Представители и основные направления философии 20 века

Государственное Автономное Образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

Лекция № 7

Тема занятия Философия XX века

Основной материал лекции

ДИАЛЕКТИКО - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.

Подлинный переворот в философии был связан с объединением идей материализма и диалектики в философском учении выдающихся немецких философов К. Маркса (1818 – 1883) и Ф. Энгельса (1820 – 1895). Причём материализма основой не только для диалектического рассмотрения природы, но и человеческого общества, сущности культуры, исторического развития и сознания людей. Признание материальности мира стало основой для рассмотрения сознания как идеального отражения окружающей действительности.

Развитие природы, существование её во взаимосвязанном многообразии форм мыслится как результат саморазвития материи, которое предстаёт в различных формах её движения – физической. Химической, биологической и социальной.

Теоретические закономерности диалектики применительно к общественному развитию всесторонне исследованы К. Марксом в его основном труде «Капитал». Исследования законов диалектики применительно к природе осуществлены Ф. Энгельсом и нашли своё отражение в книге «Диалектика природы». В ней показывается, что диалектические закономерности составляют неотъемлемое свойство самой материи и логически отражаются самим ходом развития наук в последние столетия. Великие открытия XIX века, к которым Энгельс отнёс открытие органической клетки и создание клеточной теории, закон сохранения энергии и теорию революции, являются иллюстрацией диалектического характера природы, взаимосвязи и противоречивости её строения, которое является источником развития и возникновения всё более сложных форм.

Основное значение диалектико – материалистической философии в том, что она стала теоретической основой для научно – философского анализа действительности.

Артур Шопенгауэр

Философия Шопенгауэра – отклик на раскол в сознании общества – раскол между ценностями христианства и античности. Противопоставление античной раскрепощённости и боязни естественности, свойственной христианскому сознанию.

Философия Шопенгауэра противостоит скептицизму Канта, утверждавшего, что мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно. Ницше: «Ш. ведёт нас с высот скептического недовольства или критического отречения на высоты трагического жизнепонимания». Ш. стоит перед целостной картиной мира, его не интересуют отдельные мазки, его интересует художник – человек. Таким образом философия Шопенгауэра вращается вокруг этических проблем.

Главная работа – «Мир как воля и представление»

По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем сознании, наша фантазия; и есть мир воли.

Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни, бессознательная и саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего, нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не имеющее объекта (желание хотеть и всё).

Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения, предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее благо.

Философский пессимизм Ш. повлиял на сознание людей второй половины XIX века, возросло количество самоубийств в среде средней интеллигенции.

Наша жизнь представляет собой непрерывную цепочку страдания. Античность сформировала следующую схему: добро в мире доминирует, зло – это лишь временное отсутствие добра. Ш. эту схему перевернул. Добра в мире не существует, это лишь краткий миг отсутствия страдания. Каждый из нас – артист, обреченный играть данную ему роль. У каждого своя субъективность, которую невозможно изменить воспитанием (противопоставляется идее Просвещения о перевоспитании). В процессе общения меняется не характеры людей, а лишь мотивации. Цели неизменны, меняются только средства их достижения.

Из жизни как цепочки страдания есть три выхода:

  1. Впасть в нирвану, превратившись в ничто (самоубийство)
  2. Эгоизм и как высшая стадия эгоизма – злоба, то есть стремление прекратить страдания путём причинения страдания другим.
  3. Сострадание, противостоящее эгоизму и злобе, направленное на уменьшение страданий других.

Сострадание бывает отрицательное (не вредить другим) и положительное (помогать другим). Оно не может быть избирательным и не предполагает взаимности. Сострадание – это единственная возможность прорваться сквозь оковы собственного страдания навстречу миру, механизм соединения «Я» и мира.

Способность к состраданию определяет отношение к собственной смерти. Для эгоиста мысль о смерти болезненна, так как он считает, что вместе с ним погибает весь мир. Сострадающий, включённый в жизненный процесс человек, переживает свою смерть как закономерность в цепочке мироздания. Мысль об упорядоченности, глубинном моральном основании мира.

