Мужчины таковы не потому, что хотят довести женщин до бешенства; они таковы потому, что их учили быть такими тысячи лет. И это воспитание чрезвычайно осложняет мужчинам личную жизнь.

Вот некоторая основополагающая информация:

1. Почему я называю мужчин одинокими охот­никами и отставными воинами.

2. Почему мужчины всегда господствовали над женщинами.

3. Как мужчин воспитывают не годными для любви.

4. Как телевидение формировало у нас стерео­типы сексуальных ролей.

· Мужчина — одинокий охотник

Время действия — тысячи лет назад. Земля представляет собой необузданную, быстро меняю­щуюся планету с вулканами, ледниками, наводне­ниями и суровым климатом. Дикие животные зна­чительно превосходят по численности популяцию истощенных человеческих существ, которые живут небольшими группами в местах, где могут найти убежище. Мир этот примитивен, и выживание наи­более приспособленных является его единственной реальностью.

Прижимаясь друг к другу внутри пещеры на склоне горы, члены семьи едят свою единственную за весь день пищу — оставшиеся куски мяса дикого оленя, убитого мужчиной два дня назад. Это мя­со — все, что осталось от той охоты. Мужчина безус­пешно пытался добыть еще какую-нибудь пищу, но охотиться в такую погоду чрезвычайно сложно. Уже неделю идет снег, и большинство животных пода­лись в теплые долины. Но он видит, как его женщи­на и двое их маленьких детей с жадностью облизы­вают свои пальцы, и знает, что должен делать — он должен идти и охотиться и не возвращаться без до­бычи. Если он не сможет добыть пищу, он и его се­мья погибнут, они будут сами съедены волками, вой которых он слышит каждую ночь.

Неожиданно мужчина бросается к выходу из пещеры, он готов к атаке — ему показалось, что он услышал подозрительный звук. Быть может, это другой, более сильный мужчина, который надеется убить его и забрать его женщину и пещеру себе. А может быть, это волк, готовый напасть, чтобы утолить свой голод. А может быть, это просто ветер; он не уверен. Он никогда не может быть уверен. Вот почему он никогда не сядет спиной к выходу, а все­гда только лицом, чтобы видеть приближающуюся опасность. Вот почему даже во сне он полностью не отдыхает — какая-то часть его существа всегда при­слушивается к звукам опасности.

Он снова присаживается на корточки у огня. Его сердце тяжело бьется в груди. Он боится, он все­гда боится. Но когда он смотрит на свою женщину и детей, он знает, что не имеет права показывать им свой страх. Без его мужества они окончательно по­теряют надежду. Без него они пропадут. Нет, он должен быть сильным. Он должен помнить, кто он. Он мужчина. Он охотник.

· Отставной воин

Жизнь мужчины в современном обществе, ка­залось бы, ничем не похожа на жизнь его первобыт­ных предков. И тем не менее до совсем недавнего времени мужчина продолжал охотиться и добывать пропитание для своей семьи; он должен был быть готов физически защитить ее от любых врагов.

Мужчине в XX веке не нужно ни охотиться, ни воевать. Все, чему его учили веками, оказалось не­нужным. Нет больше битв, нет врагов, нет дуэлей (в прежнем понимании). Он — отставной воин.

Поэтому неудивительно слышать от женщин жалобы на мужчин, подобные этим:

Ø «Он всегда находится в обороне — что бы я ни сказала, он тут же готов броситься в бой».

Ø «Ему так трудно открыться и показать мне свои чувства — как будто он всегда старается выгля­деть сильным».

Ø «Мне хотелось, чтобы мой муж подружился с кем-нибудь из мужчин, но он никак не может сблизиться с ними».

Ø «Боб так серьезно относится к своей работе, что это просто сводит меня с ума. Я пытаюсь убе­дить его относиться к работе легче, но он ведет себя так, словно сдача доклада сегодня или зав­тра — вопрос жизни и смерти».

Ø «Мой приятель всегда так злится, когда его кто-то критикует или задевает, — он восприни­мает любое разногласие как нападение и в от­вет тут же бросается в бой, используя при этом весь свой сарказм, и ведет себя как настоящий задира».

Ø «Когда мой муж чем-нибудь расстроен, он это скрывает, становясь холодным и сдержанным, и только после нескольких дней моего ворчания он соглашается рассказать о том, что его беспо­коит».

Я уверена, что в поведении этих мужчин XX ве­ка мы имеем дело со следами менталитета времен охотников и воинов. Ими до сих пор подсознатель­но руководят силы, о которых они сами даже не подозревают. Есть теория, что человеческие существа обладают «генетической памятью», определенным типом сознания, которое через века связывает про­стого бухгалтера, живущего тихой жизнью в пред­местье, со всеми его родственниками на протяже­нии всей далекой истории вплоть до первобытных предков, живших тысячи лет назад.

