это не сенсуализм, а скорее интуитивизм см. Основные направления в Гносеологии). Резко выступал против Гегеля с его рационализмом.

В чем проявляется свобода человека

Как и у всех экзистенциалистов центральную роль в философии Кьеркегора играет свобода. Свобода человека проявляется в ситуации выбора. Причем выбора судьбоносного, когда решается вся твоя жизнь (как у Кьеркегора с Региной). Человек всегда ответственен за свой выбор, никакого детерминизма и даже просто рационального, причинного объяснения выбору нет.

Три стадии на жизненном пути человека

1. Эстетическая Чувственная ступень. Символ – Дон-Жуан. (или Илья). Таких людей притягивает все красивое, они стремятся к удовольствиям, их душевное состояние зависит от погоды (солнышко – они счастливы, дождь — у них депрессия). Это стадия детства, юности, хотя она может и затягиваться.

2. Этическая На этой стадии господствует чувство долга. Человек вступает в законный брак, старается следовать моральным нормам общества. Он сам выбирает себя. Символом этого этапа является Сократ (см. Сократ. смерть Сократа) (большинство людей останавливаются на этой стадии или вовсе не доходят до нее).

3. Религиозная На этой ступени человек в прямое общение с Богом. Здесь он может преступить всеобщий моральный закон, выйти за его рамки, подняться выше его. Символом этой стадии является Авраам1. Выбирая веру, человек отказывается от разума и совершает скачок, прыжок через пропасть в иррациональное, к Богу. Не каждый может решиться на это, говорит Кьеркегор.

Субъективная диалектика Кьеркегора Несмотря на нелюбовь к Гегелю Кьеркегора, в его философии прослеживается диалектические мотивы, так его три стадии сильно напоминают триады Гегеля. Диалектика Гегеля—объективная. Кьеркегор создает субъективную (экзистенциальную) диалектику. Человек и его сознание является автономным и свободным. Диалектика его человеческого сознания - иррациональность в поступках.

Пограничные ситуации. Страх Одним из ключевых понятий в экзистенциализме является пограничная ситуация—между жизнью и смертью (Пример с Абрамом). При этом происходит конфликт между разумом и чувством, человеком овладевает страх.

1 За свою праведную жизнь Авраам был выбран Богом как основатель нового народа, еврейского. Бог дает ему и его жене Сарре сына Исаака (обоим супругам уже за 70 лет). И вот, когда Исаак уже становится подростком, Авраам слышит голос Бога, который приказывает ему принести в жертву единственного и любимого сына. Принося в жертву собственного сына, Авраам должен не только поступить против своей личной привязанности, но и против всеобщего морального закона. Если бы жертва приносилась ради спасения общества, то оно бы его не осудило (как это произошло с Тарасом Бульбой, убившим своего сына за измену Украине). Но в данном случае, принося в жертву сына, Авраам пошел бы против всех законов. Перед ним встает выбор. Ситуация абсурдная и не поддается рациональному осмыслению. Если это Бог, то надо его слушаться. А если нет, вдруг это наваждение? Где доказательства? Выбор Авраам должен сделать руководствуясь только непосредственным чувством, никакими логическими рассуждениями здесь не поможешь. Авраам слушается Бога, идет на условленное место с сыном, связывает его, и заносит над ним нож. В последний момент Ангел останавливает его руку. Авраам прошел проверку на верность Богу. 56

Философия Иммануила Канта

Две вещи поражают человека—это звездное небо над ним и моральный закон в нем.

И. Кант

Иммануил Кант (1724-1804)—немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Всю жизнь прожил в Кенигсберге (восточная Пруссия, ныне Калининград1). Различают два периода его творчества: «докритический» и «критический». Самое значительное достижение первого периода—космогоническая гипотеза образования солнечной системы (гипотеза Канта-Лапласа). Второй период2 (после 1770) назван критическим по названию основных сочинений зрелого философа «Критика чистого3 разума», «Критика практического разума», «Критика способности рассуждения». В первой разбирается вопрос о возможности познания, во второй изложено этическое учение Канта, в третей — эстетика.

Свою философию Кант видел как средний путь между сенсуализмом и рационализмом, материализмом и идеализмом, он назвал ее критическим идеализмом или идеализмом трансцендентальным.

Гносеология

Учение о суждениях (гносеологическая классификация суждений)

Кант выделяет знание эмпирическое (апостериорное) и чистое (априорное). На это деление перекрестным образом накладывается другое деление—на аналитическое (объясняющее) знание и синтетическое (расширяющее).

Термины логики

Субъект суждения – логическое подлежащее, предмет суждения (в предложении «атом делим», атом – субъект суждения).

Предикат—логическое сказуемое, то, что в суждении высказывается о предмете суждения (в предложении «атом делим», «делим» – предикат).