Сострадание есть переворот воли, освобождение от страха за свою жизнь, дверь в свободу.

Философия Шопенгауэра возникает в тот период, когда человек ощутил свою выключенность из ранее существовавшей ценностной иерархии. С разрушением этой иерархии человек получил возможность делать свой собственный выборà автономия индивида, человек сам устанавливает связь с миром.

По Ш. подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней (противостояние с Ницше и его поиском вечной свободы).

Кьеркегор

К. утверждал, что он не философ, а религиозный мыслитель. Задачу свою он видел в том, чтобы вернуться к истокам христианского вероучения, возвратить веру, утраченную современным обществом. Однако философия К. не совпадает с позицией церкви.

Лев Шестов: «Философия Кьеркегора – это безумный прорыв от Бога философа к Богу Авраама и Богу Исаака».

К. рассматривает библейский сюжет о жертвоприношении Авраама как средоточие веры. Здесь особо важна любовь отца к сыну и тот страх, который испытывает Авраам перед Богом. Авраам верит в противоречие, он – путеводная звезда для тех, кто охвачен страхом божьим каждое мгновение, отсюда возникает и вера в милость Бога.

Таким образом, вера – это страх и трепет (идея очень близкая русскому сознанию, особенно Достоевскому). Вера – это абсурд, скандал разума. Она даёт возможность войти в чудо. Однако К. утверждает, что вера не предполагает отречения от мира, не требует аскетизма. Верующий человек целен и твёрд, он принимает мир. Человек должен быть способен на самоотречение. Самоотречение – это возможность примирения с «наличным существованием», то есть с миром, где есть зло, миром несовершенным. Верующий человек живёт в парадоксе, так как вера – это выбор без каких-либо гарантий. Таким образом, К. провозглашает принцип субъективности в противоположность рационалистическому принципу объективности, характерному для немецкой классической философии.

Саморефлексия – выход в пространство веры. Бог – бесконечная полнота возможностей, в которой сила жить. Христианство – это религия страдания, добровольно взятой на себя муки. Отчаяние – форма прорыва к Богу.

Отчаяние бывает четырёх видов:

  1. Неосознанное – низшая степень отчаяния, характерная для людей, не способных к саморефлексии.
  2. Осознанное – попытка выйти к духовности сравнения себя и другого человека. Такой человек строит свою жизнь по образу ближнего, что приводит к забвению себя.
  3. Отчаяние-вызов – страстное желание быть самим собой, непрерывности «Я». Таким образом человек выходит в пространство моральной ответственности через постоянный осознанный выбор.
  4. Религиозное отчаяние – вызывает неутомимую работу духа, основанную на сознании малости и виновности перед Богом. В основе – страх и трепет.

Два подхода к проблеме добра и зла: этический и религиозный. Единичное близко в пространстве веры к абсолюту.

Фридрих Ницше

Н. разделял понимание мира, свойственное Шопенгауэру – мир трагический, наполненный космической жизненной стихией. Подлинная жизнь – жизнь творческого становления, требующая переизбытка жизненных сил, которым обладают только исключительные личности. Этот переизбыток – дионисийское начало в культуре. Именно он обеспечивает жизнеспособность культуры, питает её.

Однако восприятие мира как трагедии не оборачивается у Н. пессимизмом и отрицанием жизни, как у Шопенгауэра. Пессимизм по Н. – это результат упадка языческой мифологии. Упадок культуры начался ещё в античности с появления философии Сократа, который внёс в философию нравственное самоуглубление, что и привело к ослаблению творческой, дионисийской стихии в культуре, усугубившемуся в века христианства. Спасение культуры, говорит Н., - в досократовском восприятии жизни, в возврате к мифологии. В мифологии человек един с миром, там отсутствует мораль.

Мощь познания – способ включения в нескончаемый поток творческой энергии. Философия Н. пропитана индивидуализмом – эстетический культ гения и героя. Счастье – в возможности совершить героический жизненный путь.

Н. отвергает жалость и сострадание: «Что не убивает меня, то делает меня сильнее». Н. преодолевает страх страдания и смерти.

