Рассказ о том, как воришку спросили: «Что ты делаешь посреди ночи у подножия этой стены?» — а он ответил: «Бью в барабан»

Послушай этот пример, как ночью один вор упрямый у подножия стены рыл лаз.

2800Полусонный человек, который был болен,

медленное его постукивание слышал.

Пошел он на крышу и свесил вниз голову,

сказал ему: «Чем ты занят, о отец?

Полно тебе, полночь [уже], что ты делаешь?

Кто ты?» Ответил: «Я барабанщик, о высокочтимый!» —

«Чем ты занят?» Ответил: «Бью в барабан!»

Сказал [тот человек]: «Где же звук барабана, о путник?»

Сказал [вор]: «Завтра услышишь этот звук,

вопли „О горе!” и „О, увы!”» 23.

2805Это (рассказ о зайце) — ложь, кривда и вымысел,

тайну этой кривды и сам ты не понял.

Ответ на тот пример, который рассказали отрицатели о послании зайца с вестью к слону от небесной луны

Тайну того зайца узнай, [что это] Див надоедливый к твоей плотской душе пришел как посланник,

Чтобы глупую плотскую душу лишить живой воды, которой испил Хизр.

Опрокинул вверх ногами ты значение его (рассказа),

ты сказал неверие, приготовься же к [уколу] жала.

О волнении луны ты сказал в прозрачной [воде],

как испугал слонов шакал.

2810Рассказ о зайце и слоне приводишь ты и о воде,

о страхе слонов перед луной, [пребывающей] в волнении.

Как же это может быть похоже, о незрелые слепцы,

на Луну, перед которой слабы и знать, и простолюдины?

Что луна, что солнце, что небеса?

Что разумы, что плотские души, что ангелы?

Солнце солнца!

Что это я говорю? Может, я сплю?

Сто тысяч городов гнев царей

опрокинул, о плохие и заблудшие [люди],

2815Гора на себе раскалывает сотню расщелин,

солнце, как приводимая в движение ослом мельница, вращается.

Гнев мужей осушает дождевое облако,

Рассказ о том, как воришку спросили: «Что ты делаешь посреди ночи у подножия этой стены?» — а он ответил: «Бью в барабан» - student2.ru гнев сердец [целые] миры разрушил.

23 Намек на айат: «О, горе для рабов! Не приходит к ним ни один посланник, над которым бы они не изде-

вались» [Коран, 36: 29 (30)].

Посмотрите, о умершие без бальзамирования,

на место казни города Лута 24!

Что такое слон, если три летящие птицы побили тому слону кости?

Самая слабая из птиц — абабил 25, и она

слона разорвала [так, что он] не подлежит починке.

2820Кто тот, кто не слышал о том потопе Нуха или о сражении войска Фир‘ауна с Духом 26?

Дух их разбил и побросал в воду,

на частицы вода их разрывала.

Кто тот, кто не слышал об обстоятельствах [племени] самуд 27

и о том, как ураган уносил ‘адитов 28?

Открой же глаза на таких вот Слонов,

которые убивали слонов в битве.

Такие слоны и цари-деспоты

под гневом сердца всегда прогоняются камнями.

2825Навечно из одной тьмы в другую

они идут, и нет [им] ни содействия, ни милости.

О добром и дурном имени вы разве не слышали?

Все видели, а вы не видели?

Увиденное вы выдаете за невиданное, однако глаза ваши раскроет смерть хорошенько.

Представь: мир полон солнца и света;

когда же ты отправишься во тьму, подобную могиле,

Ты лишишься доли того великого света,

закроешь световое окошко перед Луной щедрой.

2830Ты [сам] в яму отправился из дворца;

в чем же грех просторных миров?

Та душа, которая сохранила качества волчьей сути,

как она увидит лик Йусуфа, скажи?

Пение Даудово достигало камней и гор,

уши же тех каменносердых его не слышали.

Слава разуму и справедливости

во все времена, а Аллах лучше знает о правильном пути!

Признайте правдивыми пророков щедрых, о [народ] Сабы!

Рассказ о том, как воришку спросили: «Что ты делаешь посреди ночи у подножия этой стены?» — а он ответил: «Бью в барабан» - student2.ru Признайте правдивым дух, плененный Тем, кто [его] пленил!

24 Лут (библ. Лот) — пророк, упоминаемый в Коране. Фрагменты рассказа о наказании, постигшем жите- лей его города, о котором Лут был предупрежден заранее, и о его бегстве, когда его жена обернулась назад и превратилась в соляной столп, приводятся в следующих стихах Корана: 21: 71 (71), 7: 78 (80)—

82 (84), 11: 77 (74)—84 (83), 66: 10 (10).

25 См. примеч. к б. 348 второго дафтара; Коран, сура 105.

26 Имеется в виду ангел Джабра’ил, который в Коране назван «дух верный» (рух ал-амин) [Коран, 26:

193 (193)]. По преданию он явился в виде всадника, погнавшего свою кобылу к морю, и конь Фир‘ауна последовал за нею.