Аналитическое суждение не прибавляет знания об предмете суждения. Например «квадрат имеет четыре угла»-- аналитическое суждение, так как в понятии квадрата уже содержится информация о том, что он четырехугольник (на языке логики: в аналитическом суждении содержание предиката вытекает из содержания субъекта.).

В синтетическом суждении сообщается дополнительная информация о предмете суждения (содержание предиката не вытекает из содержания субъекта, а добавляется к нему «извне»).

Четкое деление не всегда возможно. Суждение «атом делим» в начале века было синтетическим, так как содержало новое знание. Сейчас оно аналитическое, так как со школьной скамьи учат, что атом состоит из ядра и электронов и его сложный состав подразумевается уже в самом определении.

аналитические

синтетические

Апостериорные

не существуют

Опытные суждения. (естествознание)

априорные

Формальная логика

математика

1 Так что Кант в некотором смысле не только прусский, но и «русский» философ. В 1974 году жители Калининграда торжественно отпраздновали 250-летие своего «соотечественника» и земляка.

2 Переворот в сознании Канта, произошел под действием философии Юма. «Он разбудил меня от догматической спячки», -- говорил сам Кант (Эх, Маня, спал бы ты спокойно...)

3 «Чистого» -- означает свободного от эмпирии. Критика чистого разума—критика познания, к которому можно придти априори, способом доказательств. 57

Все аналитические суждения априорны (аналитических апостериорных не бывает—см. таблицу). Опытные суждения всегда синтетичны (их предикаты черпают знание из внешнего опыта).

Вопрос о существовании синтетических априорных суждений (правый нижний угол таблицы) очень важен, так как наука нуждается в суждениях, расширяющих наше знание, и при этом достоверных, каковыми они в случае их опытного происхождения, считает Кант, быть не могут.

Кант замечает, что в математике, хотя и существуют аналитические суждения, присутствуют также и синтетические (в утверждении 5+7=12 предикат (12) обладает содержанием не вытекающим из понятий 5 и 7. Другой пример: суждение «прямая — есть кратчайшая линия между точками» -- предикат «кратчайшее расстояние» не следует из понятия прямой (ну это тоже еще можно поспорить…)). Математические знания также внеопытны, и потому они априорны. Итак, в математике, с точки зрения Канта мы видим образец науки, где соединяется достоверность (от априорности) и синтетичность, увеличивающая знание. (Кант также очень уважал механику Ньютона, и также считал ее образцом научного знания. Но можно ли ее отнести в правый нижний угол таблицы я не уверен, потому лучше не говорить, пока прямо не спросит).

Учение о вещах в себе

Кант различал вещи, такие, какими они нам кажутся («вещи для нас») и такие, какие они есть сами для себя («вещи в себе»). Если о «вещах для нас» (феноменах) мы судим по информации, даваемой нашими органами чувств, то о вещах в себе мы ничего знать не можем, и имеем о них предельно абстрактные, «чистые» понятия (ноумены). Ноумены не дают ничего для познания вещей в себе, но позволяют нам о них мыслить. Вещи в себе трансцендентны, т. е. непознаваемы.

Как писал Ленин, в вещах в себе одновременно проявляются и материалистические и идеалистические тенденции в философии Канта. «Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе—то тут Кант материалист». (Здесь он противостоит Юму, который вообще сомневается в существовании внешней реальности). «Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней -- Кант идеалист» (и здесь он приближается к Юму).

Процесс познания

Термины

Трансцендентный — недоступный познанию, находящийся за пределами опыта (см. вещь в себе)

Трансцендентальный — изначально присущий рассудку, предшествующий опыту, но предназначенный лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание (см. априорные формы чувственности и категории).

Априорные формы чувственности. Категории

Внешние вещи вызывают в человеке чувственные восприятия, но сами по себе они неупорядочены, хаотичны. Чувственный опыт возникает только тогда, когда к ним примешиваются априорные, трансцендентальные формы. Это: 1) априорные формы чувственности и 2) категории.

1) Априорные формы чувственности — пространство и время. По Канту время и пространство не существуют реально. Они лишь способ, с помощью которого упорядочиваются наши восприятия.

2) Всего категорий 12. Они разбиваются на 4 группы: 1. категории количества 2. категории качества 3. категории отношения (с помощью них одно явление признается причиной второго) 4. категории модальности (благодаря им у нас появляется представление о существовании внешних предметов).

Итак, наш опыт делится на две части априорную (трансцендентальную) и эмпирическую. Первая (априорные формы чувственности и категории) отвечает за формы, в которых мы воспринимаем опыт, вторая наполняет эти формы конкретным содержанием.

Априорная часть опыта не имеет смысла без эмпирического наполнения (и этим пространство, время и категории Канта отличаются от врожденных идей Декарта). И наоборот – чистые эмпирические восприятия без априорных форм хаотичны и бессмысленны. «Мысли без созерцания пусты, созерцание без понятий слепы».

