Тур 1. «откуда к нам пришло искусство?»

Отборочный конкурс – загадки, связанные с искусством.

Задание: прокомментировать эту мысль, изобразив на бумаге ее содержание, придумать и рассказать легенду о происхождении искусства, куда обязательно включалась бы данная цитата.

1. Наблюдая за действиями животных, насекомых, птиц, люди научились “от паука — ткачеству и штопке, от ласточки — постройке домов, от певчих птиц — лебедя и соловья — пению” Демокрит

2. “Красота, разлитая в природе в её формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущённою, подчёркнутою”, а эстетическая связь искусства и природы “состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой”. Владимир Соловьев

3. «Истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон». Сергий Булгаков

4. «Совершенное воплощение ... духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства». Владимир Соловьев

Время на подготовку – 10 минут, высшая оценка – 10 флясиков.

Во время подготовки ведущий играет со зрителями в игру «Искусство – это…». 1-й. Этап – обсуждение мысли Хейзинги Искусство – это игра (цитата написана на листе бумаги). «Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры. Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили своё выражение в освящённых состязаниях... Йоган Хейзинга

Ведущий просит:

Привести аргументы «за» и «против» этого тезиса

привести примеры, подтверждающие или опровергающие связь поэзии, музыки танца с игрой?

2-й этап – задание всем одним словом определить искусство, искусство – это…, принимаемые определения записываются на стенде. Ведущий предлагает всем желающим к концу вечера создать любое произведение вербального жанра, которое включило бы все эти слова (стихотворения, баллада, рассказ, песня, частушки и т.д.)

Тур 2. «Волшебная сила искусства».

Отборочный конкурс – назвать как можно больше видов (подвидов искусства).

Задание – Придумать и разыграть сцену новогоднего бала во дворце (доме, пещере и т.п.) правителя, соответствующего данному описанию (плохого или хорошего – на выбор), где происходит какое-то событие, подтверждающее или опровергающее мысль о волшебной силе искусства (можно привлекать актеров из зала).

«Немалый позор для того, кто прямо или косвенно участвует в управлении государством, вообще быть невосприимчивым к искусству, равно как и не обладать его истинным пониманием. Ибо ничто так не украшает князей и власть имущих, как если они ценят искусства, чтят и умножают своими щедротами их творения; напротив, нет более печального и позорящего их зрелища, чем когда они, располагая средствами довести искусства до высочайшего расцвета, расточают эти средства на безвкусицу и льстящую им низость». Шеллинг

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки ведущий обсуждает с залом тему – «Что может искусство?» Как связаны: Искусство и труд? Искусство и талант? Искусство и любовь? Искусство и желание? Искусство и волшебство? Кто хочет быть волшебником? Что бы вы сделали, став волшебником? Вам предложено на новогоднем карнавале представить костюм искусства? Какой он? Ведущий предлагает желающим его продемонстрировать – организуется импровизированный подиум.

Тур 3. «Служение муз не терпит суеты».

Предварительно ведущий спрашивает у зала, кто такие музы, просит перечислить их и предполагает всем желающим «снять» мультфильм на заданную тему.

Время на подготовку – 3 минуты

Аукцион идей

Магазин

***

ИГРА «ЖЕНЩИНА»

Вводная беседа: Почему существуют мужчины и женщины? Почему они разные? Что общего у мужчины и женщина? Чем они отличны? Кто больше делает для человечества – мужчины или женщины? Кем легче быть мужчиной или женщиной? Есть ли такие качества, которые можно назвать женскими?

1 Тур. «Эта женщина, увижу и немею…»

Отборочный конкурс: стихи и песни, посвященные женщинам

Задание – Прокомментировать эту мысль и придумать рассказ о совершенной женщине, определив, что это такое, который бы начинался или заканчивался этим словами, и изобразить ее образ на бумаге.

1. «Женщина есть первое человеческой существо, попавшее в рабство. Женщина стала рабой еще тогда, когда рабов не существовало». А. Бебель

2. «Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра, Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она сделается еще кривее». И. Гете

3. «Женщина – самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь Бог». Г. Ибсен

4. «Женщина слаще жизни и горче смерти». Царь Соломон. «С этической точки зрения женщина достигает вершины в продолжении рода». С. Кьеркегор

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки – беседа с залом: Вопрос к мальчикам (мужчинам) – представьте себе, что вы вдруг стали девочкой (женщиной) – что хорошего, и что плохого вас ждет? А девочки и женщины выступают экспертами. Обсуждается цитата «…в грубой среде под «женским» понимается практически все творческое: воображение, фантазия, цвет, поэзия, музыка, нежность, грусть, романтика» Маслоу А. (согласны – не согласны – почему?) Предлагается назвать, то, что представляется женскими качествами. Кто-то один пишет это на бумаге.

