Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».

А. А. Блок принадлежит к тем поэтам, которые сразу же приняли и приветствовали Октябрьскую революцию.
Поэма «Двенадцать», написанная за три дня, в январе 1918 года, является первым значительным поэтическим откликом на события октября 1917 года. Поставив точку в конце поэмы, Блок записал в дневнике: «Сегодня я - гений». Откуда столь высокая оценка? Ведь Блок всегда был удивительно требователен к себе. Наверное, потому, что именно в период замысла поэмы и ее написания поэт творил в полном согласии со стихией, с той «музыкой революции», которую он призывал услышать ещё в статье «Интеллигенция и революция».
Этой музыкой разыгравшейся стихии наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка - на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен, его стенания сопровождаются лишь душещипательной пошловатой мелодией городского романса (9 глава - «Не слышно шуму городского»).
В первой же главе поэмы возникают образы представителей «старого мира». Это - не конкретные люди, а скорее, обобщенные образы-символы, социальные маски: буржуй, упрятавший нос в воротник, писатель-вития, товарищ поп, барыня в каракуле. Со всеми стихия (ветер) расправляется жестоко: сбивает с ног, рвет одежду, загоняет в сугроб. Их нечего жалеть, они свое отжили, поэтому ветер у Блока - несущий обновление, сметающий все старое на своем пути, «хлесткий»; он «зол и рад», он беспощаден к старому.
Два мира противоборствуют - старый и новый. И это соответствует противопоставлению двух красок, двух цветов в поэме - белого, символизирующего новое, и черного, цвета уходящей и разрушаемой жизни. Это противостояние старого и нового определяет структуру поэмы. Мировая буря бушует во вселенной.
Образы старого мира рисуются Блоком иронически. Эта ирония и в самом обозначении представителей старого мира (буржуй - явно просторечное), и в описании внешнего облика персонажа («Длинные волосы и говорит вполголоса» - писатель; «А вон и долгополый сторонкой за сугроб» - поп), и в обращении к героям (товарищ поп) и т. п.
Все эти лица, кроме буржуя, раз появившись, сразу же исчезают со страниц поэмы, будто и правда ветер уже навсегда смел эту нечисть с лица земли. Один лишь буржуй снова и снова будет возникать на страницах поэмы.
9 глава целиком посвящена описанию «буржуя», являющегося символом старого мира:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный
Стоит за ним, поджавши хвост.



 

Само очертание человеческой фигуры, напоминающее вопросительный знак, говорит о растерянности, «сломленности» старого мира.
Но легко уничтожить отдельного человека, символизирующего этот мир, легко уничтожить практически целый класс, гораздо сложнее уничтожить старое в душах человеческих. Ведь Блок мечтал о том, что революция поднимет человека на качественно новую ступень (нравственную, духовную), превратит его в человека-артиста.
В поэме «Двенадцать» само понятие «стихия» связано, прежде всего, с образами природы (ветер, снег) и с тем, что происходит в человеческих душах. Кроме того, стихия находит свое воплощение в цветовой символике поэмы и в разнообразии музыкальных ритмов практически каждой главы.
Стихия цвета.
«Черный вечер. Белый снег». Черное - старое, уходящее, белое -новое , устремленное в будущее. Жестокое разделение - таково время, никаких полутонов. А ещё в поэме возникает красный цвет - цвет знамени, крови, революции.
Стихия музыки.
2 глава, ритм марша: «Гуляет ветер. Порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, кругом - огни, огни, огни».
Жесткий ритм и жестокий, потому что все идут в ногу, с этого ритма нельзя сбиться! «Шаг держи революционный, близок враг неугомонный».
3 глава, частушка, 9 глава - городской романс.
Стихия природы.
Безудержная, веселая, жестокая. «Ветер - на всем божьем свете!». Космический масштаб, ветер сбивает с-ног, загоняет в сугробы представителей старого -мира. «Ветер веселый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвет. Мнет и носит большой плакат: «Вся власть Учредительному собранию».
Ветер сопровождает «Двенадцать» («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель, «снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Метель в душе Петрухи. Начинается пурга.
Стихия душ человеческих.
Безудержная, жестокая, непостижимая. Описание «двенадцати»: « В зубах цигарка, примят картуз, на спину- б надо бубновый туз» (бубновый туз - знак каторжника). Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», т. е. дозволено все. Это «без креста» трижды повторяется на протяжении второй главы. Вседозволенность оборачивается убийством. Погибнет Катька. Ненависть к старому миру выливается в призыв «Пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую».
Исповедь Петрухи после убийства (совсем иной стиль):

Из-за удали бедовой в огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой возле левого плеча,
Загубил я непутёвый, загубил я сгоряча... ах!

