Проблема развития в философии. Основные концепции развития


Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем.
2 разновидности процессов развития:
- качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;
- процессы перехода от одного уровня к другому.
Бывает восходящее и нисходящее развитие. В результате развития возникает качественно новое. Существенную характеристику развития составляет время, определяет его направленность.
Древние - нет развития, время протекает циклически, космос вечен и не развивается.
Христианство - развитие в области духа, и только.
Возрождение - линейное время, формируется понятие естественной истории и развития природы.
Космогонические теории и идеи эволюции в биологии и геологии. Идеи развития мирового духа у Гегеля. Диалектика есть наука о развитии как о фундаментальном свойстве материи.
Два типа развития -эволюция и революция. Процесс неоднороден, возможны нелинейность, скачкообразность, регресс, законы диалектики отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, количество в качество..

Познание как предмет философского исследования

Научный уровень познания начинается с фактов, эмпирических (опытных) данных, а затем выявляя их связь, постепенно создает систему знаний о сущности объекта, его структуре и функциях. Таким образом, научный уровень познания – это целенаправленная деятельность людей, сориентированнаяна выявление закономерностеймира и поиск истины. Процесс познания всегда сопровождался сомнениями в правомерности позиций, точности полученного знания, определении критерия его истинности. Для него характерно возникновение разного рода противоречий как в отдельных актах познавательной деятельности, так и процессе в целом. Оно не обходится без образования как тупиковых состояний, так и импульсивных всплесков большого числа научных открытий в определенный исторический период. Из этого следует, что противоречия не только возникали, но и со временем разрешались, иначе человечество не создало бы второй мир – предметный, не изменило бы объективную действительность.

Следует, однако, отметить, что не все философы согласны с подобной позицией. Со времен античности существовало философское направление, отрицающее достижимость истины, – агностицизм (греч. a - не, gnosis – знание). Оно прошло ряд этапов, исторически первым среди которых выступил скептицизм (скепсис – сомнение, греч. skeptomai – сомневаюсь). Его представители выражали неуверенность в возможности постижения истины. Дальнейшее развитие скептицизма привело к углублению данной позиции.

Второй этап – юмизм (по имени английского философа Д. Юма) – абсолютизировал биологическое несовершенство человека (высшие животные лучше видят, слышат, обладают более совершенным обонянием и т.д.). Усугубляет ситуацию чрезвычайная сложность мира. И все это вместе взятое не позволяет вести речь о достоверности получаемого знания.

Третий этап – кантианство(по имени немецкого философа и одновременно яркого представителя естественно научного знания XVIII в. И. Канта) ориентировалось на разрешение данных противоречий, но в итоге не смогло окончательно преодолеть гносеологических (теоретико-познавательных, греч. gnosis – знание) трудностей. По мнению И. Канта, наши органы чувств изменяют характеристики предметов и определить степень истинности или неистинности своих ощущений человек не в состоянии. Ориентация в мире осуществляется с помощью априорных (врожденных, доопытных, от лат. a priopri – изначально) знаний. Современная экспериментальная психология, исследуя особенности человеческой психики, выявила ненаучность подобной позиции. Кроме того, успехи научного познания, особенно в XIX – XX вв., не только подтвердили высокую результативность человеческого разума, но и указали на безграничность возможностей познания. Эти успехи связаны с социальным уровнем развития общества, его материальными и экономическими показателями, политической ориентацией. Большое значение имеет и интеллектуальная готовность общества к познавательной деятельности, его способность определить перспективные направления, обозначить приоритеты исследований. Для этого необходимы как владение законами познания, так и умение разрешать его противоречия. Тернистость пути познания детерминируется сложностью объекта познания (предмет реальной действительности, накоторый направлен познавательный интерес), степенью подготовленности субъекта к кропотливому накоплению элементов знания, преодолению затруднений на исследовательской стезе.

Субъект познаниячеловек, представляющий познавательные интересы общества. По существу, общество познает, делегируя того или иного субъекта в сферу изыскательской деятельности. Через индивидуальную деятельность субъекта в итоге формируются новые общественные отношения. Субъект здесь выступает как существо общественное, проявляя социальную и познавательную активность, заинтересованность в повышении результативности своей деятельности.

Начинается познание с компонентов конкретного мышления – ощущений, восприятий и представлений. В своем единении они делают возможным чувственное познание и выступают его формами. Ощущения – самый простой из этих компонентов. Своим источником они имеют объективный мир. И в связи с этим объективны по своему содержанию, так как отражают его особенности. По форме же они субъективны, так как принадлежат конкретному человеку и характеризуют специфику его связи с миром. Ощущения содействуют человеку и в познании мира, и в приспособлении к нему. Но они сообщают только отдельные сведенияо предмете, аттестуя его односторонне. Подобная ограниченность противоречива. Она может быть преодолена более высокой формой – восприятием: синтезом ощущений. Это не механическое объединение ощущений, не их сумма, а сложная связь. Восприятие отражает объект как единое целое, оно значимее ощущения, но менее детализировано. Восприятие связано с настоящим, но не с прошедшим и будущим, и этот момент лимитирует познание.

Данное противоречие «снимается» представлением – воспоминанием о восприятии. Оно преодолевает ограниченность настоящего и позволяет дополнить знания восприятием прошлых состояний, перспективным мышлением. Представление – переходная ступень от чувственного познания к рациональному, более сложному и продуктивному.

Таким образом, противоречия, возникшие на уровне чувственного познания, разрешаются только частично, глубинные зависимости сохраняются и тем самым создается необходимость их анализа на рациональном уровне. Чувственное познание формирует образ объекта, не проникая в его сущность. Эту задачу рациональное познание (лат. rationalis – разумный) посредством абстрактного (отвлеченного) мышления через его формы: понятие (наиболее общие сведения о предмете), суждение (связь понятий), умозаключение (связь суждений и формирование вывода).

Понятие выделяет существенное, всеобщее, концентрирует внимание только на основном, но в нем нет акцента на связях. Устраняет эту узость суждение, но окончательное разрешение противоречий происходит на уровне умозаключения, а затем – гипотезы и теории.

Умозаключение – процесс выведения одних суждений из других. Это система суждений, на основе которой приобретается новое знание. В итоге – выход за пределы того, что предоставило субъекту чувственное познание.

Формы рационального познания образуют остов научной теории, которая выявляет характер явлений, постигает сущность, связи объектов, их взаимодействие, взаимовлияние и развитие, т.е. знания, получаемые рациональным путем, значимее, социально более ценны, их сущность может быть обозначена знаком или системой знаков.

Функционирование чувственного и рационального в единстве обеспечивает получение знания, претендующего на истинность. Истина – это объективное знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества, потому что оно отражает объективно существующий окружающий нас мир.

Наши рекомендации