Понятие и предмет философии права.

Развитие философско-правовой мысли в России в 18-19 веках (С.Е. Десницкий, А.П. Куницын).

Десницкий – «первый русский профессор права». Его лекции были посвящены отечественному праву. Речи Десницкого - литературный памятник. Он последователем идей естественного права. Десницкий: нравоучительная философия основана на 4 добродетелях: истина, премудрость, великодушие, воздержание.

Он считал, что правоведение должно установить причины и факторы, которые обуславливают развитие правовых систем различных государств.

Десницкий выделил 4 части натуральной юриспруденции:

- вопросы о происшествии правлений в разные веки у разных народов,

- вопросы о правах, происходящих в обществе от различного состояния и знания людей,

- вопросы о правах, происходящих от различных дел между обывателями,

- вопросы о полиции и благоустройстве гражданском (вопросы управления государства обществом).

В основе взглядов Десницкого лежат идеи Гуго Гроция.

В 1818 году вышла книга Куницына "Право естественное". Он был последователем Канта, рассматривал право как часть нравственной философии. Нравственная философия есть наука, излагающая законы, предписываемые воле.

Нравственная философия делится на 2 части:

1) законы внутренней свободы (собственное нравоучение),

2) законы права (правоучение).

Различия: нравоучение имеет предметом внутреннюю свободу, а право - внешнюю свободу. Он отдавал предпочтение естественному праву по сравнению с положительными законами, которые основаны на произволе законодателя.

В естественном праве он различал:

-право чистое, -право прикладное.

Чистое право разрешается рассмотрением следующих двух вопросов:

1) какие права человека принадлежат ему по его природе,

2) какие права сверх того могут люди приобрести и соединить с правами, непосредственно из природы проистекающими.

Прикладное право занимается приложением чистого права к отношениям людей, но таким образом, чтобы не нарушалась свобода человека.

Куницын считал, что познание естественного права необходимо для исследователей положительных законов для определения их справедливости. Главным руководством для законов должны служить основные начала естественного права. Он определял формальное начало права. Человек имеет право на те действия, которые не нарушают свободу других людей.

Философско-правовые идеи Л.И. Петражицкого, Н.А. Бердяева.

Петражицкий.

Основные работы: "Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии", "Теория права и государства в связи с теорией нравственности".

Происхождение права, его действие в общественной жизни и влияние на психику индивида и общества в целом Петражицкий объяснял с помощью эмоций, правовых переживаний, возникающих как реакция организма на воздействие окружающей среды и формирующих его поведение.

Утверждение Петражицкого, что право является эмоцией и существует исключительно в психике индивида, не вписывалось ни в рамки представления об объективном существовании права, ни в традиционное его понимание только как позитивного. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Поэтому для понимания сущности права нужно обратиться к психологии.

Так как право целиком содержится в психике, то в повседневной жизни обычно не требуется знания официальных законов, и вообще существование права не предполагает какого-либо организованного союза, например, государства.

То право, которым пользуются люди в повседневной жизни, Петражицкий называет естественным, или интуитивным. Необходимость общих правил поведения приводит к возникновению позитивного права, которое характеризуется ссылкой на внешний авторитет. Интуитивное право гораздо шире позитивного.

Бердяев.

Принцип гуманизма. “Царство Духа и царство Кесаря”

Персональное кредо: личность - самоценность и самоцель. Нет ничего выше личности, кроме Бога. Личность – это идея и никакой закон к ней не применим. Личность – это идеал, и никакой закон к ней не применим, личность – субъект, она не может быть объектом.

Личность - субъект, который существует в открытой системе и стремится к объективации.процесс объективации может различаться.

Объективация личности может идти по всем направлениям. Социальное - объективация через признание и подчинение личности нормам. Экзистенциальный - объективизация личности через духовное единение личности с богом в творчестве.

Рабство и нивелирование личности ведет в царство Кесаря - социальный путь. Экзистенциальный путь – путь обретения свободы личностью через самоопределение. Этот путь ведет в царство Духа, свободы. Задача человека – преодолеть царство Кесаря и обретение свободы в царстве духа.

Бердяев отрицал, что какое-либо государство может быть правовым. Государство создано в грешном мире актом насилия и оно лишь терпимо Богом.

Признает, что в иерархии ценностей ценность личности выше ценности государства. Любое государство, если оно не имеет тоталитарных устремлений, должно признать свободу человеческой личности. Свобода принадлежит личности изначально как существу свободному.

Значение права определяется его предназначением гарантировать и охранять свободу. Право – неотчужденное, естественное, нравственное, права личности – это идеальное право.

