Проблема материи в истории философии

Материя (от лат. materia - вещество) - предельно широкая философская категория, содержание которой противоположно содержанию категории "идеальное". В категории "материя" заключены представления о единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир. Представления о материи в основном развивались в рамках материализма, но к данному понятию обращались и представители иных философских направлений. В античности решение проблемы субстанции осуществлялось в рамках натурфилософского подхода. Натурфилософия ставила задачу выявления единого закона, управляющего эмпирически удостоверенным многообразием какого-то фрагмента бытия, при этом менялся только уровень обобщений. По этой же причине материя изначально сближалась с веществом. Так, Фалес считал первоосновой воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Демокрит - единые неделимые частицы. В модернизированной форме эти взгляды просуществовали вплоть до XIX-XX вв. Идеи, сходные с позицией Фалеса, развивал в XVII в. Бойль Р., а в XIX в. - Мечников Л.И., автор "океанической концепции". Лавуазье А. в XVIII в. вслед за Анаксименом называл субстанцией воздух (кислород), взгляды Анаксимандра относительно апейрона (неопределённого, но единичного вещества) нашли свое развитие в натурфилософском истолковании единой теории поля. Первые материалисты столкнулись с рядом трудностей при отождествлении материи и вещества. Материя должна определять все вещи и одновременно существовать независимо от них, иначе её нельзя назвать первоосновой. Поэтому появились умозрительные понятия "праводы", "праогня", не похожих на обычные огонь и воду и недоступных для чувственного восприятия. Понятие материи также должно объяснять изменчивость и многообразие видимого мира. Для решения этой проблемы древние "одушевили" и "оживили" материю, придав тем самым ей внутренний динамизм. Поэтому материя первых философов - это нерасчленённое субстанциональное единство, в котором соединяются свойства материи как "материала", из которого создано всё окружающее, и материя как источника всех изменений в мире, структурности мира. В более поздних концепциях единое субстанциональное единство распадается. У Платона материя - некий универсальный материал, чистая возможность, вещественность без каких-либо конкретных свойств. В процессе миротворения участвуют, наряду с материей, идеи, мировая душа, Единое. Аристотель не только отвёл материи единственную функцию - быть материалом; он утверждал, что источник движения и многообразия в мире кроется в форме, слитой с материей. Поскольку отдельная вещь имеет в себе в рамках уже созданного многообразия основу для самостоятельного существования, она названа Аристотелем субстанцией (в смысле независимого существования, содержащего в себе свои собственные предпосылки). Философия с помощью Аристотеля освободилась от необходимости выводить существование каждой вещи из единого первоначала: дело философии - найти общий принцип этого

порождения. Трудности, связанные с пониманием вещественного характера материи, субстанции, привели представителей новоевропейской философии к модернизации представлений о материи. Материя для них - уже не конкретный вид вещества, но лишь свойства вещей, обладающие все теми же традиционными признаками субстанциональности: непроницаемостью, протяжённостью, весом, перемещением, фигурностью. Субстратом, носителем этих свойств чаще выступают атомы. Декарт Р. вообще снял проблему субстрата, отождествив материю с её единственным свойством - протяжённостью: "Природа материи... состоит не в том, что это вещь твёрдая, весомая, окрашенная или каким-либо иным способом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что она есть субстанция, протяжённая в длину, ширину и глубину". Такое понимание материи сохранилось и в более позднее время: Менделеев Д.И., напр., основной характеристикой материи считал весомость. Материя в представлении философов нового времени лишена энергетического потенциала, порождающей силы правещества древних. Она ничем не движет, из неё ничто не может возникнуть; это абстракция, отделённые в мышлении от мира его общие характеристики. Вместе с тем категория материи в новоевропейском мышлении позволяет философу сказать, что фундаментальные субстанциональные свойства мира идеально прилажены к моим познавательным способностям. Мир открыт для познающего субъекта. Т.о., началась гносеологизация понятия материи. В рамках марксистской философии завершился процесс гносеологизации понятия материя. Ленин В.И. считал, что непозволительно смешивать учение о строении материи (чем занимаются специальные науки) с материей как гносеологической категорией, раскрывающей вопрос об источниках познания, о существовании объективной истины. Материя, по словам Ленина В.И., "есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". В данном определении материя выступает субстанцией лишь в одном смысле: для своего существования она не нуждается ни в чём, кроме себя. Второй аспект понимания материя в марксизме - натурфилософский, материя выступает в качестве первоосновы. Проблема генетического порождения материи, субстанцией всего существующего, проблема структурности мира заявлена в марксизме как проблема материального единства мира. Данный аспект теории материи в марксизме преимущественно был развит Энгельсом Ф. Материя выражает себя в своих атрибутах - неотъемлемых свойствах (пространстве, времени, движении). С их помощью мир приобретает структурные характеристики. Конкретизацией данного подхода явилось учение об основных формах существования и "движения" материи, созданное Энгельсом Ф. и развитое отечественными приверженцами марксизма. Наличие в марксизме двух форм понимания категории материи обнаруживает его внутреннюю противоречивость

Наши рекомендации