Общественное сознание. Его уровни

Общественное сознание — система идей, теорий, взглядов, характерная для общества в определенный исторический период.

В своем развитии оно имеет тенденцию к усложнению. В условиях первобытного общества оно содержало эмпирические знания, мораль, верования, зачатки искусства (наскальная живопись, мифы, скульптура). В дальнейшем с расширением материального производства увеличивалось число его компонентов, т.е. корни его изменений находятся не в нем самом, а в общественном бытии (материальная деятельность, материальное производство и производственные отношения). Но автоматической зависимости в этой системе связей нет. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью: его отдельные элементы могут отставать или опережать общественное бытие. В нем всегда осуществляется преемственность в возникновении нового. Причин его относительной самостоятельности несколько:

1) это структурно сложное явление;

2) его подсистемы имеют свои специфические законы функционирования и развития;

3) господствующая элита стремится развивать то, что ей выгодно, и тормозит то, что не отвечает ее интересам.

Структура общественного сознания содержит уровни, стороны и формы.

Уровни: обыденное и теоретическое сознание.

Обыденный уровень — совокупность знаний, обслуживающих каждодневные потребности людей. Отличается поверхностью, ненаучностью, консерватизмом, преимущественно основывается на традициях. Его главным компонентом является здравый смысл. Довольствуется фактами, бессистемно вырабатывается всеми людьми.

Теоретический уровень — система знаний, формируемая профессионалами. Для него характерна доказательность, динамичность изменений, стремление постичь сущность явлений. Часть теоретических знаний носит научный характер, где работает строгая система понятий, категорий, законов и осуществляется проверка положений на практике. Со временем ряд теоретических знаний в упрощенном виде переходит в обыденное сознание.

Стороны: общественная психология и общественная идеология.

Общественная психология_ — совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий людей, господствующая в определенный исторический период. Как и обыденный уровень, формируется в результате жизнедеятельности всех людей, носит поверхностный, спонтанный характер. Итоговым компонентом выступает общественное мнение. Является объектом интенсивного изучения не только наукой (социальная психология), но и общественной идеологией.

Общественная идеология — целенаправленная система внедрения, защиты интересов и взглядов господствующего класса. Она создается профессионалами высокой квалификации, строго специализирована, структурирована (политическая, экономическая, правовая, эстетическая, религиозная, этическая идеология и т. д.), имеет избирательную преемственность, тщательно камуфлируется.

Формы. Их десять: политическая, правовая, философская, научная, эстетическая, этическая, религиозная, атеистическая, экономическая, экологическая.

Формы — это элементы общественного сознания, которые обслуживают отдельные сферы общества. Чем примитивнее жизненные процессы, тем меньше форм у общественного сознания. Исторически первыми образовались этическая и эстетическая формы. Остальные сформировались с появлением государства (политическая, правовая, философская, религиозная, научная и т. д.). Усложнение общественных ситуаций в последние десятилетия XX в. обусловили возникновение экономической и экологической форм.

Все они по-разному связаны с материальной основой общества. Ближе всего к способу производства находятся экономическая, политическая, правовая и научная формы. Через эти формы все остальные связаны с общественным бытием опосредованно. Соответственно, первые и быстрее преобразуются.

Каждая форма имеет свои специфические функции (религиозная — компенсаторную, научная — гносеологическую и т. д.) и своеобразные средства отражения действительности: религиозная — догмы, этическая — нормы и принципы, научная — категории, законы, теории и т. д.).

В разные исторические периоды отдельные формы занимали ведущее положение по сравнению с остальными. Так, в период средневековья в Европе основной была религиозная форма, сейчас во всем мире – политическая.

Политическая форма способствует укреплению власти и развитию государственности. Имеет следующие структурные элементы:

1) политическое обыденное сознание — повседневные, несистематизированные знания людей о политической сфере. Оно непоследовательно, поверхностно, основывается на шаблонах. Испытывает постоянное влияние политической идеологии;

2) политическое теоретическое сознание — система теорий и взглядов, обслуживающая политическую сферу. Разрабатывается профессионалами, моделирует новейшие политические технологии, схемы воздействия на общественное мнение и алгоритмы поведения политиков. Служит теоретической основой функционирования и развития политической идеологии;

3) политическая идеология — строгая система теорий, направленная на защиту интересов властных структур. Основной элемент данной формы: она формирует программу политических действий элиты, маскирует реальное содержание политики. Нетождественна политике, так как политика — это действия, политическая идеология — обоснование их;

4) политическая психология – совокупность эмоций, чувств, настроений людей, оценивающих политику. Ситуативна, полярна по социальным позициям людей, вырабатывается всеми членами общества. В современный период разработаны активные средства ее переориентации (во время референдумов, выборов и т.д.).

Правовая форма имеет своей основной задачей защиту господствующих форм собственности. Закрепляет правовыми средствами экономические и политические интересы классов, представления о правомерности действий чиновников или государственных учреждений.

