Социальная структура: подходы к пониманию и критерии ее организации

Когда речь идет о социальной структуре, имеется в виду прежде всего то, что общество — это сложное, составное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми постоянно существует связь. Понятие «структура» широко использовалось в естественных науках, особенно в биологии и анатомии, для обозначения постоянных отношений между отдельными частями организма и его целым. Уже тогда общество рассматривалось как целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, каждый из которых приобретает значение и смысл исходя из целого. социальная структура — это принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.

Социальная структура придает жизни организованность и стабильность. Социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

Относительно роли индивида в функционировании социальной структуры существуют две традиционные точки зрения. Во-первых, социальная структура является фактором, определяющим и действия, и даже мысли и настроения людей.

Во-вторых, общество и социальные отношения не содержат в себе ничего стабильного — это динамические процессы, каждый миг творимые индивидами в их взаимодействии друг с другом.

Структуры творятся человеческими действиями и воспроизводятся ими в социальной действительности. Социальная структура характеризуется двойственностью, будучи одновременно и результатом индивидуальных действий, и их определяющим условием. То, что структура находится вне субъекта, — это всего лишь иллюзия индивидуального восприятия, возникающая в результате наложения друг на друга представлений о стабильной окружающей объективной реальности и о социальном мире. В действительности, именно адекватные действия людей в процессе структурации обеспечивают воспроизводимость всего социально позитивного.

30 Социальная структура представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, придающих обществу устойчивость, стабильность и качественную определенность.

В современной социологии существует несколько подходов к раскрытию социальной структуры общества. Эти подходы не столько противопоставляются, сколько дополняют друг друга. Для решения тех или иных задач в исследованиях, проводимых в интересах социального управления, используются чаще всего 4 подхода.

· В соответствии с первым подходом, социальная структура - совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов и социальных ролей.

· В соответствии со вторым подходом, социальная структура - это совокупность социальных групп и социальных общностей.

· В соответствии с третьим подходом, социальная структура - совокупность социальных институтов и организаций, призванных регулировать отношения между людьми в различных сферах общественной жизни.

· В соответствии с четвертым подходом (интегральным), социальную структуру общества определяют как совокупность социально-классовых (классы, страты, прослойки), социально-демографических, национально-этнических, социально-профессиональных (профессионально-квалификационных), социально-территориальных (поселенческих) групп, а также отношений, которые возникают между ними.

Иногда говорят и о пяти подструктурах общества:

1. социально-классовая

2. социально-демографическая (состоит из социальных групп, которые выделяются на основе демографических критериев - возраст, пол, семейное положение)

3. национально-этническая (социально-национальная). Группы, из которых состоит данная подструктура - этносы, народы, нации, национальные меньшинства и т.д.

4. социально-профессиональная (шахтеры, учителя, военнослужащие и т.п.)

5. территориальная (жители больших городов, жители малых городов, сел и т.д.)

31 Общество (шир.)- это часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней.

Общество (узк.)- это определенная группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

В философской науке: общество- это сложная динамично развивающаяся система.

Система делится на подсистемы, а подсистема в свою очередь делится на элементы.

К числу подсистем можно отнести сферы общественной жизни. Основные сферы общественной жизни:

1. Материальное производство (экономическая сфера)

Элементы: материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

Материальное производство - промышленность и хозяйство.

2. Политическая (регулятивная) сфера

Элементы: политика, государство, право их соотношения и формирование.

3. Социальная (общественная) сфера состоит из структурных связей, образовавшие - классы, сословия, социальные слои, нации... и их взаимоотношения и взаимодействие друг с другом.

4. Духовная (воспроизводство и производство форм человеческого сознания).

Различные формы и уровни общественного сознания, которые в жизни общества образовали явление духовной культуры - религия, искусство, нравственность, философия.

Все сферы взаимосвязаны, разделение на сферы условно, т.к. оно помогает вычленить и изучить отдельные области целого общества.