Тур 2. «Женщина и мужчина»

Отборочный конкурс – пословицы, поговорки, крылатые выражение, о женщинах, женственности, женских качествах.

Задание - Используя эти мысли (соглашаясь или не соглашаясь), придумать и разыграть пьесу (драму, комедию, трагедию) участниками которой являются известные литературные персонажи на тему: «Кто имеет превосходство – мужчины или женщины?»

1. «Серьезное преимущество женщины перед мужчиной заключается в ее инстинктивной способности часто быстро и бессознательно угадывать вещи, до которых мужчина доходит только после продолжительного глубокого размышления». Г. Лебон

«Женщина – ангел-хранитель мужчины на всех ступенях его жизни. Она представительница на земле грации, жрица любви и самоотвержения; она утешительница в бедствиях и горестях жизни, радость и гордость мужчины». В.Г. Белинский

2. Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы – рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра. Аврелий Августин

Мужчина превосходит женщину глубиной мысли, силой воображения, здравостью рассудка и достигает большего совершенства, нежели она, в пользовании своими органами чувств и в ловкости рук. Ч. Дарвин

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки: обсуждается цитата «Антагонизм между полами в большой степени является проекцией бессознательной борьбы, происходящей внутри личности, между ее мужскими и женскими компонентами», – и мужчины «проецируют на женщин свою недоброжелательность. Они винят зеркало за то, что оно отражает» А. Маслоу. Ведущий просит высказаться всех присутствующих об этой мысли – согласны, не согласны – почему? Привести примеры, подтверждающие или опровергающие эти слова.

То же со второй цитатой: «Удел женщины – владычествовать, удел мужчины – царить, потому что владычествует страсть, а правит ум. И. Кант

Тур 3. «Женская логика»

Всем участникам предлагается изобразить в пантомиме свое понимание того, что такое женская логика, используя предложенные цитаты (на выбор).

Пусть женщина не рассуждает, это ужасно. Демокрит

У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной – сколько у двух. Конфуций

Женщина мыслит сердцем, а мужчина любит головой. В.Г. Белинский

***

ИГРА «ТРАДИЦИЯ»

Вводная беседа: Откуда берутся традиции? Кто создает традиции? С чем связаны традиции? Что общего и отличного у традиции и обычая? Какую роль традиции играют в культуре? Давайте представим себе культуру в виде здания, – чем здесь будут традиции? Если представить себе их родственниками, – в каких они отношениях? Какие вы знаете традиции? Что могут традиции? Что противостоит традициям? Традиции нужны или нет? Полезны или нет? Вы следуете традициям? Вам нравится следовать традициям? (Если да, то почему, если нет, тоже – почему)

Тур 1. «Зачем нужны традиции?»

Отборочный конкурс – продолжить одним определением в одно слово фразу: «Традиции бывают…» (национальными, древними, устойчивыми и т.д.)

Участники получают карточки с высказыванием К.Леонтьева. Задание - Пояснить данную мысль и, используя ее, придумать притчу, в которой фигурировали бы КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИЯ, ОБЫЧАЙ, НРАВЫ, отвечающую на вопрос – Зачем нужны традиции?

«Цивилизация, культура, есть именно та сложная система отвлеченных идей (религиозных, государственных, философских, и художественных), которая вырабатывается всей жизнью народа, его традициями. Она как продукт принадлежит государству; как пища, как достояние она принадлежит всему миру». Константин Леонтьев

Время на подготовку – 10 минут, высшая оценка 10 флясиков

Во время подготовки ведущий предлагает поиграть в игру «Можно жить без традиций?» Присутствующим предлагается вспомнить какую-либо традицию, которая существует в обществе, а затем описать жизнь без этой традиции. Можно ли сказать, что традиция живет? Существуют ли мертвые традиции? Например? Присутствующим предлагается описать жизненный путь традиции вообще, какой-то конкретной традиции, в частности (например, Татьянин день).

Тур 2. «Традиции и новации»

Отборочный конкурс – рифмы к слову «традиция», все присутствующие записывают рифмы и потом сочиняют буриме.

Всем участникам раздаются карточки с отрывками из произведений русских философов.

Задание – выбрать из двух точек зрения одну, обосновав свой выбор, и разыграть сцену суда, используя помощь зала, в котором выступить либо адвокатом, либо прокурором по отношению к разрушителям исконно русских традиций и внедрения на Руси западных, привлекая в качестве других участников процесса (обвиняемых, свидетелей и т.п.) исторических персонажей.

