Идеалы науки. этика ученого

Занятия наукой вырабатывают определенное ценностное отношение к миру. Превыше всего в науке ценится истина и все, что к ней ведет, различного рода эмпирические и теоретические методы. Истина — это главная ценность ученого, но далеко не единственная. В сообществе ученых высоко ценятся непротиворечивость суждений, теоретическое и экспериментальное обоснование достоверности знания, а также критическое отношение к догмам и всякого рода авторитетам, честность, порядочность, мужество в отстаивании своих воззрений.

Итак, наука как область человеческой деятельности глубоко насыщена ценностными измерениями. Она не является ценностно нейтральной.

Более спорным считается вопрос об этическом содержании науки. Все согласны с тем, что ученый не может быть выключен из этических отношений, в частности отношений со своими коллегами, учениками. В научном сообществе считается недопустимым "списывать" чужие результаты, выдавая их за свои (это называется плагиатом).

В то же время есть немало ученых, которые считают, что их дело исчерпывается добыванием истины. Мы, мол, ученые, а не этики. На это им возражают в том смысле, что ученые должны соизмерять свою активность с состоянием общества. Недопустимо, ссылаясь на свою научную специализацию, передавать в руки тех, в ком течет кровь холодного злодея, средства массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтрольного вмешательства в их дела. В этой связи обычно указывают на ядерное, биологическое и химическое оружие, на данные по манипуляции с генами животных и людей, на внесение в банки данных компьютеров чуть ли не исчерпывающих сведений о каждом члене общества.

В последние годы все большее число ученых склоняется к тому, что науку неправильно считать ведомством всего лишь по добыче истины, ее следует включать, подчеркивали Н. Бор и В. Гейзенберг, в широкие общественные взаимосвязи. А это означает, что ученые берут на себя ответственность, если не полностью, то по крайней мере в существенной степени, за свои творения. Они становятся этиками. Ибо ответственность — это этическая конструкция. Прежде чем создать что-либо, могущее угрожать безопасности людей, следует сто раз подумать, сверить свое мнение с другими. А приняв решение, не следует уходить от ответственности.

Подлинный ученый не стоит в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей. Он всецело принимает их достоинства. Для ученого истина — это знак добра (и красоты).

ОБЗОР: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В античности и средневековье их почти не различали. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоянием весьма слабо. Еще только вырабатывались, в том числе и в философии, принципы всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания.

В Новое время, главным образом благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (ХХ век) философия уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной.

В наши дни каждое из двух утверждений — "философия — это наука" и "философия не является наукой" — имеет своих сторонников. Однако, как нам представляется, противостояние сторонников и противников признания философии наукой в настоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.

Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философские положения. Правомерность этих положений определяется среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с математикой философские положения также подвергаются проверке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.

Во-вторых, философия только навредила бы себе, если бы она признала неприемлемыми требования обоснования достоверности философского знания. В философию нельзя допускать необоснованное знание — так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки — вместе с тем ценности философии.

В-третьих, надо признать, что научный характер философии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, например математике и физике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.

Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но наряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.

Из четырех главных современных философских движений — аналитизма, феноменологии, герменевтики и постмодернизма — наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, ее влияние на современную науку пока еще не очень значительно. Что касается герменевтики и постмодернизма, то их влияние сказывается сколько-нибудь существенно только в области гуманитарных наук. Будущее этого влияния остается пока неясным.

РЕЛИГИЯ И НАУКА

В "Фаусте" Гёте происходит разговор между ученым Фаустом и его подругой Гретхен. Гретхен: "А теперь скажи, как ты относишься к религии?". Фауст, не без смущения и вроде бы от чего-то защищаясь: "Не хочу никого лишать его чувства и его Церкви". Чистая и наивная Гретхен верит в Христа. Фауст же ведет себя уклончиво. Разговор между Гретхен и Фаустом — это своеобразная картина сложных взаимоотношений религии и науки. В данном случае мы говорим не о тех людях, которые просто-напросто не сведущи либо в религии, либо в науке. Для таких людей взаимоотношений религии и науки не существует, они признают что-то одно. Намного сложнее приходится тем, кто понимает достоинства как религии, так и науки. Можно ли их согласовать друг с другом, религию и науку — вот в чем вопрос.