27 Саму д — племя, к которому был послан пророк Салих. См. рассказ о Салихе и его верблюдице в пер-

вом дафтаре, примеч. к б. 2945 второго дафтара.

28 К племени ‘ад был послан пророк Худ. См. примеч. к б. 2662 второго дафтара.

2835Признайте их правдивыми, они — восходящие солнца,

обезопасят вас от позора[, описанного в суре] „Поражающее” 29.

Признайте их правдивыми, они — луны блистающие,

прежде чем встретят они вас в „неусыпающем” 30.

Признайте их правдивыми, они — светильники сумрака,

почитайте их, они — ключи к надежде!

Признайте правдивыми тех, кто не надеется на добро от вас,

не сбивайте с пути, не отвращайте других!

По-персидски скажем, оставь же арабский язык!

Будь индийцем того Тюрка 31, о [человек из] воды и глины!

2840Свидетельства царей выслушайте же!

Уверовали небеса, уверуйте же [и вы]!

Смысл предусмотрительности и пример о предусмотрительном человеке

Или посмотрите на обстоятельства первых (т. е. прежних) [людей],

или же к концу с предусмотрительностью летите.

Что такое предусмотрительность? В [выборе из] двух способов [действия] —

осторожность;

из двух выбирай тот, который далек от умопомрачения.

Один говорит: «На том пути семидневном

нет воды, а есть [лишь] обжигающий ноги песок».

Другой говорит: «Это ложь, погоняй [верховых животных],

ибо каждую ночь ты увидишь источник проточный».

2845Предусмотрительность будет в том, что ты наберешь воды,

чтобы избавиться от страха и правильно поступить.

Если будет по пути вода, ты эту [воду] вылей,

а если не будет — горе упрямцу.

О дети Наместника (Адама), проявите справедливость,

проявите предусмотрительность ради Дня исполнения обязательства 32!

Тот враг 33, который мстил вашему [пра]отцу,

к темнице его влек из горних высей 34,

Тому шахматному королю сердца поставил мат,

Рассказ о том, как воришку спросили: «Что ты делаешь посреди ночи у подножия этой стены?» — а он ответил: «Бью в барабан» - student2.ru из рая низверг его во власть напастей, —

29 Сура 101, в которой описывается взвешивание добрых и злых дел человека на Страшном суде.

30 ас-Сахира (ةﺮهﺎﺴﻟا) — слово, встречающееся в Коране один раз [Коран, 79: 14 (14)] и по-разному толкуе-

мое комментаторами и переводчиками. Крачковский переводит стих, в котором оно упоминается, как

«…и вот они — навечно бодрствующие». В переводе Саблукова [Саблуков. С. 1123] это слово тракту- ется как «неусыпающее», подразумевается при этом «гееннское пламя, неутихающее в жжении их». Комментатор Муса Насри толкует это слово как «жгучая пустыня Воскресения» [Насри. Т. 3. С. 181]; Сабзавари поясняет, что это — земля, где произойдет воскресение мертвых, которые будут разбужены царящей там ужасной жарой [Сабзавари. Т. 2. С. 123].

31 Образы «тюрка» и «индийца» часто используются персидскими авторами в метафорах, противопостав-

ляясь по цвету кожи. Тюрок также является обозначением красавца, а индиец, чаще всего, раб.

32 Т. е. дня Страшного суда.

33 Имеется в виду Иблис.

34 Отсылка к рассказу о грехопадении Адама и его жены и изгнании их из рая [Коран, 7: 18 (19)—24 (25)].

2850В скольких местах он его хватал за пояс в схватке,

дабы в борьбе повергнуть его [наземь], опозоренного 35?

Такое он проделал с тем богатырем;

не смотрите же на него как на слабого, о другие люди!

У [пра]матери и [пра]отца наших тот завистник венец и украшение проворно похитил,

Сделал он их там нагими, несчастными и униженными.

Многие годы плакал Адам жалостно,

Так что от слез его глаз произросли травы,

мол, отчего он в списке отрицания записан?

2855Ты проведи аналогию с его (Иблиса) плутовством,

ведь [Адам] такой предводитель, а он выщипывает ему бороду!

Остерегайтесь, о поклоняющиеся глине, его зла;

клинком [слов] «Нет мощи [и могущества, кроме как у Аллаха]» ударьте по его голове,

Ибо он видит вас из засады 36,

а вы его не видите, берегитесь.

Постоянно охотник рассыпает семена,

семена видны, а обман скрыт.

Где бы ты ни увидел зерна, остерегайся,

чтобы не связала тебе сеть крылья,

2860Потому что птица, которая отказалась от зерен,

вкусила зерна из степи, где нет коварства.

Она и удовлетворилась ими, и от сети спаслась,

никакая сеть крылья ей не связала.

Наши рекомендации