Тема занятия: Научное познание
Цель занятия:проанализировать особенности научного познания, дать определение научной рациональности и ее критериев, раскрыть функции современной науки, рассмотреть структуру научного познания его уровни и формы, охарактеризовать методы научного познания.
Организационная форма занятия: семинар
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Наука как важнейшая форма человеческого познания. Специфика научного познания, его особенности и характерные черты.
2. Структура научного познания, его уровни и формы. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания.
3. Методология научного исследования.
Методические рекомендации
Основные понятия, необходимые для усвоения темы: наука, научная рациональность, язык науки, научная деятельность, метод, методология, гипотеза, теория, эксперимент, закон, категория.
Подготовка к первому вопросу предполагает тщательное изучение материалов, изложенных в следующих учебниках: Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008.–Гл.12, § 1-6; Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.–Гл6, §1,2; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С. 557-560; (Эл.ресурс: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/.); Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. Общие проблемы теории познания. Структура науки. // http://artema.fopf.mipt.ru/lib/phil/ill.html.
Студенту необходимо охарактеризовать науку как важнейшую форму человеческого познания, систему объективных знаний о мире и закономерностях его развития, а также уяснить специфику научного познания, его особенности и характерные черты, дать определение научной рациональности и ее критериев.
Во втором вопросе необходимо раскрыть структуру научного познания, определить его отличие от обыденного, выявить отличия эмпирического и теоретического уровней научного познания.
В третьем вопросе следует дать определение метода, рассмотреть главные стороны метода научного познания: предметно-содержательную, операциональную, аксиологическую; раскрыть содержание основных методов познания, раскрыть особенности методологии правового сознания.
Рекомендуемая литература: Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008.–Гл.12, § 11; Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.–М.,2008.– С.307-321; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С. 593-631 (Эл.ресурс: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/.); Илларионов С.В.Теория познания и философия науки. Общие проблемы теории познания. Структура науки. // http://artema.fopf.mipt.ru/lib/phil/ill.html.
Литература
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.–М.,2008.
2. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.
3. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
4. Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008.
5. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д., 2007. – 3.2.2.
6. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.
7. Философия: учебник: Под. Ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
Дополнительная
1. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс – Традиция, 2003.
2. Корчажкина О.М. Диалектика познания и обучения мышлению: размышляя вместе с Ильенковым // Вопросы философии. – 2008. – № 11
3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: Инфра-М, 2006.
4. М. Эндрю. Реальная жизнь и искусственный интеллект // «Новости искусственного интеллекта», РАИИ, 2000
5. Новиков А.А. О парадоксе объективности и роли необъектных факторов в познании // Философские науки. – 2007. – № 11.
6. Режабек Е.Я. Как возможно познание внешнего мира? К критике философского конструктивизма: Часть 1,2 // Эпистемология и философия науки. – 2006. – № 3, № 4.
7. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.
9. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml
5. Электронная гуманитарная библиотека. http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke09.shtml
6. philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН
7. Фролов И.Т. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов. Познание. Познание как предмет философского анализа // http://society.polbu.ru/frolov_intphilosophy/ch87_i.html
8. Канке В. Философия. Философия познания и науки // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/08.php
9. Познание как предмет философского анализа // http://www.reflist.ru/doc/11372.shtml
10. Теория познания и философия науки. Общие проблемы теории познания. Структура науки. Илларионов С.В. // http://artema.fopf.mipt.ru/lib/phil/ill.html
Задания для развития и контроля владения компетенциям
1. Какое знание может быть охарактеризовано системностью, обоснованностью, логичностью?
2. Почему процесс научного исследования всегда осуществлялся на основе исторически выработанных методов?
3. В чем отличительная особенность философских методов?
4. Какие общенаучные методы наиболее часто встречаются в естественнонаучном исследовании? Приведите примеры.
5. Какова роль моделирования в современной науке?
6. Какие общенаучные методы часто используются в правовом знании?
7. Какова роль воображения и интуиции в научном познании?