В античности и средневековье на этот вопрос, как правило, отвечали утвердительно: "Конечно, можно и следует". Аристотель пришел к представлению о боге-первопричине. Средневековые мыслители везде видели проявление Божественного Разума, в чем их убеждала каждая новая открытая закономерность. Такой же позиции придерживались великие естествоиспытатели Нового времени — Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Мопертюи. Постепенно, однако, ситуация стала меняться, все чаще ученые стали подчеркивать, что наука может обойтись без гипотезы Бога. В современном учебнике, например по физике, вы не встретите рассуждений о Боге. Основание — существование Бога нельзя подтвердить фактами.

В науке очень трепетно относятся к достоверности знания. Знание достоверно, если вы его хорошо обосновываете логическим путем и соответствующими экспериментами. Приведем на этот счет характерный пример. Современные физики считают, что элементарные частицы состоят из кварков, частиц, которые невозможно "оттащить" друг от друга, ибо силы их взаимного притяжения с увеличением расстояния между ними резко нарастают. Выходит, что кварк нельзя подобно электрону или позитрону "вытащить на белый свет" и провести над ним эксперименты. Тем не менее большинство физиков верят в существование кварков. Они рассуждают так: допустим, что кварки существуют, в таком случае в экспериментах должно быть это и это. Эксперименты дают как раз те результаты, которое были предсказаны. Значит, нет оснований отрицать существование кварков.

В случае же с религией экспериментальные методы бессильны в вопросе подтверждения или опровержения существования Бога. Бог, по определению, дан в его откровениях и чудесах. Экспериментально это нельзя не подтвердить, не опровергнуть. Поэтому неопозитивисты и аналитики не считают религию наукой. Но они и не собираются ее осмеивать, так как сознают, что религия — это культурный феномен, отказ от нее если не всегда, то, по крайней мере, в очень многих случаях равносилен забвению духовности. "Какими были бы наши чувства, если бы мы ничего не слышали о Христе?" — вопрошал Витгенштейн. Но что же в таком случае есть вера в Бога? В ответе на этот вопрос ученые, как правило, стремятся избежать всякой мистики. Вера в Бога — это чувство, считают многие аналитики, вера в Бога — это универсальная мысль о добре, полагают, между прочим вслед за Кантом, другие.

Итак, вера в Бога есть некоторая ценность, правомерность которой подтверждается не физическими экспериментами, а практикой жизни. Религия выступает некоторой устремленностью человеческого сознания, которое в отличие от искателей полезных ископаемых не вгрызается в толщу земли, а строит лестницу в небо. Нет никаких научных оснований препятствовать этому строительству. Отсюда родилась защищаемая многими учеными формула, согласно которой религия и наука не отрицают, а взаимодополняют друг друга. Нет необходимости противопоставлять науку религии или же возвышать одну над другой.

Положение о дополнительности религии и науки не каждому по нраву — часто отдают приоритет либо религии, либо науке. Если эта приоритетность выражается в резкой форме, то дело доходит до противостояния. Вопрос в том, насколько высоко ценят религию и науку. В этой связи показательны следующие стихотворные строчки Гёте (перевод наш):

Наукой, искусством владея,
Религию скупо оценят.
Науку, искусство не зная,
Религию искренне любят.

Что касается современной, новейшей философии, то она чаще, чем когда бы то ни было ранее, отдает приоритет науке. Религиозное содержание философии уменьшается. Вместе в тем широко распространены варианты христианской философии. В России культивируется православная философия, на Западе неокатолическая и неопротестантская.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

· Исходный материал для познания обеспечивают чувства.

· Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление.

· Рациональное познание осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение.

· Понятие — это мысль, обобщение.

· Главная ценность познания — истина.

· Истина — это такая интерпретация, которая поставляет нам знания (сведения) о мире.

· Три основные познавательные формы — это вчувствование, объяснение и понимание.

· Наука имеет дело с самым достоверным знанием.