 

Петруху ставят на место, он становится такой, как все, теряет индивидуальность. Это - трагедия!
Всеобщая гульба: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»
8 глава - самая страшная. Скучно! Всё без меры: горе, радость, тоска. Скучно - это серо, серо - это безлико.
11 глава: Идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

 


Всё это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но все-таки впереди «двенадцати» - Христос. Он словно выводит их с метельных улиц Петрограда в миры иные.
С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди - Иисус Христос.

 

Само название поэмы заключает в себе двоякий смысл. Собирательный герой поэмы - красногвардейский дозор, охраняющий революционный порядок в Петрограде. Однако двенадцать красноармейцев - это не просто точная бытовая деталь, но и символ. По евангельской легенде, двенадцать апостолов, учеников Христа, явились провозвестниками нового учения, новой эры.
В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной»; «мировой пожар, который разгорается и будет ещё разгораться долго и неудержимо, пока не запылает и не сгорит весь старый мир дотла».
Возвращаясь к поэме «Двенадцать», нужно ещё раз подчеркнуть, что основным замыслом автора было создать произведение о крушении старого мира и рождении нового, дать почувствовать сложную музыку революции.

73 Образ Руси в поэзии С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Сергей Александрович Есенин не раз говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". А современники С. А. Есенина отмечали, что сам поэт признавался, что "все его творчество - о России, что Россия - главная тема его стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом".
Стихотворение "Край любимый! Сердцу снятся..." (1914). Есенин уже так умеет рассказывать о природе, что можно почувствовать слияние поэта с нею. " Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных", - говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно " край любимый". А в нем - все прекрасно: резеда, вызванивающие ивы, болото, которое "курит", даже "гарь в небесном коромысле". Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу.
Интересно воспоминание о стихах Есенина артиста Качалова, который, находясь за границей, всегда возил с собой томик стихов своего друга: "Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой... горсточку русской земли. Так явственно веяло от есенинских стихов родной землей".
В стихотворениях 1914-1917 г. поэт прославляют патриархальные и религиозные начала дореволюционной России. В стихотворении "Гой ты, Русь моя родная!" (1914), обращаясь уже ко всей стране, поэт задерживает свое внимание на хатах, где "в ризах образа", на низеньких околицах, на "кротком спасе" в деревенских церквах; образы берутся из церковных книг и христианских представлений. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бросаются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, трухлявые, окруженные крапивой заборы. В этих хатах живут замученные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки поэт разворачивает панораму событий деревенской жизни. Есенину приятно слышать "звонкий, как сережки", девичий смех, видеть на лугах "веселый пляс", чувствовать бесконечность родимых просторов ("Не видать конца и края - только синь сосет глаза"), которые рождают преданную сыновнюю любовь. И поэтому на призыв: "Кинь ты Русь, живи в раю", - поэт может ответить только так:

Я скажу: "Не надо рая.
Дайте Родину мою".

 

Родственные мотивы встречаются в стихотворении того же периода "Край ты мой заброшенный:..". В строчках этого стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене и в то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность. Таковы стихотворения из цикла "Русь" (1914) и "Запели тесаные дроги" (1916), созданные под несомненным воздействием А. Блока. Тут, с одной стороны, возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой - поэтичнейший "молитвословный ковыль", звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дрогам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:

О Русь, малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

 

С одной стороны, трагичный саван озер, "хижины хилые" и запахи ладана. А с другой - восторженная идеализация "добрых молодцев" и "мирных пахарей", сопровождаемая откровением:

Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что - разгадать не могу.