Жизнь по Н. – глубочайшее зло. Она не знает и не хочет знать истины. Именно на исключении моральных критериев основан имморализм Н.

«Рождение трагедии из духа музыки» - влияние отношений с Вагнером – Н. складывает свою философию музыки. Творческому, дионисийскому началу Н. противопоставляет апологическое начало. Лев Шестов пишет, что Н. можно представить одним из бунтующих героев Достоевского.

Путь Н.: от имморализма - через нигилизм - к идее сверхчеловека.

Томас Манн: о последствиях претворения философии Н. в жизнь: «Н. – чистейший образец теоретического человека», который не задумывался о реализации своих идей в жизни.

М. Хайдеггер (1889 – 1976)

Переводы Достоевского, Кьеркегора, Рильке. Гардман, Ясперс, Годамер – окружение, интеллектуальные круги. Докторская диссертация «Учения о суждениях, психологизм». 1927 г. – «Бытие и время». 30-е гг. – поворот в творчестве и мировоззрении:

Бытие распадается на куски. Собрать мир, восстановить целостность. Беда современности: время, когда человек слышит только крик и не слышит голос бытия - тишину.

Бытие даётся при рождении. Мысль относит бытие к человеку. Мысль словесна, даёт бытию слово. Язык – дом бытия. Хранители языка – художники, мыслители, поэты.

Переосмысление «технического истолкования отношения бытия и мысли» (Платон, Аристотель). Мысль противопоставляется практике, делу. Философия боится потерять престиж науки из-за плена логики.

Проблема соотношения бытия и мышления в философии

  1. Мышление и бытие слиты (мифологическое сознание – до Сократа). à НЕСОКРЫТОСТЬ. Не существует диалога бытия и мышления. «Истина бытия и бытие истины суть единство».
  2. От Сократа и Платона до рационализма Декартаà Мышление и бытие разделяются. Мышление само оказывается предметным полем, помещаясь в самосознание. Субъект противопоставляется объекту. Истина – не ядро бытия; ищется в идеальном, в высказывании. Бог – сверхпредмет. Сознание опредмеченно. à метафизика. «Эпоха опред. человеческие сущности вне бытия».
  3. Эпоха диалога мышления и бытия. Восстановление утраченного единства.

Чтобы найти бытие и понять его смысл, необходимо обратится к человеческой жизни. Человеческое бытие – тут-бытие. Бытие разворачивается вокруг человека.

Сущность – открыто устремлёно к выходу за пределы, устремлено к другому.

Экзистенция – это:

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru существование

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru сущность

Разрыв между существованием и сущностью – знак забвения бытия.

Как бытие касается человека и как бытие заявляет на человека свои права? Мир – целое, мир – перв. дело мысли. Человек вёл разговор с целым миром. Современная мысль гонится за упущенным целым. Бытие включает возможность мысли, а мысль даёт бытию слово. Упадок языка! Человек должен окунаться в безымянный простор, в молчание – это возврат к бытию, к истокам, начало возврата к человечности.

Проблема гуманизмаà исследование упадка гуманизма в культуре. Понимание гуманизма основано на истолковании природы, мира и т.д.

Хайдеггер: человек, оказавшись пастухом бытия, несёт ответственность за себя и за бытие. Во главу угла должно быть поставлено историческое существо человека. Экзистенциальность – обитание вблизи бытия, проявление заботы о бытии, выступает в открытость бытия. В этом новый гуманизм: для пастуха бытия исключён момент самоутверждения и эгоизма. Главная черта нового гуманизма – бытие в мире.

Поиск нового гуманизма – это попытка ответить на массовый отход человечества от религиозного сознания. Человек перестал слышать бытие, мир стал глух и нем. Жизнь человека может пойти двумя путями: либо это собственная жизнь, либо бытие по типу других. Во втором случае человек становится предметом среди других предметов, теряет индивидуальность, забывает о смерти. Возникает усреднённость, взаимозаменяемость. Человек становится уникальным в момент смерти. Собственное бытие связано с осознанием своей смерти, с этой мыслью человек перестаёт быть вещью среди других. Осознавая смерть, человек находится впереди самого себя, экзистирует. Человек, находящийся в модусе будущего, идущий впереди себя через осознание своей смерти – сам выбирает свою самость. Модус настоящего – безличность, усреднённость, забвение смерти. Таким образом, по Хайдеггеру, время становится характеристикой самого бытия.