· Научное исследование на экспериментальном уровне представляет собой экспериментирование, наблюдение и измерение.

· Научное исследование на теоретическом уровне имеет дело с теорией, а также с методами (аксиоматическим, гипотетико-дедуктивным, описательным).

· Научная деятельность не выключает исследователей из сферы этики.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"

Что такое чувственное познание? Познание в чувствах.

Что такое рациональное познание? Познание в мыслях.

Что такое понятие? Понятие — это интерпретационный конструкт, посредством которого люди истолковывают качественно одинаковое содержание природных явлений. Так, чтобы судить о физических объектах надо владеть понятием "масса"

Что такое воображение? Способность человека к изобретению чувств, мыслей, высказываний. Именно благодаря воображению человек изобретает понятия и ценности.

Что такое интуиция? Познание непосредственное, каких-либо предварительных чувственных, мыслительных или же логико-лингвистических ходов.

Что такое истина? Истина — критерий правильности, обычно научности, знания. Знание ошибочное считается ложным.

Что такое теория? Теория — это способ интерпретации фиксируемых экспериментально явлений.

Что такое эксперимент? Эксперимент — это изучение определенных явлений в специально созданных условиях.

Что такое научная идеализация? Научная идеализация — это разновидность понятий.

Что такое модель? Модель — это образец, замещение изучаемого объекта некоторым образцом, физическим, техническим или даже мысленным.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"

1. Как образуют понятия по Локку?

2. Как образуют понятия по Гуссерлю?

3. Как образуют понятия?

4. В чем состоит назначение науки?

5. Каковы критерии научности?

6. Каково содержание когерентной концепции истины?

7. Каково содержание аксиоматического метода?

8. Каково содержание гипотетико-дедуктивного метода?

9. Каково содержание прагматического метода?

10. Является ли астрология наукой?

11. Является ли религия наукой?

12. Является ли философия наукой?

Примечание: оценка число правильных ответов

"5" — 11-12 "4" — 10-9 "3" — 8-7 "2" — 6-0

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"

1. Философская и научная картины мира

2. Критерии научного знания

3. Три концепции истины

4. О специфике естествознания и гуманитаристики

5. Аксиоматический метод в математике

6. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании

7. Прагматический метод в гуманитаристике

8. Конструктивистский метод

9. Проблемный метод

10. Принцип относительности к средствам наблюдения

11. Принцип дополнительности

12. Решающие эксперименты в науке

13. Дискуссия и дискурс как приемы выработки научного знания

14. Математическое и компьютерное моделирование

15. О специфике теории

16. Научная и религиозная картины мира

17. Правомерна ли критика науки?

18. Философские вопросы физики

19. Философские вопросы математики

20. Философские вопросы экологии

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"

§ Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.Логика как часть теории познания и научной методологии. М.: Наука, 1994. Кн. 1, 2.

§ Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. М.: Знание, 1984.

§ Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия/ Сост. А.А.Печенкин. М.: Логос, 1996.

§ Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991.

§ Философия и методология науки. М.: SvR-Аргус, 1994. Ч.1. 4.2.

§ Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986.

§ Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"

1. По Локку, понятия являются результатом абстрагирования от специфических черт изучаемых явлений (остается общее).

2. По Гуссерлю, понятия усматриваются благодаря категориальной интуиции и потоку переживаний.

3. Понятия являются результатом творчества, они изобретаются в процессе размышлений и дискуссий и воспринимаются в качестве гипотез.

4. Назначение науки состоит в выработке, сохранении и передаче будущим поколениям нового знания во имя обеспечения им благополучной жизни.

5. Основных критериев научности три: непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность знания.

6. Согласно когерентной концепции истины высказывания должны не противоречить друг другу и образовывать связное целое.

7. Согласно аксиоматическому методу основания науки составляют аксиомы, исходя из которых выводятся теоремы. Аксиомы не должны противоречить друг другу и образовывать полную систему (т.е. еще какие-то дополнительные аксиомы не нужны).

8. Согласно гипотетико-дедуктивному методу основание научного знания образуют принятые в качестве законов гипотезы, на основе которых объясняются (истолковываются) единичные явления.