Типология общества (узкий смысл)

Группа людей, объединившаяся какой-либо деятельностью (Общество защиты животных, общество кино логов, спортивное общество). Далее можно выделить страну, государство (Английское общество, французское общество и т.д.), на ряду с этим можно выделить круг людей, объединившиеся общностью положения, происхождения (Дворянское общество, высшее общество и т.д.) и наконец исторические этапы развития человечества (первобытное общество, феодальное общество и т.д.).

Общественные отношения - это многообразие связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а так же внутри них в процессе жизни и деятельности.

Они делятся на:

1. Материальные отношения - в сфере материального производства. Это отношение обеспечивает материальные возможности существования и развития человечества.

2. Духовные отношения - в духовной сфере. Элементы: идеология, искусство и т.д.

Но они взаимосвязаны и обеспечивают развитие общества.

32, Гражданское общество— это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения. Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как фило­софская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах Гражданское общество, согласно воззре­ниям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивиду­альностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основнымипризнаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняетвнутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют ивнешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

33, Проблема общественного прогресса тесно связана с проблемой единства и перспективы развития мирной истории. Поэтому вполне естественно, что те концепции, которые так или иначе признают какие-либо общие черты в развитии отдельных стран и народов, допускают наличие и определенной направленности общественного развития. Марксистская концепция отвергает такое толкование прогресса и дает его обоснование с позиций материалистического понимания истории. Содержание прогресса она усматривает в историческом развитии основных форм собственности, в их связи и преемственности, в смене общественных порядков, представляющих собой «лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей»2. Соответственно и критерии прогресса она видит в совершенствовании форм собственности, в развитии производительных сил, науки и техники, духовной культуры, возрастании степени свободы личности и в развитии ее способностей.Совершенно иное понимание прогресса присуще культурологическим концепциям А. Тойнби и О. Шпенглера. Они ограничивают прогресс рамками локальных культур и цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом. В современной философии истории сосуществуют два основных подхода к объяснению логики и направленности исторического процесса: формационный и цивилизационный

Формационный подход основан на монистическом понимании истории Он трактует всемирную историю как единственный линейно-поступательное, естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций этий.

Цивилизаций ный, или культурологический, подход к пониманию философии истории сложился в XIX-XX вв Его главной особенностью является утверждение идеи о существовании множества культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественности, отрицание твердой однолинейной схемы общественного прогресса Понятие цивилизация (от лат civilis - гражданский, государственный) - чрезвычайно емкое понятие, применяемое широким спектр ом наук и поэтому употребляется на разных уровнях абстракции Очень часто это понятие используется как синоним культуры В социально-философском контексте под цивилизацией, как правило, понимают уровень, студенты пень общественного развития, материальной и духовной культурьтури. Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический песимизм) и прогрессизм (Л. Морган, Г. Гегель, К. Маркс).

Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. История, с точки зрения К. Маркса, имеет естественноисторический характер и реализуется через смену основных этапов – общественно-исторических формаций.

34

Теоретическое учение Карла Маркса (1818-1883), выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли. Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация (Okonomische Gesellschaftsformation; Socio-economic formation; Formation socio-economique; от лат. formatio- образование, вид) - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. В своих исследованиях К.Маркс пытался обнаружить исторические закономерности в смене типов социальной системы.

Учение Карла Маркса об истории человеческого общества складывалось впроцессе формирования марксистской философии в целом. В его основе лежитбазовая для всей философской системы Маркса идея о материальной природемира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения иизменения. При этом в качестве метода познания используется диалектическийматериализм. Именно с этих позиций исследуются общие законы историческогоразвития и формы их реализации в деятельности людей. Впервые материалистическое понимание истории освещается в совместнойработе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесьистория определяется как «…последовательная смена отдельных поколений,каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы,переданные ему всеми предшествующими поколениями».[1] В рамках своего учения Маркс доказывает, что материальноепроизводство – объективное, необходимое условие общественной жизни. Ноглавное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующиеоткрытия

35, Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX — XX вв. В зарубежной историографии наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг исторического журнала «Анналы» (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской исторической науке его сторонниками были Н. Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин «цивилизация» происходит от лат. слова «civil» — городской, гражданский, государственный. Первоначально термином «цивилизация» обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. «Civil» противопоставлялось «silvaticus» — дикий, лесной, грубый. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.