 

Любопытно, что чем безрадостнее воспроизводимые Есениным картины, тем сильнее у него привязанность к родимым далям.
Шесть стихотворений и поэм поэт называет одним дорогим ему словом "Русь". Но каждое произведение дышит сыновней любовью к Родине. Так, в стихотворении "Я снова здесь в семье родной" (1915) он любуется "кудрявым сумраком" и волнуется "вечерней грустью", а свой край трогательно называет "задумчивым и нежным".
Есенин не перестает слазить "брозды милые", "березовую Русь", луговые песни. Во многих его дореволюционных стихах "дремлет Русь в тоске своей веселой" {"Голубень", 1915) и светит поэту "в сердце" ("О пашни", 1917).
Определенным рубежом з осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. Теперь он все чаще рисует "воспрянувшую Русь". В стихотворении "О верю, верю счастье есть" (1917) мы отчетливо слышим шум и ропот "буйных вод", видим, как "заря молитвенником красным пророчит благостную весть". Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит "златая Русь", волнуется "неуемный ветер". И поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь взмахнуть крылами, чтобы отправиться в неизведанный дальний полет.
Возникает ощущение грандиозности свершающегося на родной земле. Оно, это чувство, живет в "Иорданской голубице" и "Небесном барабанщике" (1918), где поэт называет Русь "отчалившей" и встречает "прорезавший тучи день". Как в известной картине Петрова-Водкина, Есенин приветствует "красного коня", чтобы он вывез шар земной "на колею иную".
Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей "хладная планета", укрепляются новые, подчас странные нравы, "в дому большие недостатки", гибнет старая деревня, "теперь богу негде помолиться ("Возвращение на родину", 1924). Есенин проявляет сложное, противоречивое отношение к переменам в Отчизне. Такие стихотворения, как "Сорокоуст", "Исповедь хулигана" (1920), "Возвращение на родину" и "Русь советская" (1924), показывают сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учиться постигать "в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь", а с другой - "душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш". Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя "пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны". Новый свет другого поколения не греет. И вот в "Руси советской" оформляются скорбные строчки монолога:

Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой.
В своей стране я словно иностранец.

 

Правда, когда Есенину суждено было на время действительно стать "иностранцем" и он оказался за рубежом, чувство Родины и своей причастности к ней обостряется.
Обращаясь к матери в цикле своих стихотворений, Есенин сливает ее образ с Отчизной и оттого переживания близости к ней обостряется необычайно. Таковы "Письмо к матери", "Письмо от матери", "Ответ" (1924). В последнем поэт связывает с отчизной образ разлива, который ему дорог и любим. Поэт надеется на свое обновление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни. По-пушкински он верит в то, что "она придет, желанная пора".
И до известной степени она действительно для Есенина при- . шла в последние полтора года его жизни. Он прославляет Русь советскую и ее героя, создавая лиро-эпические произведения: "Баллада о двадцати шести" "Песнь о в великом походе", "Анна Снегина". Автор этих произведений и стремится лучше разобраться в нови родной Отчизны, искренне хочет стать настоящим сыном "великих штатов СССР". Об этом он пишет в торжественно-патетических "Стансах" (1924). Вновь признаваясь, что "более всего Любовь к родному краю" его "томила, мучила и жгла" Есенин заявляет:

Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном!
В великих штатах СССР.

 

В стихотворении "Неуютная жидкая лунность" (1925) поэт начинает мечтать о "каменной" и "стальной" Отчизне:

Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.

 

А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.
Так раскрывается тема Родины, России в поэзии Есенина. Можно сказать, что все замечательное по искренности и душевности творчество Есенина было венком из песен, сплетенном Родине.

