Ноосфера в конце ХХ века: прогнозы и реалии

В трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других — в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Р. К. Баландин пишет: "Надо заметить, что когда в качестве минералога Владимир Иванович писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий "ноосфера" и даже "биосфера". О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершённой работе "Научная мысль как планетное явление", но преимущественно с точки зрения истории науки".

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания?
Труды В. И. Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия, разбросанные по страницам книги "Научная мысль как планетное явление" и отчасти в других публикациях В. И. Вернадского:

· заселение человеком всей планеты;

· резкое преобразование средств связи и обмена между странами;

· усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли;

· равенство людей всех рас и религий;

· увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;

· свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

 
 

Заключение.

Среди великих естествоиспытателей сравнительно немногие предпринимали попытки философски проанализировать и изложить свое мировоззрение, свое понимание процессов развития природы и человеческого общества. В.И. Вернадский принадлежал к числу таких счастливых исключений. «Философская тенденция в научном творчестве В.И. Вернадского была настолько сильна, что, пытаясь бороться с ней, стремясь не дать возможности стать доминирующей, ученому приходилось сознательно идти по пути жесткого ограничения философского полета своей мысли. Его философская мысль часто опереживала развитие его научной мысли в области естествознания. Благодаря этому она освещала последней дорогу вперед. Он понимал, что здесь таится большая опасность, прежде всего для самих философских обобщений, их глубины и обоснованности. И он боролся против этого, как он сам говорил, «великого соблазна» заняться философскими проблемами ранее, чем будут получены необходимые для этого точные и неоспоримые эмпирические данные»[4, стр.7].

В этих внутренних противоречиях типичных для всякого крупного натуралиста – мыслителя, лежит причина известной отрывочности многих философских экскурсов В.И. Вернадского, мозаичность его отдельных философских мыслей, как бы вкрапленных в основной научный текст, но отнюдь не чужеродных ему.

Кроме того, не следует забывать о том, что взгляды В.И. Вернадского, как действительно великого ученого, который был в постоянном творческом горении, развивались, эволюционировали. Поэтому, если сравнивать ранние и поздние работы ученого, нередко можно заметить не только разные оттенки, но иногда и различие в трактовке тех или иных философских, социальных и других вопросов.

Взаимосвязь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского носила постоянный и твердый характер. Она никогда не была только внешним украшением его научных исследований, а составляла их стержень и всегда носила внутренний характер. Его философские выводы вытекали из его конкретных естественно научных изысканий, давая в свою очередь толчок к постановке новых научных проблем и намечая пути их возможного решения.

Наконец, связь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского всегда была связью глубоко творческой, приводившей к новым философским выводам и обобщениям.

Интерес В.И. Вернадского к философии, философским вопросам и произведениям носил чрезвычайно постоянный характер. Он сопровождал ученого всю его сознательную жизнь – с юношеских лет и до последних дней.

Наши рекомендации