1. «Все формы европейничанья, которыми так богата русская жизнь, могут быть подведены под следующие три разряда:

1. Искажение народного быта и замена его формами чуждыми, иностранными…

2. Заимствование разных иностранных учреждений и пересадка их на русскую почву…

3. Взгляд как на внутренние так и на внешние отношения и вопросы русской жизни с иностранной, европейской точки зрения…

Чем искреннее и бескорыстнее усваивали мы себе одну из европейских точек зрения, тем глубже ненавидела нас Европа». Николай Данилевский

2.« Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написална нем слова Европа и Запад; и с тех пор мы принадлежим Европе и Западу… то, что он сделал было возможно лишь среди нации, чье прошлое не указывало ей властно того пути, по которому она должна была идти, чьи традиции были бессильны создать ей будущее…» Петр Чаадаев.

Время на подготовку – 10 минут, высший балл 10 флясиков.

Во время подготовки ведущий просит присутствующих высказаться по поводу китайской пословицы – «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен», связав ее с темой. Игра – придумай традицию. Всем присутствующим предлагается придумать какую-то традицию, которая могла бы быть полезной сегодня.

3 тур. Ведущий зачитывает отрывок из произведения Гиляровского «Москва и москвичи». «Татьянин день», 12 января старого стиля, был студенческий праздник в Московском университете. Никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. Толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером на одном извозчике и горланили. Недаром во всех песенках рифмуется: "спьяна" и "Татьяна"! Это был беззаботно-шумный, гулящий день. И полиция, такие она имела расчеты и указания свыше, - в этот день студентов не арестовывала. Шпикам тоже было приказано не попадаться на глаза студентам. Тогда любимой песней была "Дубинушка".

12 января утром – торжественный акт в университете в присутствии высших властей столицы. Три четверти зала наполняет студенческая беднота, промышляющая уроками: потертые тужурки, блины-фуражки с выцветшими добела, когда-то синими околышами... Но между ними сверкают шитые воротники роскошных мундиров дорогого сукна на белой шелковой подкладке и золочеными рукоятками шпаг по моде причесанные франтики; это дети богачей.

По окончании акта студенты вываливают на Большую Никитскую и толпами, распевая «Gaudeamus igitur» («Итак, радуйтесь, друзья...» (название старинной студенческой песни на латинском языке).), движутся к Никитским воротам и к Тверскому бульвару, в излюбленные свои пивные. Но идет исключительно беднота; белоподкладочники, надев "николаевские" шинели с бобровыми воротниками, уехали на рысаках в родительские палаты.

Зарядившись в пивных, студенчество толпами спускается по бульварам вниз на Трубную площадь, с песнями, но уже "Gaudeamus" заменен "Дубинушкой". К ним присоединилось уже несколько белоподкладочников, которые, не желая отставать от товарищей, сбросили свой щегольской наряд дома и в стареньких пальтишках вышагивают по бульварам. Перед «Московскими

Ведомостями» все останавливаются и орут:

И вырежем мы в заповедных лесах

На барскую спину дубину...

И с песнями вкатываются толпы в роскошный вестибюль «Эрмитажа», с зеркалами и статуями, шлепая сапогами по белокаменной лестнице, с которой предупредительно сняты, ради этого дня, обычные мягкие дорогие ковры. Еще с семидесятых годов хозяин «Эрмитажа» француз Оливье отдавал студентам на этот день свой ресторан для гулянки.

Традиционно в ночь на 12 января огромный зал "Эрмитажа" преображался. Дорогая шелковая мебель исчезала, пол густо усыпался опилками, вносились простые деревянные столы, табуретки, венские стулья ... В буфете и кухне оставлялись только холодные кушанья, водка, пиво и дешевое вино… В этот день даже во времена самой злейшей реакции это был единственный

зал в России, где легально произносились смелые речи. "Эрмитаж" был во власти студентов и их гостей ­– любимых профессоров, писателей, земцев, адвокатов.

Пели, говорили, кричали, заливали пивом и водкой пол--в зале дым коромыслом! Профессоров поднимали на столы...». Владимир Гиляровский

Задание – Придумать и разыграть миниатюру (в любом жанре, хореографическую, драматическую, пантомимную) эстрадного спортивного и т.п.), в котором было бы отражено развитие существующей традиции празднования Татьянина дня.

Аукцион идей.

Магазин

***

ИГРА «ИГРА»

Вводная беседа: «Игра – это весело или грустно, и почему?» Назовите то, что не является игрой, но игрой называется? Почему это – не игра? Чем игра отличается от всего остального?

Тур1.. «Игра сама по себе»

Отборочный конкурс: назвать как можно больше рифм к слову «игра». Всем присутствующим предлагается записать или запомнить эти рифмы и к концу вечера представить буриме.