74 Философские мотивы лирики С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Все лирические произведения С. А. Есенина можно назвать философскими. Пониманию философских взглядов поэта может помочь его статья "Ключи Марии". Сергей Есенин считает, что мертвого не существует, все и вся имеют душу, а значит, наделены способностью чувствовать и переживать.
В центре внимания поэта личность и ее связь с миром, отношения между человеком, обществом и природой.
В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но и людские драмы нередко сравнивает с переживаниями растений и животных.
Нельзя не заметить, что вместе с природой в начале своего творчества поэт прославляет патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной Руси.
В стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная" (1914) Есенин создает особый образ деревни. В стихотворении явно звучат мотивы любви и преданности поэта родному краю, присутствуют философские размышления о прошлом, настоящем и будущем. В свой поэтический мир Есенин вводит библейские образы. Поэт задерживает свое внимание на хатах, где "в ризах образа", на' низеньких околицах, на. "кротком Спасе" в деревенских церквах. Лирического героя он сравнивает с богомольцем. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бросаются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, окруженные крапивой заборы. Среди этой обстановки поэт разворачивает панораму событий деревенской жизни. Есенину приятно слышать девичий смех, "звонкий, как сережки", видеть на лугах "веселый пляс", чувствовать бесконечность родимых просторов ("Не видать конца и края - только синь сосет глаза"). Все это рождает преданную сыновнюю любовь.
Это стихотворение относится к периоду творчества поэта, который можно назвать периодом "двойного зрения". Мировоззрение поэта приобретает в этот период мифопоэтический, христианско-языческий характер. Бог, деревенский пейзаж и родина сливаются воедино, природа воспринимается как божественный храм, а Родина становится дороже, чем рай:

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"

 

Стихотворение "Край любимый! Сердцу снятся...." тоже написано в 1914 году. В нем Есенин так рассказывает о природе, что мы чувствуем: он сливается с нею: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных", - говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно "край любимый". А в нем - все прекрасно: резеда, "риза кашки", вызванивающие ивы, болото, которое "курит", даже "гарь в небесном коромысле". Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу. В нем все принимает поэт и всему готов отдать душу. Некоторым диссонансом звучат последние строчки:

Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть...

 

Но это лишь подтверждает одну из особенностей творчества Есенина -. многогранность и диалектичность, выражающую сложность души лирического героя.
Таким образом, необходимо отметить, что природа является для Есенина не только как тема, образ, мир, но и как способ раскрытия наиболее важных в его творчестве тем: родина, жизнь и смерть, любовь и ненависть и другие философские проблемы.

75 Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В. В. Маяковского (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

С первого же появления Маяковского в" печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана. Его выступления, по воспоминаниям современников, сопровождались улюлюканьем, были "просвистаны до дыр". Высокий, странно выглядевший в неизменной желтой кофте ("Чтобы не походить на вас!") этот хулиган-горлан был ненавистен определенной категории публики. Но за этой внешностью, напускной грубостью скрывалась ранимая и чуткая душа поэта, одинокая и не всегда понятая. Маяковский одинок, и одинок его лирический герой:

Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!

 

В стихотворениях раннего периода творчества В. Маяковского присутствуют романтическая коллизия, которая выражается в конфликте между мечтой и реальностью, стремлением к гармонии и невозможностью ее обретения во враждебном герою мире. Для этого периода характерна тема поэта и толпы. Лирический герой раннего Маяковского - это сильная бунтующая личность, протестующая против начавшейся мировой войны и социальных несправедливостей, противопоставляющая себя обывателям. Он постоянно чувствует свое одиночество, и поэтому его образ несет на себе печать трагизма:

Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!
"Скрипка и немножко нервно"

 

Одинокий лирический герой ранней лирики Маяковского окружен антиподами, которые могут воплощаться абстрактно, как представители мещанского общества.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковины вещей.
"Нате"

 

Особая раздраженность и озлобленность лирического героя порой переходит в грубость и даже цинизм. Например, в стихотворении "Теплое слово кое-каким порокам" Маяковский прославляет "власть рубля", приветствует вымогателей и шулеров:

Слава тому, кто первый нашел,
как без труда и хитрости,
чистоплотно и хорошо
карманы ближнему вывернуть и вытрясти.

