Темя: История развития русской философской мысли

План:

1.Общая характеристика русской философии.

2.Социальная философия в России в ХУ-ХУП вв.:

• Теория «Москва-третий Рим» Филофея;

• просвещение (Симеон Полоцкий и др.);

• этико-аскетическое учение С. Радонежского;

• идея старообрядчества протопопа Аввакума.

3.Философские идеи русских просветителей (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев и др.).

4.Славянофильство и западничество в философской традиции (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский. В. П. Боткин и др.).

5.Основные направления русской философской мысли рубежа Х1Х-ХХ вв. (позитивизм, персонализм, неокантианство, религиозная философия, космизм, интуитивизм, иррационализм, материализм и

др.)

6.Русский марскизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).

7.Советский период развития русской философии (П. А. Флоренский, Л. Н. Гумилев, Д. Л. Андреев).

8.Постсоветский этап развития философии России и перспективы ее развития.

Список литературы:

1. Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник / С. Р. Аблеев. - М„ 2002.

2. Грядовой, Д. И. Философия: структурированный учебник / Д. И. Грядовой. - М, 2003.

3. Мир философии: книга для чтения. - М., 1991.

4. Радугин А. А. Философия. - М., 1995.

5. Философия / под ред. М. Н. Щербинина. Тюмень, 2003.

Методические рекомендации

При подготовке ответов на вопросы необходимо внимательно прочитать соответствующие разделы в рекомендованных учебных и справочных изданиях.

В целом важно показать специфические особенности русской философии, ее ментальность. Особое внимание нужно уделить славянофильству и западничеству, а также философским воззрениям Х1Х-ХХ веков, поскольку они являются весьма специфичными и во многом отражают исторический процесс развития России в целом.

Семинар 6

Тема: Философские концепции бытия и развития.

План:

4.История становления понятия бытия.

5.Бытие и сущее (сущность как основа бытия).

6.Категории бытия (небытие, сущность, сущее и существование) и их соотношение.

7.Онтологические категории:

• сущность - явление;

• часть - целое;

• количество - качество;

• содержание - форма;

• единичное - общее;

• возможность - действительность.

1. Детерминизм и индетерминизм.

2. Человеческое бытие и общественное бытие: их характеристика.

3. Смысл человеческого бытия и различные его трактовки в истории философии.

Список литературы:

1. Введение в философию: в 2-х т. Т.2. - М., 1989.

2. Краткая история философии. - М.. 1996.

3. История философии в кратком изложении. - М., 1995.

4. Радугин А. А. Философия. - М„ 2000.

5. Философия / под ред. М. Н. Щербинина. - Тюмень, 2003.

6. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. - М, 1998.

7. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. - 1997. - с. 114- 141.

Методические рекомендации

При подготовке ответов на вопросы необходимо внимательно прочитать соответствующие разделы в рекомендованных учебных и справочных изданиях.

Основной упор нужно сделать на парные онтологические категории и произвести их анализ в исторической ретроспективе, т. е. каким образом та или иная категория вошла в философский оборот и стала одной из онтологических категорий. Необходимо определить систему и структурные элементы человеческого и общественного бытия, их особенности и значение.

Семинар 7

Тема: Проблемы человеческого бытия План:

1.Проблема человека и философская антропология.

2.Представление о совершенном человеке в различных культурах (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время и т. д.).

3.Проблема смысла жизни человека.

4.Этика, мораль, нравственность в человеческой жизни.

5. Система человеческих ценностей.

6. Необходимость, свобода и ответственность личности.

Темы докладов:

1.Эстетические ценности человека.

2.Роль религии в формировании человека.

3.Религиозные ценности и свобода совести.

Список литературы:

1.О человеческом в человеке,- М.. 1995.

2.Камю А. бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990.

3.Мень А. Человек в библейской аксиологии // Мень А. Трудный путь к диалогу.-М., 1992.

4.Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995.

5.Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984.

6.Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. - М.. 1994.

7.Трубников Н. Н. О смысле жизни и смерти. - М., 1996.

8.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

Методические рекомендации

При подготовке ответов на вопросы необходимо внимательно прочитать соответствующие разделы в рекомендованных учебных и справочных изданиях.

Важно представить различные концепции, взгляды на происхождение человека, его смысл жизни, проблемы человеческого бытия, с тем, чтобы более полно представить спектр человеческого бытия. При подготовке к рефератам хотелось бы услышать многогранные аспекты современной жизни человека, представленные в теории XX века. Необходимо учитывать также, что основной упор делается все-таки на философское понимание человеческого бытия и не рассматривать другие аспекты его жизни (психологические, биологические и др.).

Семинар 8

Наши рекомендации