Техника. Суть техники в том, что она выводит всё действительное из потаённости, торжествует утилитаризм. Понятие ПОСТАВ – это когда всё действительное оказывается в наличии; это определённая установка, заставляющая человека выводить действительное из потаённости. Человеку также оказывается в ситуации постава, так как оказывается предметом среди предметов. Технический прогресс мешает человеку встретиться с самим собой.

Структурализм

Это направление получило развитие в 60-е гг. ХХ века.

Ю. М. Лотман

Успенский

Диорский

Гаспаров

На Западе: Ч. Пирс (возм. Гирц) – основоположник семиотики: мир – знаковая система.

Соссюр – лингвистическая школа структурализма

Структурная антропология – Леви-Стросс

Структура познания - М. Фуко

Структурализм рассматривает явления чувственного мира. Структура (всё, что познаётся) может быть выражена в модели. Свойства модели:

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru целостность (все элементы структуры подчинены целому)

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru трансформация (подвижность структур)

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru саморегуляция

Семиотика: любая мысль – знак, связь с лингвистикой. Исследования языка в механизме передачи его содержания, языка знаков.

На исходе структурализма наступает период постструктурализма.

Р. Барт

Делида

Ю. Кристева

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru проблема структурности

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru проблема коммуникативности (знаковый подход)

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru шизофренический дискурс (язык абсурда)

Психоанализ

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)

Психоанализ – ответ на выпад человека из области веры.

Фрейд сформулировал свою концепцию на основе клинической практики. В частности, в клинике доктора Шарко им был применён гипноз. В 10-е годы складывается ассоциация психоаналитиков.

У каждого человека есть свои страхи, агрессивные и запретные влечения – всё, чего стыдится наше сознание. Метод катарсиса – очищение в результате психологического потрясения. Задача врача – вернуть память о болезненном опыте – катарсис – начало излечения. Цена такого излечения – встреча человека с самим собой, со своими страхами.

Человек – это:

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru сознательное

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru подсознательное

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru бессознательное

По Фрейду, определяющим в поведении людей является бессознательное, оно определяет как индивидуальное, так и социальное поведение. Таким образом, Фрейд свергает разум с главенствующего положения. Сфера бессознательного образуется с младенчества и изначально подчинена принципу удовольствия. Но потом вступает принцип реальности всё, что не соответствует реальности, оттесняется в сферу бессознательного. Подсознание выполняет роль фильтра. Сознательное – это словесная область, бессознательное невыразимо в словах, это энергетическое начало в человеке.

Бессознательное проявляет себя в описках, оговорках, снах. Задача врача – организовать поток речи и выбрать из него посылки бессознательного.

Главной силой Фрейд считает половое влечение. Эдипов комплекс: при рождении ребёнок переживает травму – разрыв с целым, с матерью; виновником этого становится отец, появляется бессознательное желание убить отца (это также связано с восхищением, преклонением, соперничеством).

Человека в равной степени пронизывают два влечения:

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru Эрос – сексуальное влечение – конструктивно

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru Танатос - влечение к смерти – разрушительно

Разумное в нас – это Я или ЭГО. Промежуточная часть - бессознательное – СУПЕРЭГО – инстанция морального контроля, то, что ограничивает влечение и содержит культурные нормы. Оно образуется в нас, когда мы идентифицируем себя с отцом. Оно перерабатывает запретные влечения в энергию совести. В то же время наше бессознательное подчинено принципу удовольствия. Таким образом, наше Я оказывается между влечением и совестью, как между молотом и наковальней.

Функции культуры:

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru агрессивная, подавляющая (именно из-за культуры люди становятся невротиками)

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru искусство – возможность выхода влечения. Сублимация – облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально одобряемую форму, например, религия.