Всем играющим раздаются карточки с цитатами из произведений разных философов. Задание – используя данную фразу, придумать и разыграть сценку прихода автора на «Философские игры», которая должна включать обращение его ко всем присутствующим, как к любителям игры, и не менее одного вопроса к залу и одного для любого из соперников по смыслу высказывания.

Цитаты:

1. “Человек играет только тогда, когда он в полном значении этого слова человек, и он бывает вполне человеком, только тогда, когда он играет”. (Шиллер)

2. «Чтобы избегнуть скуки, человек либо работает…, либо же изобретает игру…».(Фридрих Ницше )

3.“Игра в нашем сознании противоречит серьезному...”, но “Стоит нам вместо “игра есть несерьезное”, произнести “игра несерьезна”, как данное противопоставление теряет силу.” (Й. Хёйзинга)

4. «Игрой занимаются ради отдохновения» (Аристотель)

Время на подготовку – 5 минут, высший бал – 8 флясиков

Во время подготовки игра со зрителями. «Игра может»: В руках у ведущего мяч, который он бросает в зал, кто поймал мяч, тот и отвечает на вопрос: «Что может игра?»(почему, вы так думаете?)

Или: «Портрет «Homo ludense»,всем присутствующим предлагается нарисовать словесный портрет «Человека играющего», а кому-то сделать скульптуру «Человека играющего».

Тур 2. «Путешествие в Зазеркалье»

Отборочный конкурс – поговорки, пословицы, крылатые выражения со словом «игра, играть, другими производными от игры»

Всем участникам раздаются карточки с цитатой из Хёйзинги и отрывком из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла. Задание – придумать игру и сыграть в нее со всем залом, продолжив, игру начатую Алисой, и исходя из мысли Хёзинги, объяснить, почему то, что вы предложили, можно считать игрой.

Цитаты:

1. “... игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам… сопровождаемое чувством напряженности и радости, а также сознанием “иного бытия”, нежели “обыденная жизнь” (Й. Хёйзинга)

2. «... у нее вышел долгий спор с сестрой; Алиса ей сказала: “Давай играть, как будто мы короли и королевы”, а сестра, которая во всем любит точность, заявила, что это невозможно, потому что их только двое. В конце концов, Алисе пришлось уступить. “Ну, хорошо, – сказала она, – ты будешь одним королем и королевой, а я всеми остальными королями и королевами сразу”» Л.Кэрролл

Время на подготовку – 10 минут, высший бал – 10 флясиков.

Во время подготовки – «Интеллектуальная эстафета»: формируются две команды, которые, передавая фломастер, как эстафетную палочку, пишут на стенде: одна команда – «друзей» игры, другая – «врагов» игры

Время эстафеты – 3 минуты, победила та команда, которая успела написать больше понятий, соответствующих требованиям.

Тур 3. «Игра в действии»

Отборочный конкурс – вспомнить как можно больше песен со словом «игра» или производными от него.

Игрокам раздаются карточки, у двух пар цитата из Бахтина, у двух – из Шиллера. Задание – показать в пантомиме содержание высказывания и прокомментировать его, используя примеры из литературных произведений, истории, театральных пьес и т.д.

Цитаты:

1. «… в карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью» (М.М. Бахтин).

2. «Итак, разум в одно и то же время говорит: человек должен играть красотою, и только красотою одною он должен играть» (Ф.Шиллер).

Время на подготовку – 10 минут, высшая оценка – 10 флясиков.

Во время подготовки ведущий проводит с залом игру-беседу «Почему люди играют?». Зал делится на две команды – одна задает вопросы, дополняющие основной вопрос, а вторая – отвечает, потом – наоборот.

Аукцион идей.

Магазин

«ВОТ И КНИЖКИ КОНЕЦ –дочитавший МОЛОДЕЦ!»

[1] Х.-Г. Гадамер. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М. «Прогресс», 1988, с. 150-151.

[2] Там же. С. 152.

[3] Е. Финк. Основные феномены человеческого бытия.//Проблема человека в западной

[4] См. Ретюнских Л.Т. Онтология игры. М.-Липецк, 1997; Этика игры. М. «Прометей», 1998; Философия игры. М., «Вузовская книга». 2002

[5] См. Ретюнских Л.Т., Бобахо В.А. Веселая мудрость. Философские игры для детей и взрослых: опты и размышления. М., 1994

[6] Антология мировой философии. Т. 1, М.. 1969, с. 354

[7] Юлина Н.С. Философия для детей. М., 1996, с. 10

[8] СМ. ЗАМЕТКИ ПСИХОЛОГА.

[9] Соловьев. В. Исторические дела философии. //”Вопросы философии”. 1988 № 8, стр.125

Наши рекомендации