Возникновение и история науки

Как форма познания, наука возникла в Новое время, в 16-17 вв., в эпоху становления капиталисти­ческого способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. С этого време­ни наука начинает развиваться относительно само­стоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития, и сама воздействует на ход практической деятельно­сти опредмечивается и материализуется в ней.

В античности и в средние века в основном проис­ходило философское познание мира. В рамках этой фил. объединялись знания и сведения о " первых причинах и всеобщих началах", формировалась оп­ределенная совокупность логических и математиче­ских знаний. Но зачатки этих знаний не сформирова-пись как автономное, самостоятельное целое. Пер-эые ростки науки создавались в древневосточных цивилизациях- Египте, Индии, Вавилоне, Китае. Это эыли лишь отдельные ветви науки, но не наука в це­пом. Причина такого положения кроется в общест­венно-исторических и социально-культурных факто­рах, - они не создавали объективных условии для формирования науки как особого целостного духов­ного феномена и социального института.

В античный и средневековый периоды существо­вали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как целостная система знаний, которая возник­ла только в Новое время, в процессе отделения науки эт традиционной философии.

буржуазные революции в Англии и Нидерландах цали мощный толчок для развития новых производ­ственных и социальных отношений. Важным факто­ром для этих изменений оказывается наука, прежде всего экспериментально-математическое естество­знание, астрономия, механика, физика, химия и дру­гие частные науки. Понятия наука и естествознание в те времена практически отождествлялись, так как формирование гуманитарных наук имело некоторое отставание.

Но различные отрасли наук были еще слаборазви­ты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточной.базы зна- ний, и, следовательно, строить чисто умозрительные предположения. Достижение истины было невозмож­но без философии.

Наука - явление конкретно-историческое. Про­шедшее в своем развитии ряд этапоа, которые можно разделить по разным категориям. Категорией (обос­нованием) данной периодизации является соотноше­ние (противоречие) объекта и субъекта познания. На каждом из этих этапов разрабатываются соответст­вующие идеалы, нормы л методы научного исследо­вания, формируется стиль мышления, специфиче­ский понятийный аппарат и т.д.

Классическая наука (17-19 вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, прие­мам и операциям его деятельности. Такое устране­ние рассматривалось как необходимое условие полу­чение объективного знания о мире.

Господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотноси­тельно к условиям его изучения.

Неклассическая наука (первая половина 20 в.) -учитывает связи между знаниями об объекте и харак­тером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение этих связей рассматривается в качестве необходимого условия объективно:истинного описа­ния и объяснения мира

Пост классическая наука (вторая половина 20 в.) осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценно­сти о- целе в ы м и структур а м и .

Каждая стадий имеет свою совокупность теорети­ко-методологических и иных установок, свои фунда­ментальные идеи и свою картину мира.

Классическая - механику, построение мира стро­ится на принципе жесткого детерминизма.

Неклассическая - строится на идеях относитель­ности, дискретности, квантования, вероятности, до­полнительности.

Постклассическая - стадия становления и органи­зации, ориентирование на "синергетическое движе­ние" и глобальный эволюционизм.

64 ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ИСТОРИИ

В ходе исторического процесса существовали различные интерпретации проблемы истины.

В античности философы изобрели концепцию со­ответствия. Истину усматривали в том, что сущест­вующие вещи интерпретировались как проявление идеи или формы { Платон, Аристотель).

В средневековой христианской ф/лософии истину видели в Боге и в его откровениях.

В новое время в качестве истинного знания рас­сматривали сведения, содержащиеся в чувствах и идеях (Бекон, Локк, Декарт, Лейбниц.)

В 20 веке аналитики вначале придерживались кон­цепции соответствия. Они выясняли соответствие суждений и умозаключений действительному поло­жению дел, фактам. Затем стали развивать теорию взаимосогласования суждений (Карнап).

Концепция соответстеия была дополнена коге­рентной концепцией истины. Затем часть аналитиков, сторонников определения значения слова как его употребления развивают прагматическую концепцию истины. Из современных философов именно анали­тики наиболее обстоятельно занимаются проблемой истины.

Феменологи на основе исходных чувственных впе­чатлений приходят к эйдосам и понятиям и оценива­ют внешний мир на их основе. Они не используют прагматическую концепцию истины.

Герменевтики принимают за истину контакт чел. и вещи, они считают, что возможно слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истинности суждениям, герменевтики вещам.

Постмодернисты считают, что любой текст имеет глубокий смысл, сам же смысл понимается как чувст­ва. Значение внешнего мира в качестве критерия ис­тины постмодернисты отвергают.

Истина развивается и изменяется а соответствии с изменениями наших знаний. По мере развития про­цесса познания открываются ранее неведомые фак­ты. Человечество в познании идет от абсолютного заблуждения к абсолютной истине. Но абсолютная истина недостижима, т. к. предыдущее знание всегда усовершенствуется последующим. Истина - центральная проблема в философии. Несложно выделить три ее основные концепции: со­ответствия, когерентности и прагматичности.