Карл Густав Юнг (1875 – 1961)

Основные произведения:

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru Психологические типы

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru Отношение между Я и бессознательным

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru Проблема души в нашем мире

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru Психология и алхимия

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru Символика духа

В отличие от Фрейда, Юнг не придавал главенствующего значения Эдипову комплексу и половому влечению. Помимо сексуального у человека есть целый комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё более глубокую область – коллективное бессознательное, которое появляется вместе с человеком. Это коллективная память человечества. Сфера коллективного бессознательного обращена не только в прошлое, она предвидит будущее.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетип – это схема инстинктивного поведения человека. Они выполняют роль организаторов психики. Это априорные идеи, дремлющие мыслемифы. В каждом из нас живёт архетип великого отца и великой матери.

Момент врачебного вмешательства – борьба воль врача и пациента. Для успешного лечения они должны быть одного психологического типа (интро- или экстраверты).

Различные архетипы:

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru Анима и анимус – женское и мужское. Если у мужчины преобладает анимус, он агрессивен, если анима – инфантилен; а женщине анимус придаёт мужиковатость.

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru Персона и тень. Персона – совокупность наших социальных ролей; тень – наши страхи и комплексы. Тень заставляет нас проецировать наши комплексы на других. Необходимо научить сосуществовать со своей тенью, а для этого необходимо с ней встречаться.

Представители и основные направления философии 20 века - student2.ru Самость – образ Бога в нас. Этот архетип обеспечивает целостность человека как индивидуальности.

Архетипы проявляются через символы – в религии и искусстве. В наше время мы редко обращаемся к коллективному бессознательному. Оно прорывается в виде агрессивных нарушений, в этом причина глобальных катастроф ХХ века.

Приложение № 2

Глоссарий

Позитивизм - (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Неопозитивизм- или логический позитивизм (логический эмпиризм) — одно из основных направлений философии 20 в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики.

Постпозитивизм- общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. П. не представляет собой особого филос. направления, течения или школы, это скорее этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в кон. 1950-х гг. Характерная черта этого этапа — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика

Бессознательного - совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном темных восприятий.

Иррационализм - (от лат. irrationalis — неразумный) — филос. концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, И. выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. Обычно И. утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности, исключающий ее познание с помощью разума или делающий такое познание второстепенным.

Экзистенциализм – (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Неотомизм - (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

Приложение № 3

Вопросы для активизации студентов

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика Западной философии XX века.

2. Сциентизм и антисциентизм в современной западноевропейской философии.

3. Проблемы человека, общества и культуры в современной Западноевропейской философии.

4. «Вызовы современности» и развитие философии в 80-90-е годы XX века.

Основные понятия

Философия жизни,

феноменология,

герменевтика,

позитивизм,

индивидуализм,

экзистенциализм,

психоанализ,

неопозитивизм,

постпозитивизм,

гуманизм.

Темы рефератов

· Ф.Ницше и его отношение к христианству.

· Проблема природы и статуса научного знания в истории позитивизма.

· Роль и место экзистенциализма в развитии науки и искусства XX века.

· Развитие психоанализа в XX веке и его влияние на философию.

· Гуманизм в философии и гуманистическое движение второй половины XX века.

· «Римский клуб» и постановка «глобальных проблем современности».

· Модернизация, модернизм и постмодернизм.