Бердяев отрицает возможность существования правового закона. Позитивное право – всегда антиправовой закон. Право как орган и орудие государства есть часто ложь и обман, которое полезно для некоторых людей, но далекое и противное закону божьему.

Взаимосвязь права и закона.

Очень сложно отделить право от закона. В первую очередь мы будем искать закон, а уже в законе мы найдем норму права. Однако мы не все законы оцениваем как правовые.

Вопрос о соотношения права и закона в философии права существует разные точки зрения

1) право и закон отождествляется

2 ) право и закон разграничиваются, но закон рассматривается как форма выражения права

3) право и закон разграничиваются, но разграничивая право и закон ученые говорят о связи.

Закон как НПА принятый в особом порядке – основная масса философов придерживается 3й точки зрения. Соотношения характеризуется тем что с одной стороны это явления самостоятельные, но при этом права и закон они находятся в единстве, так как друг без друга они существовать не могут, право выражается в законе, и закон без права ничего из себя не представляет. Но возникает противоречие. Не все законы правовые.

Алексеевсчитает единство права и закона заключается в том что при помощи законов как официальных документов происходит формирование объективного (позитивного) права. То есть право, как феномен регулировать отношения, и устанавливать определенный порядок. Как добиться, чтобы все узнали о границах поведения? их нужно закрепить в НПА. Таким образом, получается, что закон это не просто форма выражения права, это такое явление которые выполняет по отношению к позитивному праву конституирующую функцию – то есть функцию по созданию и утверждению.

Таким образом получается: закон устанавливает конституирующую функцию, в силу того, что он письменный документ, важное значение имеет сама письменность, именно благодаря письменной форме становится возможным не только объективировать правило. Когда мысли и идеи фиксируются на бумаге, то эти положения приобретают самостоятельность, становятся автономными, и независимыми от автора. Эти правила становятся обязательными и для самих законодателей.

Письменная форма способствует обеспечению действия права. Благодаря письменной форме эти правовые положения, требования вплетаются в общественные отношения. Они уже внедрены, и субъекты начинают действовать именно по этим правилам

Получается, что закон обеспечивает действие права.

Алексеев – именно благодаря единству права и закона, право приобретает свои особые специфические свойства и качества. Если говорить о качествах – всеобщности, равновесность – равная мера, то есть в праве официально для всех установлен некий эквивалент , равный для всех, определенность – одной из проблем всех отраслей есть неопределенность, а как определить, как растолковать?. В гражданском праве что есть разумный срок? Определенность не в плане пошаговость, а в плане разграничения, где я, где ты. И как раз разграничить пространство можно лишь с помощью закона.

Поэтому мы не можем отделять право от закона, иначе мы не получим не того ни другого.

Аксиомы – 1 каждый человек способен сделать рациональный выбор , поэтому не нужно регламентировать каждый шаг, достаточно дать пространство и варианты поведения. 2 – аксиома свободной воли - человек несет ответственность за свой выбор. В случае нарушения субъект должен больше потерять, чем приобрести. Обязательно нужно учитывать, время действие закона – настоящее и будущее – законодатель должен ориентироваться на то, что сейчас и то, что будет. Мы должны обеспечить развитие и направлять. При разработке законодательства необходимо соблюдать и меру закона . о необходимости говорили еще и древние римские юристы. Закона должно быть достаточно. Нужно исходить из каждой конкретной ситуации. Современные ученые предлагают определенный механизм, -

1) исследования тех общественных отношений, которые сложились и существуют на данном этапе, выявление естественно правовых требований.

2)обязательно и очень тщательно учитывать интересы национальные, религиозные и т.д. – они и подлежат согласованию, особенно в РФ так как страна многонациональная, и нужно учитывать интересы всех.

3) необходимо проводить анализ и сопоставление разрабатываемого акта с действующим законодательством, нужно соотнести с нравственными представлениями.

4) проведение социальных экспериментов, но нужно быть аккуратным , так как любой эксперимент проводится на людях.

5) совершенствование юридической техники.

Нерсесянц: разделяет право и закон с точки зрения из соотношения, взаимообусловленности (ее разделяют многие авторы, в том числе Черненко). И Кант положил начало этой позиции.

Идеи Канта о соотношении права и закона: рассматривать связь как формы, а содержание нельзя.

1. Различал понятия права и закона. Закон документ конституций и содержащий права. Право – особый социологический феномен, устанавливаемый дозволяемое и недозволяемое в обществе.

2. Выделял правовой закон, выделял неправовой закон, который не содержит права.

3. Закон и право – нераздельные явления, говорил об их единстве. Вне закона право не может быть реализовано.