Согласно концепции соответствия, истинными яв­ляются высказывания, мысли и интерпретации, кото­рые соответствуют действительности. Установление истины и заблуждения требует интерпретации. От­дельные суждения приобретают смысл лишь в сис­теме суждений,-

Там, где существует многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последователь­ность, системность суждений. Это говорит о коге­рентной концепции истины. Под когерентностью по­нимают сцепление и непротиворечивость высказыва­ний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия.

Концепция, в которой критерием истинности вы­ступает практика, называется прагматической кон­цепцией истины (прагматика - означает дело или действие). Смысл концепции истины - на'деле прове­рять суждения на истинность и ложность, не ограни­чиваясь теоретическими рассуждениями.

Согласно утверждению американского философа Решера, три концепции истины не отменяют, а до­полняют друг друга, поэтому надо учитывать все. Но это не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математиков основной считается коге­рентная концепция истины, т. к. им важна гармония в суждениях. Для физиков необходимо чтобы их суж­дения вместе с математической формулировкой-со-ответствовали миру физических явлений. Значит для них наиболее приемлема концепция соответствия. Для техника большое значение имеет практика, в центре его внимания будет постоянно прагматиче­ская концепция истины.

В истории философии наиболее адекватно и со­держательно вопрос о критерии истины разработан в диалектико-материалистической философии. В каче­стве решающего критерия истины здесь считается общественная практика. Дополнительным, вспомога­тельным, производным от практики является логиче­ский, теоретический критерий истины.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Наука - это деятельность человека по выра­ботке, систематизации и проверке знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обос­нованное знание. Знание отановится научным, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого уров­ня развития, порога научности.

В науке имеется два уровня исследований. Эмпи­рическое исследование направлено на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента. Теоретическое исследование концен­трируется вокруг универсальных законов и гипотез.

Наука начинается с наблюдения событий, фактов и их фиксирования высказываниями, которые возможно проверить экспериментально.

Для науки важным фактом является обнаружение регулярности, т.к. она позволяет объяснять и пред­сказывать явления. При анализе эмпирических фак­тов надо учитывать все обстоятельства. Знания об явлениях уточняются благодаря измерениям и под­счетам. Иметь количественные сведения о предмете предпочтительно, чем знать его качественные харак­теристики. Без количественных данных невозможен ни один инженерный проект.

Основой любого эмпирического исследования яв­ляется эксперимент. Он является испытанием изу­чаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В этих условиях огромное значение имеют приборы и использование их возможностей.

Одним из методов эмпирического познания счита­ется наблюдение. Имеется а виду не как этап экспе­римента, а как самостоятельный вид изучения явле­ния. Наблюдение широко распространено в медици­не, астрономии, биологических и социальных науках. Наблюдение можно квалифицировать как своеобраз­ный эксперимент.

Эксперимент не с оригиналом, а с моделью, назы­вается модельным экспериментированием. Модель может иметь любую физическую природу. Важней­шим условием эксперимента с моделью является возможность переносить получаемые сведения с мо­дели на оригинал. Огромными возможностями обла­чает компьютерное моделирование. Модельное экспериментирование наиболее ре­зультативно в условиях недоступности прямого экс­перимента.

Важнейшим экспериментальным методом являет­ся измерение, позволяющее получить количествен­ные данные об изучаемом объекте. Приборы приме­нимы лишь в случае измерения физических или хи­мических параметров объекта.

В случае оценки социальных процессов или опре­деления товарной стоимости вступает в силу эконо­мическая интерпретация.

Научное знание немыслимо без теории. Теория -это совокупность обобщенных положений, зафикси­рованных в суждениях, умозаключениях и терминах.

Обобщения производятся по законам, и главные законы называются принципами. Закон - это связь между фактами и их обобщениями. В эмпирическом законе приводятся только факты. Теоретический за­кон имеет дело только с обобщениями и понятиями.

Эмпирические и теоретические законы взаимосвя­заны и не могут существовать отдельно. Всякое рас­смотрение фактов имеет научный смысл, т. к. оно подвергается интерпретации, они подводятся под понятия и теоретические законы.

В любой теории прежде всего подмечается общее. После проведения эксперимента нельзя сразу полу­чить конкретный результат, его можно выявить только после обобщении.

Одной из форм выделения общего является идеа­лизация. Так, понятие идеального газа фиксирует одинаковость газов. Так как тела можно считать ма­териальными точками, все газы состоят из этих точек, значит все они одинаковы, поэтому используется идеализация материальной точки.

Весь ход научного исследования проходит сле­дующим образом: 1) фиксируются факты; 2) факты интерпретируются; 3) интерпретация является причи­ной рождения понятий и законов; 4) законы предпола­гаются гипотезами; 5) из законов выходят следствия; 6) следствия сопоставляются с фактами; 7) если следствия теории согласуются с фактами, то призна­ется правота теории.

Наши рекомендации