Выдающиеся представители науки эпохи Нового времени и основные направления их деятельности

Френсис Бэкон

Английский ученый, философ, основатель методологии экспериментальной, опытной науки Нового времени, представитель эмпирической философии. Ф. Бэкон требовал коренного преобразования наук и видел в этом основную задачу философии. Основное произведение ученого «Новый Органон» (1620) – часть его незавершенного труда «Великое восстановление наук». Хорошо известно знаменитое высказывание Ф. Бэкона «Знание – сила».

Рене Декарт

Его латинское имя – Картезий. Великий французский ученый и философ, представитель классического рационализма, создатель картезианской физики. Главная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм (двойственность) души и тела, «мыслящей субстанции» и материальной («протяженной») субстанции. Всем хорошо известно его изречение: «Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую».
Для Декарта исходной основой знания выступает интуиция. Как математик, Р. Декарт заложил основы аналитической геометрии; как физик сформулировал закон сохранения количества движения; как физиолог ввел представления о рефлексе. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов, создатель учения о высшей нервной деятельности, считал Рене Декарта своим учителем в области физиологии. Рене Декарт – один из родоначальников механицизма и в то же время – провозвестник эволюционных идей. Он считал, что философия должна выступать в качестве «универсальной математики».

Основные труды ученого: «Рассуждения о методе» (1637) и «Начала философии» (1644).

Сэр Исаак Ньютон

Выдающийся математик, механик, физик, астроном, богослов. Открытия Ньютона в области оптики (дисперсия света, интерференция и дифракция) сделали возможным конструирование мощного отражательного телескопа. Ньютон практически одновременно с Лейбницем и совершенно независимо от него разработал дифференциальное и интегральное исчисления, открыл важнейшие законы классической механики и закон всемирного тяготения.
Сэр И. Ньютон подвел итоги научной революции и создал обобщающую физическую теорию, которая на долгие годы стала адекватной картиной физического устройства мира.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Выдающийся немецкий ученый – математик и философ, крупнейший представитель интегрального направления в философии и культурологии, выразившегося в синтезе рационалистического и эмпирического подходов в научно - исследовательской деятельности. В своем философском развитии Г.В. Лейбниц эволюционировал от механического материализма к объективному идеализму, который наиболее ярко проявился в его учении о монадах (монадология). Монадой он называл особую духовную единицу бытия, субстанцию; развивал учение о множественности субстанций, лежащих в основе мира. Лейбниц отличался широким творческим диапазоном и энциклопедической ученостью.
Лейбниц стал родоначальником математической логики и одним из создателей счетно – решающих устройств, множества других открытий в различных областях естественнонаучного и гуманитарного знания.
Основными философскими сочинениями Г.В. Лейбница являются «Новые опыты о человеческом разумении» (1704) и «Монадология» (1714). Лейбниц считается самым выдающимся ученым - энциклопедистом, «универсальным гением» эпохи Нового времени.

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Нидерландский мыслитель-материалист, пантеист (отождествлял Бога с природой), придерживался рационалистической традиции. Цельюзнания Спиноза считал господство над природой и совершенствование человека. Он полагал, что в основе мира лежит одна субстанция, поэтому его учение называется монистическим, а субстанция выступает как причина самой себя. Учение о субстанции представлено в его основном труде «Этика» (1675).
Свой метод, или способ построения знания, основанный на абсолютизации элементарного математического знания, Спиноза назвал «геометрическим». Кроме «Этики», Спинозе принадлежит «Богословско- политический трактат» (1670).

Томас Гоббс

Философ-материалист, был секретарем у Ф. Бэкона, взгляды которого разделял и развивал в духе механического материализма. Как и Ф. Бэкон, Гоббс резко критиковал схоластику. Он считал, что целью философии должна быть практическая польза. Большой интерес Гоббс проявлял к анализу социальных явлений, пытаясь понять и интерпретировать их с научных позиций.
В качестве важнейшего объекта познания у Т. Гоббса выступает человек как существо не только природное и физическое, но и моральное, духовное. Человек – творец «искусственных тел», в том числе таких, как культура и государственность. Как номиналист, принимающий существование только конкретных единичных предметов, Т. Гоббс исходил из того, что любое знание опирается на эмпирические факты. Высшей наукой он называл математику.

Гоббс полагал, что естественное состояние человека, порочного по своей природе, опирается на чувственность, страсти, которые могут привести к самоистреблению людей («Homo homini – lupus est» - «Человек человеку волк»). Он был убежден в том, что разум – главная составляющая в учреждении государства путем общественного договора.
Гоббс называл государство и гражданское общество высшей ценностью человеческого общежития, способной защитить человечество от «войны всех против всех». Главное произведение Т. Гоббса – «Левиафан» (1651).

Джон Локк (1632-1704)

Английский ученый, занимал промежуточное положение между материализмом и идеализмом. Первый в философии Нового времени разработал теорию познания как специальную область философии. Гносеология (теория познания) – сенсуалистическая в своей основе – стала ядром учения Дж. Локка. (Сенсуализм – от лат. sensus – восприятие, чувство – это направление в теории познания, согласно которому чувственность, а именно ощущения, восприятия, являются основой и главной формой интеллектуального познания. Основной принцип сенсуализма сформулирован Джоном Локком: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»).
Джон Локк был также видным педагогом, общественным деятелем; он стал автором концепции либерализма, сформулировал основные принципы свободы совести и веротерпимости. Один из важнейших его трудов – «Опыт о человеческом разумении» (1690).

Наши рекомендации