Кант: сложное соотношение права и закона.

1. Закон – есть форма выражения права, т.к. должно быть оформлено.

Право будет реальностью только тогда, когда будет обличено в правовую форму.

2. Законы наряду с функцией источника права, имеют правоустановительное, правотворческое значение.

Понятие правового закона.

Предлагались различные т.з:

1. В законе должна выражаться всеобщая воля; правовые законы, которые бы адекватно её закрепляли.

2. Попытались решить эти вопросы обращаясь к моральным категориям: справедливость, гуманность, правовой идеал. Правовой закон – закон, содержащий правовой идеал, сообразуется с идеалами добра, правилами справедливости, гуманизма. Но эта позиция основана на оценочных категориях.

3. Философы права. Черненко, Нерсесянц, Алексеев стали обращаться к моральным категориям - добро, справедливость. Было введено определение правового идеала - государство, основанное на нормах справедливости, добра, гуманизма.

Но основываться на моральных принципах, рассматривая правовое явление, недостаточно. Содержание правового закона должно быть обусловлено естественным правом или правовой природой вещей, то есть правовой закон - закон, адекватный самой жизни. Законодатель должен учитывать реальную действительность и на первое место ставить интересы личности, следовательно, действительный закон - закон, опосредованный естественным законом свободы.

Черненко: правовой закон адекватный самой жизни, ее социальной природой и иными факторами и процессами. Закон выступает в форме правового закона, который обеспечивает свободное развитие человека. В законе должно закрепляться ЕП, которое выражает свободу человека.

При разработке принятия закона законодатель должен учитывать реальность, интересы и потребности личности.

В теории есть определение правового закона - закон, который отвечает основополагающим требованиям права - равенства, справедливость, права человека. Таким образом, правовой закон - закон, отражающий сущность права, то есть который закрепляет равную меру свободы субъектов (на практике этого сложно добиться).

Проблема реализации идеального права в том, что принятие закона предполагает постоянство, предсказуемость людей, но это означало бы что возникнув они должны были оставаться неизменными. Это противоречит социальной изменчивости общества.

- с одной стороны законодательство должно быть устойчивым

- с другой стороны оно должно учитывать изменения, происходящие в обществе.

В этом корень проблемы. Правовой закон направлен на регулирование не только существующих общественных отношений, но и на те, которые возникнут в будущем.

Законодатель должен видеть перспективу развития отношений.

С другой стороны закон может задавать направление развития – важно правильно определить перспективу. Она должна соответствовать внутренним закономерностям общества, менталитету.

В.в.

Развитие философии по пути рационализма.

Рене Декарт. Отождествлял высшее благо с процессом познания истины.

Спиноза. Связывал понятие общественного блага со свободой, свобода, которая немыслима без разума.

И.Кант. Рассматривал благо как единство разума, дома и свободы. Теорией Канта заканчивается теорией поиска блага, вместо понятия блага стало использоваться понятие ценность.

Неокантианцы: Ценность – принципы, нормы, которые были бы ценностями априорно. Ценности: красота, истина, святость, нравственность, счастье, Бог, право.

Вывод:

Благо – скептический феномен, имеющий множество аспектов, с силу этого разные авторы акцентируют внимание на какой-либо стороне. Отсюда множество теорий, так как автор отражает одну грань.

Попытки найти единственное благо оказались безуспешными, но процесс поиска оказался плодотворным. Т.к. в результате формируется представление о благе как абстракции, которая не отражает конкретные уровни, формы его проявления.

Но нельзя отрицать то, что благо связано с правом, свободой, равенством, справедливостью. Исходя из этого рассмотрение общего блага в юридическом аспекте предполагает анализ философско – правовой сущности.

Сущностные свойства блага

1) Благо это ценность – способность явления или процесса быть значимым для людей

2) Благо как ценность представляет собой единство объективного и субъективного. Общее благо объективно в том смысле. Что объективны принципы, нормы, требования общечеловеческой жизнедеятельности. Человек рождаясь застает уже готовые принципы нормы требования Субъективный характер общего блага – вне человека общее благо исключено смысла .

3) Благо не просто ценность, а общечеловеческая ценность, требования общего блага распространяются и признаются всеми людьми и в таком общечеловеческом смысле общее благо выступает эталоном, с которым соизмеряются другие ценности, а также поступки людей.