 

Герой надевает маску циника и пошляка от великого отчаяния, устав бороться с "громадиной зла". Наконец, просто, чтобы быть услышанным, чтобы обратили внимание. Все это - показной цинизм, стремление шокировать окружающих грубыми выпадами, пойти вразрез с общественной моралью, бросить вызов общественности, а за всем этим стоит трагическое мироощущение лирического героя Маяковского. Но тут же он отказывается от такой позы, раскрывая душу, полную сострадания и любви к людям. Почти в каждом его стихотворении мы слышим сочувствие, страстную, порой мучительную любовь и веру в человека. Именно об этом стихотворение "Послушайте!":

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

 

Вот таким предстает перед читателем герой ранней лирики Маяковского - бесконечно одинокий, он находится в глубоком конфликте с враждебной толпой, непониманием, не находя ничего светлого, человечного в окружающем его мире, только корысть, цинизм, насилие.

76 Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого).

Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.
Сатирические произведения Маяковского рождались под влиянием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.
Каково же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы сатирических произведений поэта?
После 1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие:
• мещанство - "О дряни", "Хулиган", "Даешь изящную жизнь", "Маруся отравилась", "Стабилизация быта", "Старое и новое" и др.;
• бюрократизм-"Прозаседавшиеся", "Бюрократиада", "Бумажные ужасы", "Товарищ Иванов", "Баллада о бюрократе и робкоре" и др.;
• капиталистическое окружение - "Как работает республика демократическая?", "Моя речь на Генуэзской конференции" и др.
Сатирическое начало внутренне присуще творчеству Маяковского, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произведениям, но и лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей.
Шарж, ирония, гипербола, пародия, юмор придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки. " Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается"( 1923) - так назвал он один из сборников своих стихов.
Остановимся более подробно на стихотворении "О дряни". В этом стихотворении призыв к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во времена НЭПа .
Уже в первых строках стихотворения ясно определена литературно-политическая цель поэта: он хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей, но и беспощадно бить по дряни. Кто же и что такое эта дрянь? Очень часто это - бюрократизм, чиновничья тупость; здесь - это мещанская пошлость, обывательский быт.
Главные герои стихотворения - супружеская пара во время вечернего чаепития. Домашний "уют" с учетом современных "веяний". Он радуется прибавке к жалованью и намеревается завести себе "галифища", она мечтает о платье с эмблемой в виде серпа и молота, чтобы появляться на балах в Реввоенсовете. Вот и все. И казалось бы, о чем волноваться и на что гневаться? Не обычные ли это советские люди? Ведь и "галифища", и эмблема, и бал в Реввоенсовете, и портрет Маркса на стенке, и газета "Известия" на диване - явные признаки нового, советского быта. И даже жену муж называет не иначе, как "товарищ Надя". Но поэт видит и другое. За внешностью и оперением советских граждан он распознал "мурло мещанина", узнали сорвал маску с лица приспособившихся к советской жизни обывателей. Недаром же в стихотворении есть ряд деталей, которые характеризуют обстановку в доме как мещанскую, обывательскую: хозяин сидит "от самовара разморясь", а жена его собирается "фигурять в свете", на газете "Известия" греется котенок, а под потолком верещит "оголтелая канареица". Но особо поэт подчеркивает узость интересов и настроений. Все это, по мнению Маяковского, вещи не просто не допустимые, они опасны для дела революции:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
Разинул рот
Да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
Головы канарейкам сверните -
Чтоб коммунизм
Канарейками не был побит!"

 

Поэт ненавидел все то, что называл мещанством. И не только ненавидел, но и постоянно предостерегал от той опасности, которую оно таят в себе. Мещанство для него такой же давний и ненавистный враг, каким оно было для Горького.
В 1922 году в "Известиях" было напечатано сатирическое стихотворение "Прозаседавшиеся". Стихотворение - своеобразный протест против бюрократии, чиновничества и волокитства. Маяковский использовал в этом стихотворении такие художественные приемы, как гипербола и гротеск. Для названия стихотворения Маяковский использовал неологизм. В самом стихотворении автор рисует бесконечную череду заседаний. Бюрократы заседают до двадцати раз в день, решая пустые вопросы, "разрываются" пополам,, и уже "людей половины" присутствуют одновременно на двух заседаниях сразу. Автор высказывает свое отношение к происходящему, как и вообще к бюрократизму:

Мечтой встречаю рассвет ранний:
"О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

 

Художественными "помощниками" Маяковского в создании сатирических произведений можно назвать следующие художественно-литературные приемы:
• гиперболизация;
• гротеск;
• использование фантастического и невозможного.
Большинство сатирических стихотворений заканчивается жизнеутверждающе, каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества.