В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного общества, означающий его «закат», или упадок (О. Шпенглер).

Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны.

36, «Глобальные проблемы – это совокупность острейших жизненных вопросов, от которых зависит прогресс и само выживание человечества...».3 Особенности глобальных проблем: глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества. для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий по крайней мере большинства населения планеты; эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было; нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания; все они находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем.

37, Представления о будущем Земли и человечества волнуют философов, начиная еще с античности. Но футурология как представления о будущем в рамках философии истории сложилась только к середине 20 в. Термин «футурология» был введен немецким ученым и философом Флехтгеймом в 40-х годах 20в. Её характеризуют как «науку о будущем», но так как пока предмет её достаточно не обозначен, то подразумевают теорию и практику прогнозирования социальных процессов.

Наиболее заметные вехи научно-технического прогресса связаны с реализацией научных и научно-технических революций. НР и НТР – исторические явления, как правило, это переломные этапы в генезисе научного знания и технического развития. В науке происходит пересмотр важнейших теоретических и методологических положений, в технике появляются принципиально новые механизмы и устройства и другие, более совершенные технологии.

38.

Вся вторая половина XX века прошла под знаком осознания экологического кризиса, охватившего Землю, поиска путей его преодоления. Впервые стало понятно, что разрешить экологический кризис не в силах одно, даже очень развитое государство, поскольку проблема не исчерпывается хозяйственными аспектами, хотя они, конечно, имеют большое значение. В поисках выхода предлагалось осознанно ограничить потребление природных ресурсов рамками разумной достаточности [9], ограничить численность населения на Земле [5, 6 и др.]. За последнее время особое внимание обращается на формирование новой системы экологического образования. Через новую систему экологического знания станет возможным постепенное изменение отношения к природной среде, формирование новой шкалы ценностей, нового миропонимания, т.е. новой философии - экософии [3, 10]. Идея гармонизации отношения человека с природной средой должна привести человека к пониманию его роли как созидателя, при существенном развитии социальной экологии как научного направления, с помощью которого необходимо формировать экологическое мышление. Решение главной задачи - поиск путей непротиворечивого (устойчивого) развития общества видится в преодолении потребительски-собственнических подходов в экономике, порождающих хищническое использование природных ресурсов, запасы которых на Земле ограничены.

1. Жизнь есть не случайный, а закономерный результат космической эволюции, связанный с ростом организованной сложности материальных структур, овладевших через естественный отбор способностью к саморазмножению на основе генной информации. Жизнь есть многоуровневая системная иерархия, имеющая антиэнтропийную сущность и открытая для разнообразных взаимодействий.

2. Жизнь является космическим феноменом и потому, что существует и развивается под непрерывным воздействием космических сил и факторов как периодического, так и непериодического характера. Жизнь подчиняется космическим ритмам, синхронизируя фазы своей активности и пассивности с последними. Для земной жизни главным космическим детерминирующим фактором и источником энергии выступает Солнце.

39, Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более что они имеют огромное значение в его социальной жизни.

Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики человека.

Духовный мир человека непосредственно рождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений. Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных связей и характеристик, марксизм отнюдь не нивелирует особенностей отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных характером, волей, способностями и стр

40.Личность и индивид. Личность: проблема свободы и ответственности.

Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.

Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм.

В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соц. роли человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимаает философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы

Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности

41.Проблема происхождения человека: многообразие подходов.

Понять сущность человека невозможно без обращения к первоистокам его бытия, иначе говоря, к проблемеантропогенеза.Поскольку человек рождается, развивается, реализует себя в окружении и с помощью других людей, в обществе, в более общем плане речь должна идти о совместном происхождении человека и общества, проблемеантропосоциогенеза.