Она структурно представлена:

1. Правовая психология – совокупность чувств, эмоций людей, выражающих оценку деятельности правовой сферы. Отличается полярностью эмоциональных позиций, подвижностью. Регулируется правовой идеологией.

2. Правовое обыденное сознание — ненаучные представления людей о правовой сфере. Поверхностно, не проникает в глубь явления, не требует доказательности. Зависит от политической и правовой идеологий.

3. Правовая идеология — обоснованная система теорий, целенаправленно защищающая интересы элиты. Вырабатывается профессионалами, придает интересам характер юридического закона. Имеет разветвленную сеть учреждений.

4. Правовое теоретическое сознание — система теорий о функционировании и совершенствовании правовой сферы. Основа для правовой, политической идеологий и разработки юридических нормативных актов (законов, декретов, декларации, конституций).

Правосознание отличается от системы права. Право — комплекс, законов, действующих в государстве. Они табуальны (запретительны), принудительны к исполнению, вплоть до суровых мер наказания. Это практическая реализация интересов, теоретических и идеологических установок.

Научная форма общественного сознания — объективно-достоверное знание, проверенное на практике и пронизанное определенным мировоззрением.

Возникает, исходя из потребностей людей, когда в процессе развития общества сформировалось абстрактное мышление. Научное сознание базировалось на многочисленных эмпирических сведениях, накопленных в первобытный период. В условиях рабовладения появилась необходимость теоретически осмыслить достигнутое. Положения научного сознания строго доказательны по содержанию, четко систематизированы по форме.

Имеет следующие структурные части:

Эмпирические знания, полученные в результате обыденной деятельности, целенаправленных опытов и экспериментов.

Теоретические знания — система обобщенных аргументированных разработок, исследующих эмпирические данные.

Философские знания обеспечивают мировоззренческую направленность науки, связь результатов развития конкретных отраслей познания с выявленными всеобщими закономерностями мира.

Наука прошла три основных этапа развития:

1) С момента возникновения в рабовладельческом обществе и до XV в.н.э. Развитие шло медленно, производство опережало ее по своим темпам.

2)ХVв.— конец XIX в.— интенсивное накопление знаний, процессы интеграции (объединения) и дифференциации (разделения) наук. Последние преобладали. В XVII—XVIII в. происходят первая научно-техническая и промышленная революции. Они носят локальный характер, так как совершаются только в наиболее развитых странах Европы.

3) Конец XIX в.— конец XX в. Изменился социальный статус (положение) науки: она стала непосредственной производительной силой общества, его активной составной частью. Увеличилось ее непосредственное влияние на всю общественную жизнь.

Продолжаются процессы интеграции и дифференциации знания. В 30—60-е годы XX в. начинается вторая научно-техническая революция. Она носит глобальный характер: ее изменения охватывают весь мир. Темпы развития столь стремительны, что она опережает развитие производства, поэтому одновременно с ней идет и промышленная революция. Направления современной НТР: механизация, электрификация, химизация, автоматизация, компьютеризация, робототизация, космизация.

В 80-е годы XX в. существенный вклад в процессы второй НТР внесла астрофизическая революция. В 90-е годы началась революция в области биологического знания (генная инженерия, клонирование). В будущем прогнозируется революция в психологии.

Оценка роли науки неоднозначна. Существует несколько концепций. Наиболее распространенными являются: сциентизм (лат. scientia и англ, science — знание, наука) и антисциентизм.

Сциентисты абсолютизируют роль науки, причем, в основном провозглашают приоритет естественных, математических, технических систем знания; отрицают роль философии в познании мира и жизни общества.

Антисциентисты делают акцент на ограниченных возможностях науки, существовании ее специфических границ действия, невозможности решения ею всех сущностных проблем бытия мира и человека.

Представители данных концепций стоят на противоположных позициях, преувеличивая особенности науки. В то время, как оценка роли науки должна осуществляться конкретно, соответственно историческим этапам жизни общества, без подмены функций одного вида знания функциями другого.

Этическая форма — самая древняя из всех форм общественного сознания. Зародилась она в виде морали — единственного регулятора бытия первобытного сообщества. Это — свод неписанных норм, правил, законов человеческих отношений. На первых этапах происходила в основном регуляция трудовых процессов и семейных зависимостей. Дальнейшее развитие повлекло за собой усложнение моральных норм, принципов и идеалов, возникли моральные установки социальных общностей, отдельных сфер, профессий, образовалась зависимость от политики и права. Но если нормы права табуальны (запретительны), то нормы морали рекомендательны: дается совет как лучше поступать в том или ином случае. Сфера правовой регуляции уже, чем моральной. Наблюдается пронизанность моралью всех видов общественных отношений, а не только имущественных. Длительность морального осуждения больше, чем правового. Иногда негативная моральная оценка следует за человеком всю жизнь.