Приложение № 4

Представители и основные направления философии 20 века

Направление, школа Философ, годы жизни Основные труды Основные проблемы, понятия и принципы Сущность главных идей  
Марксизм К.Маркс, (1818 - 1883) "К критике гегелевской философии права. Введение","К еврейскому вопросу","Исторический материализм","Капитал". Проблема поиска и обретения человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического социального строя. Деятельностный подход.Всеобщая теория общества. Противоречия между предпринимателем и рабочим являются центральными в социуме, более того, ведущим фактором социальных изменений. Человеческая история - это история борьбы между собой больших общественных групп. Идея революции большинства для всех, а не меньшинства ради себя самого. Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.  
Марксизм Ф.Энгельс, (1820 - 1895) "Положение рабочего класса в Англии","Манифест Коммунистической партии"(совместно с Марксом), "Диалектика природы". Полемика и прогнозирование метода и пафоса марксовой доктрины к событиям реальной истории. Диалектический материализм. Социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. Экономическая основа общества лишь "в конечном счете" обусловливает явления духовной жизни. Любое историческое событие являет собой результат ("равнодействующую")столкновения значительной совокупности разно-векторных людских хотений и воль.  
Позитивизм О.Конт, (1798 - 1857) "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества". Общая теория гомогенности. Суть"позитивного":1)реальность;2)полезность;3)достоверность;4)точность. Три стадии развития человеческого духа:1)теологическая;2)метафизическая;3)научная(позитивная). Позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом). Эволюционная теория социального развития в противовес революционной,опирается на четыре принципа: принцип условий существования,принцип единообразия человеческой природы, принцип консенсуса, принцип эволюции.  
Позитивизм Дж.С.Милль, (1806 - 1873) "Система логики", "Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии". Законы производства, законы распределения. Концепция нейтральности денег. Теория стоимости. Богатство - это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ. Противопоставление законов производства и законов распределения.  
Позитивизм Э.Мах, (1838 - 1916) "Принцип сохранения работы,история и корень его", "Анализ ощущений и отношение физического к психическому","Познание и заблуждение". Проблемы научного познания. Идея относительности. Анализ формально-логических структур научных теорий. Наука суть попытка экономного обращения с опытом. Задача науки - искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении. Познание - всего лишь процесс прогрессивной адаптации человека к среде. Природа не содержит "причин" и "следствий",в ней все просто "случается" - и это может быть зафиксировано формулами функциональных взаимоотношений.  
Позитивизм Р.Авенариус, (1843 - 1896) "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта","Человеческое понятие о мире". Эмпириокритицизм-"надпартийный" философский подход,критически рассматривающий все, якобы проверенные,истины. Учение об "эмпириокритической принципиальной координации". Философия как строгая наука наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Преодоление дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрытие эффекта воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. Индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту.  
Неопозитивизм Б.Рассел, (1872 - 1970) "Критическое исследование философии Лейбница", "Принципы математики", "О истории", "Философские очерки", "Философия Уильяма Джеймса", "Проблемы философии", "Сущность религии","Научный метод в философии". История философии.Плюрализм как философско-исторический принцип. "Логический атомизм". Проблемы интеллектуальных пределов эмпиризма и вопросы доминирующих ценностей процесса познания. Нейтральный монизм. История философии суть история оригинальных концепций выдающихся мыслителей. Философствование есть субъективированное выявление смысла той жизненной ситуации, из которой и вырастает соответствующее философское направление. Философия - это средство логического анализа и постижения всех форм дискурса. Предметом философии выступает логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения. В основании всего сущего лежит не материя, а "нейтральный материал", в котором материя стала больше похожа на разум.  
Неопозитивизм Л.Витгенштейн, (1889 - 1951) "Логико-философский трактат" (1921), "Философские исследования". Логический и лингвистический этапы в становлении аналитической философии. Термин: "картина мира". Принципы философского творчества: 1) противопоставление этического и логического;2) отказ от сомнения в тех областях, где "нельзя спрашивать";3) идея, что "вопросы, которые мы ставим, и наши сомнения основываются на том, что определенные предложения освобождены от сомнения, что они, словно петли, на которых вращаются эти вопросы и сомнения..."  