Различают несколько основных подходов к решению проблемы зарождения человека и общества. Исторически первым можно считатьмифологический подход, связанный с представлениями о сотворении людей мифологическими божествами (Зевс, Юпитер и т. д.), которые постоянно следят за поведением людей, требуют от них поклонений, вмешиваются в человеческие дела (Троянская война и проч.), вершат правосудие по собственным законам.

На базе мифологии развивалсятеологический, религиозный подход (христианство, ислам и др.). в соответствии с которым человек появился на свет посредством акта Божественного творения. Он подчиняется законам Божественного мироздания, существует внутри созданной Богом живой природы по ее закономерностям

42.Индивид и общество.

Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек — общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.

Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).

В Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как «узел» общественных отношений.

Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны постоянно дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.

43Ценность жизни. Основные проблемы биоэтики.

Термин «биоэтика.» был введен американским биологом В. Поттером в I969 г., по его определению, биоэтика — это соединение биологических знаний и человеческих ценностей.
Одна из важнейших проблем, связанных с разработкой новых репродуктивных технологий, — искусственное оплодотворение, которое предоставляет возможность преодолеть бесплодие. Использование этой технологии затрагивает такие человеческие ценности, как природа самого брака, взаимоотношения супругов, судьба личности будущего ребенка.

Ожесточенные споры велись и ведутся вокруг проблемы клонирования человека на основе современных технологий генной инженерии. В обсуждении морального аспекта клонирования участвуют биологи, врачи, политики, философы, священнослужители. Высказываются две противоположные точки зрения. Первая — клонирование морально этично, и появление человеческих генетических копий безопасно для самого человека и общества.

Вторая — клонирование аморально и не безопасно, так как наука еще не в состоянии определить последствия, к которым оно приведет, нет экспериментальных доказательств, что каждый клонированный эмбрион будет развиваться нормально и у клонированного ребенка не возникнут уродства или умственные задержки, кроме того, могут появиться самые непредсказуемые злоупотребления.

44. Проблема происхождения жизни: эволюционизм и креационизм.

Эволюционная концепция базируется на естественно-научных данных. Под эволюционизмом понимается учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научную основу его составила теория Дарвина. Социал-дарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Спенсер еще до Дарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование, по Спенсеру, уменьшается в человеческом обществе по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.

Креационизм – это течение, зародившееся среди ученых и философов, которые не отрицали христианство и все его догмы. Заключается оно в том, что все материальное, что есть в нашем мире, было рождено Творцом – Богом. Все учения, основанные на теологии, полностью отрицают теорию эволюции мира. Стоит заметить, что со временем креационизм находит все больше сторонников. Они приходят как со стороны философов и священников, так и со стороны профессоров и исследователей. В философии креационизм – это в первую очередь основной противник эволюции. Он отрицает саморазвитие всего живого, превращение простого в сложное, усовершенствование и прочие знания, которые нередко нам прививают в школах и институтах. Основой тому служат два источника: христианские Святые писания и необъяснимые факты, связанные с природой, развитием людей и животных, различными явлениями.

45. Проблема смысла жизни, цели жизни, счастья.

Смысл жизни – это регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, оправдывает и истолковывает свойственные данной системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

В истории философии традиционно можно выделить три основных точки зрения на вопрос о смысле жизни. Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни.

В основе второго подхода лежит светское истолкование жизни, которое в основе своей восходит к той же религиозной идее, подвергнутой секуляризации. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости

Субъективный подход предполагает, что жизнь вообще не имеет смысла, проистекающего из прошлого и будущего, тем более из потустороннего мира.

Одной составляющей счастья является удовлетворение в материальном мире, используя при этом свой ум, способности, свою волю, опыт. Мирские потребности таковы: создать благоприятные условия для жизни. Говоря иначе, стремиться к тому, чтобы всегда были еда, одежда, крыша над головой, работа и т.д. И соответственно комфортные условия для жизни. В этих потребностях проявляется животная сущность человека.

46. Основные концепции бессмертия.