77 Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого).

"Бунин с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии", - пишет Юлий Айхенвальд. И с этим трудно не согласиться. Действительно, мир прозы Бунина также удивительно гармоничен, как и поэтический мир. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни прекрасному.
В своем творчестве писатель обращается к самым различным темам. В мир художественной литературы И. А. Бунин входит как автор произведений о русской деревне. В 1910-1913 г. вышли в свет повести редкой глубины: "Деревня", "Суходол", - целая серия удивительных рассказов. К Бунину пришла слава, а вокруг этих произведений развернулся жаркий спор.
Удивительным и постоянным был интерес Бунина к тайным, сокрытым процессам в человеческой душе, незаметно для нее самой теряющей полноту чувств, полет мечты. "Чаша жизни", "Сын", "Отто Штейн", "Легкое дыхание", "Петлистые уши", "Сны Чанга" - перечень этих произведений трудно прервать, так как тема мира человеческих чувств и переживаний присутствует практически во всех произведениях Бунина.
В середине 1910-х годов у писателя возникает интерес к совсем иной тематике - общемировые процессы, которые в ту пору имели самые мрачные прогнозы. Первую мировую войну писатель определил как "беспримерную катастрофу", сравнив её с начальными страницами Библии. "Господин из Сан-Франциско" (1915) своим миром вопиющей фальши, парадоксального человеческого эгоизма и близорукости должен был содействовать отрезвлению, хотя непосредственных откликов на войну не содержал.
Уже первая фраза о выборе Господином (господин не имеет имени) маршрута для увеселительного круиза насыщена определенным смыслом. Автор представляет мораль богатых путешественников. Интересно понаблюдать за деталями. Корабль назван "Атлантидой", что, несомненно, вызывает ассоциацию с неизбежной гибелью. Разные "слои" плывущих располагаются на разных "уровнях жизни": блестящие салоны с одной стороны, и "адские" топки кочегарки с другой. Все это можно сравнить с моделью неправого разобщенного мира. Жалкой щепкой выглядит корабль над могучими, грозными глубинами океана. А движение "Атлантиды" по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина - символ бессмысленного перемещения в пространстве. Чувство надвигающейся катастрофы ясно читается в обычном описании.
В рассказе Бунина мы видим как проявления зла бытового, социального, так и зла абсолютного, метафизического.
Социальное зло предстает в рассказе в виде несправедливого буржуазного миропорядка, изображения неравенства людей. Это также и непоколебимая уверенность одних людей в том, что они вправе повелевать другими. Это и притворство многих людей, которые не просто живут, а лицедействуют, играют какую-нибудь роль, порой уже смертельно им надоевшую. И, наконец, социальное зло проявляется в том, что люди живут, подчинившись не естественному человеческому началу, а "логике вещей" - важнее всегда оказывается социальный статус человека, его место на социальной лестнице, а не его подлинная сущность.
Но не только социальное неблагополучие оказывается в поле зрения автора. Все проблемы, обозначенные Буниным, можно назвать вечными, неустранимыми, они существуют в любом обществе, и социальное зло - лишь следствие зла вечного, космического, мирового. Космическое зло проявляется в вечности, неуничтожимое™ любого зла. Не случайно в рассказе в качестве параллели судьбе господина упоминание о римском императоре Нероне Тиберии: " На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей".
Это зло не исчезло - оно возрождалось тысячи раз и возродилось в том же господине из Сан-Франциско. Космическое зло - это непонятность и враждебность человеку мировых стихий. Олицетворением мирового зла в рассказе является Дьявол, "громадный, как утес", следивший со скал за кораблем, - это символ темных, не подвластных разуму начал человеческой жизни. О борьбе за человеческие души Ф. М. Достоевский сказал так: " Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей".
Рассказ о жизненном крахе самоуверенного "господина жизни" перерастает в лирически насыщенное размышление о связи человека и мира, о величии природного космоса и его неподвластности людским волям, о вечности и о непроницаемой тайне бытия.

Наши рекомендации