Три этапа процесса познания

1 этап чувственный. Чувственное познание: на органы чувств человека действуют тела внешнего мира (вещи в себе). Эта информация упорядочивается с помощью представления о пространстве и времени (человеку удобно располагать свои ощущения в пространственно временной сетке, подобно тому, как он расставляет книжки по полкам).

2 этап рассудочный. После того, как восприятия упорядочены с помощью априорных форм чувственности, вступает в работу рассудок. С помощью 12 категорий он превращает совокупность наших ощущений в понятия (можно смотреть на стол, но не видеть его, а воспринимать лишь набор точек разной интенсивности и цвета). Именно на этом этапе становится возможным естествознание. В процессе познания человек не столько извлекает законы из природы, сколько навязывает их ей (опять-таки, человеку удобно соединять события причинной связью, устанавливать соотношения и пр. – так информация перерабатывается наилучшим образом).

3 этап разумный. Разум, в отличие от рассудка, порождает трансцендентные идеи, выходящие за пределы опыта. Это три идеи: идея о душе, идея о мире, идея о Боге (психологическая, космологическая и теологическая, соответственно). Они выражают стремление разума постичь вещи в себе, что, к сожалению, невозможно. В результате раздумья человек приходит к антиномиям – положениям взаимно исключающим друг друга, каждое из которых можно логически доказать. Вот антиномии Канта:

1. наличие/отсутствие свободы воли у человека

2. конечность/бесконечность мира в пространстве

3. элементарность/сложность устройства мира (в современных терминах — есть ли истинно элементарные частицы или они также имеют сложную структуру)

4. существование/несуществование Бога

Как возможны математика, естествознание, метафизика?—три вопроса Канта, решаемые в «Критике чистого разума»

1. Достоверность математики обеспечивается по Канту существованием априорных форм чувственности (пространство, время). Их достоверность именно в априорности (внеопытности).

2.. Естествознание возможно благодаря тем же априорным формам чувственности и еще категориям (2 этап познание).

3. Метафизика (философия) возникает на третьем, разумном этапе познания. Так как все вопросы, которыми она занимается, приводят к антиномиям, то она возможна только в той форме, в какой она представлена у Канта: как критика чистого разума. Как наука метафизика невозможна.

На десерт: Трансцендентальная апперцепция (повторять три раза по утрам, натощак)

Апперцепция (перцепция (восприятие) + приставка ап—внутрь себя) — самосознание, самонаблюдение (третий этап познания). Как уже говорилось, наше сознание конструирует внешнюю реальность, наполняя конкретным чувственным содержанием трансцендентальные формы. Осознание своей роли в этом конструировании, осознание своего «я» -- Кант называет трансцендентальной апперцепцией. В словаре иностранных слов еще написано, что трансцендентальная апперцепция — это изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающего единство опыта.

Этика Канта. Три постулата практического разума

Этика Канта изложена в «Критике практического разума», так как под практикой Кант понимал сферу нравственности, человеческих отношений. 59

Вещь в себе и свобода человека

Человек двойственен, он и вещь в себе (и здесь он свободен), но он и вещь для себя и других (чувственно воспринимаемый объект). Человек, как явление для себя и для других не свободен (есть детерминизм). Этику Кант также выводит из двойственной природы человека. Человек как вещь в себе — добр и нравственен. Человек как явление (вещь для других), более зол, чем добр. (Эта сторона учения Канта получила развитие у Бердяева в его концепции Объективации (см. Бердяев)).

Моральные и легальные поступки. Категорический императив

Кант — противник теории этики Гольбаха и Гельвеция (фр. просветители), о том, что мораль образуется в ходе опыта человеческого общежития. В своей философии Кант, отвергает эмпирический характер этики, и в то же время пытается сделать этику автономной по отношению к религии.

Императив—правило, принуждающее нас поступать определенным образом.

Кант выделяет условные (гипотетические) императивы и категорический императив.

Условные императивы, зависят от внешних условий, они эмпиричны. Например: лавочник знает, что он должен торговать честно, иначе он растеряет свою клиентуру. Этот поступок легален, его нельзя осуждать, но он не морален в высшем смысле, так как сопряжен с выгодой, совершен под действием условного императива.

Моральные поступки – моральные в высшем смысле, восходят к высшему принципу — категорическому императиву, имеющему неопытное, априорное происхождение. Он требует поступать нравственно ради самой нравственности.

Различие между моральными и легальными поступками не в самих поступках, а в мотивах.

Самым нравственным поступком будет спасение врага. Дружба, любовь не имеют моральной ценности, так как руководствуются условным императивом. Получается парадоксальная ситуация: наиболее моральны те поступки, которые совершаются с наибольшим отвращением. Это послужило поводом для многочисленных насмешек над этикой Канта (стихотворения Шиллера).

Две формулировки категорического императива (знать их наизусть!)

Первая: «Поступай так, чтобы максима (субъективный принцип) твоего поведения на основе твоей воли могла стать всеобщим законом». (переводя на человеческий: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

Наши рекомендации