Перейдем к краткому изложению самих трактовок бессмертия. В концепцию бессмертия души входят две идеи: переселение душ (Пифагор, Платон и другие) и загробная жизнь (христианство (в некоторой части), ислам, иудаизм). Переселение душ (метемпсихоз) — это продолжительное странствие души, отпавшей от Мировой души вследствие потери божественной чистоты и простоты Эта концепция бессмертия дает ясное представление того, что: только душа может быть бессмертной; достижение бессмертия зависит от того, какую жизнь (праведную или неправедную) ведет человек; жизнь — это вечное возвращение (как у Ницше), то есть время здесь понимается как круг; бессмертие души предзадано устройством космоса. Загробная жизнь — это тоже вечные странствия души, но до определенного срока, когда наступит истинное бессмертие. Душа воссоединится со своим телом после Страшного Суда — произойдет воскрешение человека. Это следует из того, что душа человека бессмертна по необходимости, так как она имеет божественное происхождение. Бессмертие достигается самим человеком через веру в Бога и соблюдение нравственных норм, через страдания, которые очищают человека от грехов. Концепция времени отсюда — это линия, которая имеет свое начало и свой конец — Страшный Суд: он подводит итог всему, — и начинается вечность — бесконечно длящееся настоящее.

47. Человек и природа: этапы взаимодействия

В настоящее время среда, окружающая человека, состоит из четырех неразрывно связанных между собой компонентов.

Природная среда – включающая факторы естественного происхождения. Эта среда способна к самоподдержанию и саморегуляции. Она прямо или косвенно оказывает воздействие как на отдельного человека, так и на все человечество в целом.

Агротехническая среда – эта модификация природной среды, искусственно преобразованной людьми. Это – пахотные земли, грунтовые дороги, зеленые насаждения; другими словами, это измененная человеком природная среда.

Социальная среда – это общественные отношения, в которые вступает человек, ставя свое поведение в зависимости от поведения других людей, – социальных групп, в которые он включен.

И наконец, искусственный или «второй» мир – созданная человеком среда, которой нет аналогов в естественной природе. Это не измененная природа, а природа, в корне преобразованная человеком.

Итак, всего выделяют пять этапов взаимоотношения человека с природой:

1) непосредственное единство;

2) общество охотников и собирателей;

3) общество земледельцев и скотоводов;

4) индустриальное общество;

5) постиндустриальное общество.

Что касается первого этапа – неполнота палеонтологической летописи, никогда не даст возможность узнать точно, какую именно модель отношения к природе осуществлял человек при своем становлении. А вот о последующих стадиях мы поговорим поподробнее.

48. Философское осмысление природы

Человеческое общество – это часть природы. В организме любого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы.

Обычно происходящие в обществе природные процессы имеют социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные, которые выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни общества всегда была большой, потому что она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Почти все свои потребности человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной среды.

Развитие каждого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете – в существование Вселенной.

Органическая связь с природой является фундаментальной закономерностью развития общества. Ее можно увидеть не только в области удовлетворения потребностей людей, но и в функционировании общественного производства, в конечном счете – в развитии всей материальной и духовной культуры. И понятно, что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может.

49.

Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий.

Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества. Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства.

50. Агроэкологические проблемы настолько обширны, что возникла самостоятельная наука "Агроэкология". Предметом исследования агроэкологии являются агроэкосистемы. Агроэкосистемы - территории, используемые по единому хозяйственному плану с определенным набором сельскохозяйственных культур и домашних животных.

Сельскохозяйственное загрязнение является одной из крупнейших проблем, ставших перед человечеством. Начиная с 1980 года ООН включает его в число 4 самых важных угроз. Остановимся на этом вопросе подробнее, т.к. это достаточно необычная угроза. С одной стороны сельское хозяйство дает нам пищу, с другой в то же время оказывается очень опасным. Существует две большие проблемы в сфере сельского хозяйства: - растущее применение химических средств защиты - пестицидов;

- минеральные удобрения.

Наши рекомендации