4) Общее благо есть высшая ценность и в силу этого, оно обладает всеми характеристиками, которые присущи высшим ценностям и прежде всего неутилитарностью. Все иное приобретает значимость лишь в контексте общего блага - неутилитарность иное приобретает значимость лишь в контексте общего блага – неутилитарость. И на это основание можно полагать, что в правовой сфере общее благо является предельной ценностью , а все остальные ценности не более чем субценности, служащие для его достижения. Общее благо в правовом аспекте имеет специфические правовые характеристики. И прежде всего речь идет о свободе. Свобода – возможность выбирать и действовать. Можно рассматривать и как независимость от внешних условий и обстоятельств. Каждый имеет право приобретать личное благо

5) Философско-правовой аспект общего блага включает такую субценность как равенство. Равенство предполагает эквивалентность , соразмерность свободы. Равенство является формальным . ибо формально признаются за каждым равные возможности, что не говорит о фактическом равенстве. Формальное равенство предполагает и неравенство людей, все люди разные, и возможности разные

6) Третья субценность это справедливость. Любой человек, тем не менее, представляет собой общее благо. Идеальное общество то, где можно раскрыться, - справедливое общество, где обеспечивается порядок

СВОБОДА, РАВЕНСТВО, Справедливость – 3 субценности блага.

В философии выделяют еще и функции. Функция ценностно правовой ориентации и функция ценностно правовой

Функция ценностно правовой ориентации заключается в том , что общее благо задает человеку идеалы, ориентирует его в том , что справедливо, а что не справедливо, позволяет человеку сориентироваться в правовой сфере. Позволяет определить как общественные предпочтения, так и сформировать личностные представления об основных принципах поведения. Что хорошо и значило для всех и значило для каждого в отдельности

Функция ценностно правовой организации деятельности – обуславливает воздействие общего блага на формирование потребностей, мотивов, которые в соединение с волей рождают реальное, фактическое поведение человека.

Представление об общем благе – обеспечивать согласование интересов людей, способствует гармонизации интересов, притязаний людей, позволяют скоординировать поведение разных людей, различных социальных групп

Насколько возможно диагностировать общее благо? В философско-правовом понимании общее благо диагностируется только при наличии определенных условий . “:

1) Признание правомерности индивидуального блага каждого человека. Человека, который находится в правовых рамках - признание естественных потиребностей в качестве прав и свобод человека, их неотчуждаемости и неотъемлемости.

2) Легитимность власти и закона – государство должно принимать только такие законы, которые гарантируют и защищают права человека. Эти законы будут иметь общеобязательный характер. И отражают принцип формального равенства . Эти законы будут закреплять равную меру ответственности.

3) Согласование интересов различных групп и отдельных людей. – формирование общей воли

Общее благо выражает объективно необходимые общие условия для совместного бытия и сосуществования всех членов общества в качестве свободных и равных субъектов

Общее благо в философском аспекте совпадает с сущностями права. Вывод – право это и есть элемент общего блага, ибо только право обеспечивает равенство свободу и справедливость, А общее благо это результат функционирования права. И само право есть общее благо

Если говорить о различия общего блага и права

1) Общее благо как ценность цель – то что мы хотим добиться, а право ценность средство – то с помощью чего мы можем получить общее благо. Для получении других более значимых ценностей.

Право – ценность , благо, способствующие получить более лучшее общее благо

Признаки

1) Гражданское общество это автономное непосредственно от государства не зависящее сфера общественных отношений. – государства и общество связано, но гражданское общество это общество которое способно самостоятельно действовать, независимо от государства. Это общество , которое может решать часть своих проблем независимо от государства. Государство закрепляет те пределы деятельности . Государство лишь форма гражданского общества. Помимо государства общество само формирует достаточно большую систему социальных экономических политических институтов – политические партии

2) Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов . Возможность выбирать социальную принадлежность. Каждый сам определяет для себя политические ценности, политическую свободу. Возможность требовать от государства защиту своих свобод. Органы обязаны отреагировать

3) Гражданское общество это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступает признание гарантирование прав и свобод человека и гражданина.

4) Гражданское общество предполагает наличие определенных нравственных начал – добропорядочность, уважение, терпимость, толерантность.

Правовое государство – организация полит власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Пр г-во - орг-пр форма организации и деятельности публ власти, раскрывающая характер ее взаимоотношений со всеми субъектами права.

Соотношение ГО и ПГ:

1. ГО и ПГ логически предполагают друг друга. Но в тоже время ГО первично, так как является решающей социально-экономической предпосылкой ПГа.

2. ГО – это общество, способное противостоять г-ву, контролировать его деятельность и в случае необходимости указать г-ву его место. Но это не означает, что ГО только борется с г-ом.