Современная моральная сфера – сложное образование. Ее составными элементами выступают учреждения, деятельность, отношения и этническая форма общественного сознания, которая содержит в себе психологические, обыденные, теоретические и идеологические компоненты.

- Этическая психология: чувства и эмоциональные оценки людей морально-нравственных процессов.

- Этическая идеология — руководство морально-психологическими и нравственными состояниями людей.

- Этическое обыденное сознание — непрофессиональные знания о моральной сфере, законах нравственности.

- Этическое теоретическое сознание — система теорий о функционировании и развитии морально-нравственных регуляций. Служит теоретической основой этической идеологии.

Данная форма имеет познавательную, воспитательную, оценочную функции. Если мораль — система норм и принципов общественной жизни, то нравственность есть показатель того, как люди их выполняют, а этическая форма — осознание обществом того и другого.

Эстетическаяформа,— совокупность теорий, взглядов, чувств людей, направленных на оценку и анализ эстетической сферы.

Возникновение эстетической формы произошло при первобытно-общинном строе как выражение потребности осознать себя и свои связи с миром, познать их с позиций красоты. Это специфический вид духовного познания и освоения действительности, проникновения в сущность человеческой природы и окружающего мира.

Эстетическая форма — структурно сложное образование:

эстетическая психология — чувства и эмоциональная настроенность в оценке произведений искусства, природы, окружающего мира и самого человека.

Эмоциональные реакции и предпочтения глубоко индивидуальны, зависят от многих факторов, в том числе и от идеологических установок.

Эстетическая идеология — система теорий, направленная на использование искусства как средства защиты государственности. Представляет собой комплекс целенаправленного воздействия, создаваемого профессионалами.

Эстетическое обыденное сознание — непрофессиональные знания об эстетической сфере, особенностях и законах искусства. Не систематизировано, поверхностно, канонизировано (закрепощенность раз навсегда усвоенными представлениями об искусстве).

Эстетическое теоретическое сознание — система теорий о закономерностях искусства, его роли в обществе. Это комплекс знаний, представленный искусствоведением, историей искусств, социологией искусства, эстетикой (наука о наиболее общих принципах освоения и преобразования мира по законам красоты) и т. д.

Функции:

эстетическая — отражение, познание и прославление прекрасного, порицание безобразного;

идеологическая — защита государственных интересов средствами искусства;

воспитательная – формирование приверженности идеям красоты и прекрасного в мыслях, действиях, поведении людей.

Таким образом, эстетическая форма — есть отражение мира и уникальности человека эстетическими средствами (идеал красоты, вкусо-стилевое единство, гармония, совершенство).

Искусство — процесс создания духовных ценностей, материализация эстетической формы. Оно призвано создавать красоту и прекрасное, отрицать уродливое.

Религиозная форма общественного сознания — возникла в классовом обществе. Ей предшествовал длительный период существования верований, в которых первобытные люди отражали свой страх и неспособность предотвратить гибельные для них воздействия природы, т.е. долгое время был период безрелигиозного развития общества. С появлением социальных антагонизмов начинает формироваться религиозная сфера (учреждения, система догм, деятельности, отношений). Для создания религий использовались мифы, верования древних людей, искусство, философия.

Религия — фантастическое отражение действительности. Ее функции: компенсаторная (призвана компенсировать, восполнять внутреннюю слабость человека в противостоянии трудностям), идеологическая (использование средств и положений религии для укрепления государственной власти), мировоззренческая (формирование системы религиозных взглядов на мир и человека), регулятивная (управление образом жизни верующих и вовлечение в их ряды новой паствы).

Структурные параметры: религиозное обыденное сознание — фрагментарные знания о религиозной сфере, сущности религиозных догматов.

Религиозное теоретическое сознание — система ненаучных доктрин (теология), религиозная психология — совокупность чувств и эмоций людей, направленных на положительное восприятие религиозной системы. Для этого используются разные виды искусства (музыка, архитектура, живопись). Они создают ощущение красивости религиозных обрядов вплоть до экзальтации.

Религиозная идеология — система идей и теорий, целенаправленно формируемая религиозными учреждениями. Цель — защита и распространение религиозности, способствование укреплению государственности.

Рассмотренные формы, стороны, уровни общественного сознания показывают его многообразие, что подтверждается и обилием его функций: как специфических — у форм, так и общих, присущих всем его компонентам. К числу последних относятся:

– гносеологическая — накопление, критическая оценка, систематизация и способ передачи знаний;

– мировоззренческая — формирование мировоззренческой культуры, способствование системе воспитания, приобретению человеком общественно необходимых качеств;

– идеологическая — утверждение идеологических установок и идеологическая ориентация общества.

– регулятивная — управление общественными процессами, организация преемственности духовной жизни.

Общественное сознание не существует вне его индивидуальных носителей. Человек усваивает нормы общественного сознания через призму условий жизни, деятельности, своего поведения, общения, отношений.

Наши рекомендации