Неопозитивизм Р.Карнап, (1891 - 1970) "Логическое построение мира","Мнимые проблемы в философии", "Преодоление метафизики логическим анализом языка","Физикалистский язык как универсальный язык науки". Теория познания. Научная философия. Неопозитивистская модель организации научного знания. "Принцип терпимости" (один из основных в системе постулатов неопозитивистского конвенционализма). Идея о возможной основе единства знания. Предметом философии науки является анализ структуры естественно-научных дисциплин с целью уточнения основных понятий науки при помощи аппарата математической логики. "Наука представляет собой единство... все эмпирические предложения выразимы в едином языке, а все положения дел относятся к одному виду и познаются с помощью одного метода".  
Неопозитивизм М.Шлик, (1882 - 1936) "Всеобщая теория познания", "Вопросы этики","Позитивизм и реализм", "Природа и культура". Логический позитивизм. Последовательный эмпиризм. Понятия:"чувственно данное", чувственный опыт. Концепция "понятийных функций". Между логикой и опытом нет никакого антагонизма. Проблема познания сущности бытия бессмысленна, ибо предмет философии - не искание истины, но "исследование значения". Перспективная основа общей теории познания - общая теория знаков.  
Постпозитивизм К.Поппер, (1902 - 1994) "Логика научного исследования", "Открытое общество и его враги", "Нищета историцизма","Объективное знание. Эволюционный подход". Школа критического рационализма. Изучение роста научного знания. Научная космология. Проблема познания мира, включая нас самих и наше познание как частей этого мира. Метафизические идеи - а поэтому идеи философские - имели величайшее значение для космологии. Принцип фальсификации (принципиальной опровержимости любого утверждения) в противовес принципу верификации. Принцип "фаллибилизма" - гипотетический характер знания и подверженность ошибкам. История научного познания - это история смелых предположений и их перманентных опровержений.  
Постпозитивизм Т.Кун, (1922 - 1996) "Коперниканская революция", "Структура научных революций", "Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912". История естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Историко-эволюционистский подход,антикумулятивизм, идея о социокультурной обусловленности научного познания (экстернализм). Стадии развития науки: допарадигмальная наука, нормальная наука(парадигмальная),экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция). Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества.  
Философия жизни А.Шопенгауэр, (1788 - 1860) "Мир как воля и представление", "О свободе человеческой воли". Оригинальное учение о человеке, этике, эстетике. Этика пессимизма. Волюнтаризм, иррационализм. Тезисы: "мир есть мое представление", о единстве воли и движения. Мир, являющийся нам в представлениях, выступает в форме, зависящей от познающей способности субъекта. Судя по проявлениям в видимом мире, мир сам по себе есть не что иное, как мировая воля. Волевой акт субъекта и действие его тела - это не два различных состояния, находящихся между собой в отношении причины и следствия, а одно и то же действие. Мировая воля едина, хотя ее проявления во времени и пространстве бесчисленны, хотя в материи она проявляет себя как множественность отдельных воль, ведущих нескончаемую борьбу друг с другом.  
Философия жизни Ф.Ницше, (1844 - 1900) "Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм", "Человеческое, слишком человеческое". Философия жизни. Проблемы культуры, человеческой жизни. Учение о сверхчеловеке и "вечном возвращении". Противопоставление аполлоновского и дионисийского начал. Культурно-этический идеал человека - образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа - ориентированного на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения, овладения пробужденными им собственными, иррациональными силами. Высший смысл жизнь приобретает исключительно благодаря тому, что она вновь и вновь возвращается, налагая при этом колоссальную ответственность на человека,  
Философия жизни О.Шпенглер, (1880 - 1936) "Закат Европы", "Человек и техника" Философия культуры. Критика классического историзма. Понятия: душа. Теория рождения, развития и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. Душа - субстанциональное начало всех начал или иррациональная совокупность возможностей, которые необходимо осуществить. История (совокупность образов, наглядных картин, разнообразных символов - плодов "глубинного переживания") и природа (система законов, формул и жестких определений) являют собой два различных вида отображения действительности в картине мироздания. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее "души". Культуры уникальны, сменяемы (не преемственны).  
Экзистенциализм М.Хайдеггер, (1889 - 1976) "Бытие и время", "Доклады по философии. О событии", "Основные проблемы феноменологии", "Сущность истины" и др. Критика метафизики. Тема метафизики как судьбы европейской философии, темы Ничто, европейского нигилизма, элементы почвенничества, провинциализма, популизма. Проблемы техники, науки, языка. Понятия мифологически-космического порядка:"б    

Тест № 1

1. Современная философия наиболее тесно связана с…

1. наукой

2. религией

3. искусством

4. идеологией

2. «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал...

1. Ф. Ницше

2. А. Шопенгауэр

3. О. Конт

4. К. Маркс

Наши рекомендации