9. Согласно прагматическому методу для интерпретации поступков людей изобретаются ценности. В случае если выясняется их неэффективность, то они заменяются другими.

10. Астрология наукой не является, ее адепты не беспокоятся о том, чтобы астрологические высказывания соответствовали критериям научности.

11. Религия наукой не является: она не использует научные методы.

12. Философия является наукой: ибо в ней, по определению, должны строго соблюдаться все критерии научности.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

ЯЗЫК — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ

В предыдущих текстах приходилось часто обращаться к философии языка. Настало время обобщить полученные сведения. Энциклопедии дают самые различные определения языка, их даже не сотни, а тысячи. Язык — это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на что-то указывает, т.е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак — это символ. Язык — это символ всей нашей жизни, нет ничего в нашей жизни, что могло бы упрятаться от языка.

Жизненаполненность языка удивляет и даже поражает. Кажется, язык умеет все: греметь, тарахтеть, нежничать, ценить, посмеиваться, улыбаться и смеяться. Вот уж действительно, язык — символ нашей жизни, результат постоянно возобновляющегося творчества как народа в целом, так и каждого человека. Считается, что сейчас на земном шаре свыше 2500 различных естественных языков, т.е. языков, возникших в процессе общения наций, народов, социальных групп людей. А число искусственных языков (языков математики, логики, программирования) вообще трудно сосчитать.

Для современной философии язык — одна из важнейших тематик. В рамках аналитической философии язык является единственным достойным всяческого внимания предметом исследования. Для других философских направлений язык — очень важная тема.

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ

Философы античности и средневековья уделяли в языке основное внимание имени как слову, обозначающему отдельный предмет. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произвольно, "не так, как нам заблагорассудится", а по природе. Но что значит "по природе"? Для Платона имя подражает прежде всего сущности. Первоначально даже по своему звучанию слова были похожи на предметы, т.е. на свои значения. Но затем от исходных слов было образовано столько новых слов, что теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком и значением. Связь слова с предметом закрепляется общественной традицией. Демокрит считал язык формой общественного договора.

Для нас важно, что интерпретация языка в античности ведется согласно содержанию философии. Слова выражают сущность (сущность — это идея Платона или форма Аристотеля).

Переходя к средневековью, мы вправе ожидать, что слово будет связано с Богом. Так и есть. Евангелие от Иоанна начинается словами: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога". Язык оказывается символом божественного мироздания, смысл едва ли не любого слова надо искать в толковании Библии.

Когда же разгорелся спор между реалистами, номиналистами и концептуалистами, то слова стали пониматься как выражения идей (реализм), как обозначение предметов как таковых (номинализм), как обозначение составленных в уме понятий (концептуализм).

В рамках философии имени очень важно сопоставить имя и его значение, предмет. В этом отношении нам представляются заслуживающими особого внимания следующие суждения А. Ф. Лосева, который был ярким пропагандистом философии имени в ХХ.веке: "Человек, для которого нет имени, для которого имя только простой звук, а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности. Если слово не действенно и имя не реально, не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальная (в широчайшем смысле этого понятия) действительность, тогда существуют только тьма и безумие, и копошатся в этой тьме только такие же темные и безумные, глухонемые чудовища. Однако мир не таков. И вот рассмотреть его как имя я и дерзаю в этой книге ("Философия имени" — название книги А. Ф. Лосева. — В.К.). Итак, согласно философии, имени, мир рассматривается как имя; имя — символ мира. Философия имени весьма характерна для философии античности и средних веков, а также культивируется и в наши дни.

ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В Новое время в соответствии с философией разумного человека большое внимание стали уделять соотношению слов и понятий; слова считались обозначениями мыслей (а также чувств). Множились выступления за образование рациональных искусственных языков (Декарт, Лейбниц). Делались попытки изобрести единый язык логики для науки, а также единый язык общения для людей всех национальностей. Понадобились многие годы, прежде чем эти усилия дали ощутимый результат. В 1887.году варшавский врач Людвиг Заменгоф создал язык эсперанто (в переводе с латинского означает "надеющийся"), на котором способны общаться ныне несколько миллионов человек.