3. В рамках принципа социальности ГО позволяет г-ву активно вмешиваться в социально-экономические процессы, но не позволяет подменять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Такое возможно лишь при наличии определенных экономических условий: - экономическая свобода; - многообразие форм собственности; - рыночные отношения.

В основе ГО лежит частная собственность, которая является фундаментом, который позволяет членам ГО сохранить экономическую независимость. Формирование ГО – это задача формирования члена этого общества и в основном за счет изменений в экономических и политических структурах общества.

Понятие и предмет философии права.

Возникла давно, еще в античности, но как самостоятельное направление оформляется в начале 19 века. Изначально рассматривалась как часть общей философии. С последней 3-ти 19 века по 20 век переходит от философии к юристам. Развивалась в работах Гегеля, Канта (немецких ученх). В России в дореволюционный период развивалась фил права активно: Чечерин, Соловьев, Михайловский. В советский период – сложно. Фил права исчезла из программ высших учебных заведений. Растворилась в теории права. В постсоветский период вернулись к изучению фил права. Сегодня не однозначного подхода к определению того, что представляет из себя фил права и нет подхода к определению однозначному фил права.

Предмет фил права. Подходы:

Алексеев: Фил права – научная дисциплина которая призвала дать мировоззренческое определения права, его смысла и предназначения.призвана обосновать права как явления под углом зрения человеческого бытия.

Ершов – как науку о познавательных, ценностных и социальных основах права.

ТИХОНРАВОВ – наука, изучающая смысл права.

Малахов - Философия права дБ рассмотрена как интеллектуальный процесс суть которого состоит в философствовании правового субъекта. Это значит, что фил права заключается в отражении права в сознании субъекта. Предмет т.о. правовое сознание.

Нерсесянс – фил права занимается познание права, как необходимой формой свободы, равенства и справедливости в общественной жизни. Предмет: право и его различение в соотношении с законом.

Керимов – фил права часть общей теории права. Фил права разрабатывает основопол проблемы диалектики, гносеологии и логики правового бытия, которые обслуживают как саму теорию праву так и комплекс правовых наук. Предмет: логика, диалектика и гносеология, как теория познания. Эту точку зрения разделял и Черненко.

Жуков В.Н. – фил права. 1. Счит что фил права состоят не столько из философии и юриспруденции, сколько из философии и права, где фил права выступает как способ познания права, а следовательно предмет – само право, вокруг которого вращается философия. 2. Фил и право это не равноправные компоненты. Именно философия а не право придает философии права основополагающие свойства. =>чтобы понять свойство фил права нужно понять свойство философии. Черты философии: философия не имеет общезначимых результатов (бесконечное решение одних и тех же вопросов); в общей философии нет единства (любая философия это набор имен, направлений, школ, подходов); Истины философии принципиально плюараллистичны относительны и носят договорных характер; Общая философия стремится вырабатывать предельно обобщенное, универсальное знание и её конечная цель – выявить предельное основание мира, бытия. Т.е. попытаться дойти до самого конца (на чем всё держится, что является первоосновой).

Цель науки – добыть новые знания, цель философии – обрести смысл.

Философия права, как метод – способ познания, направленный на выявление предельных оснований политико–правового бытия, его смысла и выступающий в форме рационализации ценностных установок.

Фил права,как теория - Сумма представлений о предельных основаниях, политико-правового бытия, его смысле, выступающих в форме рационализации ценностных установок.

Предмет философии права.

1. В качестве предмета рассматривается методология права

2. В качестве предмета рассматривается правовое сознание (малахов)

Предмет фил права.составляющие:

1. Предельные основания права и государства

2. Смысл права и государства.

3. Ценностные свойства права и государства.

4. Методология познания права и государства.

Структура философии права:

1. Антология права: исследуются проблемы природы права, основания права, связи с иными явлениями.

2. Антропология права: проблемы взаимосвязи человека и права. Влияние человека на формирование и функционирование права.

3. Гноссеология права. Т.е. познание права. Уровни, методы познания

4. Аксеология права. Где обосновывается ценность права, анализируются основные правовые принципы.

Обоснование необходимости изучения философии права:

Историческое: изучаемые фил права проблемы всегда волновали человечество и волнуют до сих пор.

Прикладное обоснование права (Чечерин) область права не исчерпывается положительным законом, и законы нуждаются в оценке. Поэтому необходимо выработать универсальное мерило, благодаря которому мы могли бы оценивать и положительное право (действующие законы).

В подготовке юристов играет большую роль – позволяет окончательно сформировать правовое мировоззрение.

Михайловский: фил права спасает от двух крайностей от преклонения перед правом и отрицания права

Наши рекомендации