Развитые в Новое время воззрения, интерес к научному пониманию истины привели к выдвижению в центр анализа предложения, а не слова. Огромное значение в этой связи имели разработки аналитиков (Рассела, Фреге, Витгенштейна, Карнапа). Законченная мысль выражается не словом, а повествовательным предложением, высказыванием. К повествовательным предложениям в отличие от слова применимо представление об истинности/ложности.

В философии предложения предмет понимается как то, что обладает свойствами и участвует в отношениях. Свойства и отношения называются признаками. Философия предложения в систематическом виде впервые изложена Витгенштейном в его "Логико-философском трактате".

При рассмотрении любого предложения интерес представляют два момента: 1) что соответствует предложению в реальной действительности; 2) каким образом связаны слова в предложении. В первом случае мы интересуемся значением и смыслом предложения, а во втором — его грамматикой, составленностью, синтаксисом.

Рассмотрим четыре следующих предложения.

1. Стадион "Лужники" находится в Нью-Йорке.

2. "Лужники" в Нью-Йорке находится стадион.

3. Стадион "Лужники" находится в столице России.

4. Стадион "Лужники" находится в самом большом городе России.

Первое предложение ложно: стадион "Лужники" находится, как известно, не в Нью-Йорке, а в Москве. Так как первое предложение ложно, то оно не имеет значения. Второе предложение построено не по правилам грамматики, синтаксиса, следовательно, нет оснований ставить вопрос о его значении. Третье и четвертое предложения обладают одним и тем же значением, но разными смыслами. Это становится очевидным, если мы перепишем третье и четвертое предложения следующим образом.

3'. Стадион "Лужники" находится в Москве, Москва — столица России.

4'. Стадион "Лужники" находится в Москве, Москва — самый большой город России.

Левые части предложений 3' и 4' одинаковы, они обладают одним и тем же значением. Правые части предложений различны, они выражают два смысла: в одном случае речь идет о том, что Москва — столица России (так это или не так можно установить по Конституции России), в другом — утверждается, что Москва является самым большим городом России (истинность этого утверждения устанавливается сравнением Москвы с другими городами России, прежде всего с Санкт-Петербургом). Наука, изучающая значения и смыслы высказываний, называется семантикой. Главный вопрос семантики: что обозначает данное высказывание? Главный вопрос синтактики (она изучает синтаксис): построено ли высказывание правильно, по законам грамматики, непротиворечиво?

В рамках философии предложения совсем необязательно ограничивать свой анализ отдельными предложениями. Можно рассматривать и тексты, но как составленные из предложений, которые должны быть связаны друг с другом непротиворечивым образом.

Развитие философии предложения потребовало и требует в наши дни больших усилий от философов и логиков, равно как от представителей частных наук. Внимательнейшим образом изучается теория значения и смысла, законы синтаксиса применительно как к естественным, так и к техническим языкам.

Стратегической целью философии предложения является достижение максимальной ясности в понимании языка. Язык должен быть ясным, как условие математической задачи; нет такого математика, который бы не потребовал уточнения условия задачи при обнаружении в нем неточностей, двусмысленностей. Любимая поговорка философа-аналитика (а именно в аналитической философии стремятся к ясности высказываний) звучит так: "Давайте уточним значение и смысл сказанного (написанного)".

Если бы, например, россиянин пригласил аналитически настроенного англичанина на концерт звезд российской эстрады, то почти наверняка последовал бы вопрос: "Скажите, пожалуйста, кого в России называют звездой эстрады?" Может быть, звездой эстрады называют в России очень хорошего артиста, а возможно, всего лишь завсегдатая московских тусовок. Англичанин желает ясности. "Кот в мешке" его не устраивает. Кстати, попробуйте разъяснить аналитику значение и смысл выражения "кот в мешке".

Итак, философия предложения — это важнейший этап в развитии философии языка, для которого характерен обостренный интерес к семантике (теории значения и смысла) и синтаксису (сочетанию слов в предложении). Философия предложения дополняет философию имени.

Наши рекомендации