Мужчины как бы «помнят» первобытные инстинкты – быть всегда готовыми к обороне, никогда не показывать своей слабости, всегда держать себя в руках – и подсознательно действуют в соответствии с этими инстинктами в своей каждодневной жизни.

· Почему мужчины выбирают определенные места в ресторанах

Несколько лет назад я на своем опыте убеди­лась, что «генетическая память» действительно су­ществует. В это время я поддерживала отношения с одним мужчиной, преподавателем и писателем. Ка­ждый раз, когда мы обедали вместе, я замечала не­что странное. Мы входили в ресторан, официант провожал нас к нашему столику, и я садилась на тот стул, который мне предлагал официант. Если мой стул стоял спинкой к залу ресторана, мой спутник садился напротив. Но если с моего стула открывался лучший вид на ресторан, мой друг чувствовал себя неловко и спрашивал меня, не поменяюсь ли я с ним местами. Первые несколько раз я не возражала и менялась с ним местами. Но однажды вечером на меня нашло упрямство, и я сказала: «Ты всегда са­дишься так, чтобы иметь хороший обзор и видеть всех. На этот раз я хочу сидеть там, где сижу».

Мой спутник неохотно согласился и сел на стул напротив меня, спиной к залу ресторана. Мы зака­зали обед, и я принялась рассказывать, как провела день, болтать о всяких пустяках и вдруг заметила, как неловко он себя чувствует.

— Тебя что-то беспокоит? — спросила я.

— Я просто не люблю сидеть так, я не могу рас­слабиться, — ответил он.

— Я не понимаю, что ужасного в том, что ты си­дишь на этом месте?

— Я ничего не вижу, — объяснил он, — и не­важно чувствую себя, когда сижу спиной к залу, как сейчас, — я нервничаю.

В последующие полчаса мы анализировали при­чины тех неудобств, которые испытывал мой спут­ник, сидя спиной к залу, и то, что мы обнаружили, удивило нас обоих. Никогда не думая об этом, он всегда выбирал такое место, чтобы видеть всю ком­нату, будь то ресторан или гостиная, где проходит вечеринка. Понимая, что ему ничего не угрожает, он все равно не чувствовал себя в безопасности, — что-то в глубине его души сопротивлялось даже мысли о том, чтобы сесть спиной к комнате. Как будто он слышал, как внутренний голос предупреж­дал его: «Остерегайся! Будь начеку!»

Он утверждал, что ни в семье, ни в армии его не учили, как садиться, чтобы быть в безопасности, и он никогда не задумывался над этим. Мы не смогли объяснить это ничем, кроме теории о «генетиче­ской памяти» — он знал, что не должен поворачи­ваться спиной к выходу из пещеры.

С тех пор я взяла за правило спрашивать муж­чин, какие места они выбирают в ресторанах, и большинство согласились, что чувствуют себя удоб­нее, если со своего места имеют хороший обзор за­ла, и что не любят сидеть к нему спиной. Ради шут­ки вы можете провести свое собственное исследова­ние. (Если вы хотите поставить мужчину в неловкое положение, — за дело, конечно, — посадите его спиной ко всей комнате и понаблюдайте, как ему будет неудобно!)

· Почему мужчины всегда властвовали над женщинами

До появления противозачаточных средств муж­ские и женские роли определялись простым факто­ром: женщина могла забеременеть и родить ребен­ка, а мужчина не мог. Взгляните на Джека и Джилл флинстоун, на то, как они охотились и трудились вместе. Если Джилл не хотела, чтобы Джек полно­стью подавлял ее, она предпочитала не иметь с ним сексуальных отношений, потому что, забеременев, она мгновенно теряла равенство с ним. Становилась малоподвижной, не могла бегать. Родив ребенка, она должна была нянчить его, ухаживать за ним, что лишало ее возможности выходить из дома и добы­вать пищу вместе с Джеком. Родив со временем троих или четверых детей, она стала зависимой от Джека во всем, так как все время ее было занято за­ботами о детях.

Джек же и его друзья-мужчины имели над жен­щинами полную власть по одной причине: они ис­кали, добывали и распределяли добычу. И тот охот­ник, который добывал больше мяса, становился во­ждем. Если у вас были плохие отношения с этими парнями и вы не следовали их указаниям, они мог­ли лишить вас мяса, и вы умирали. Все очень просто. Возможно, поэтому некоторые мужчины до сих пор приходят в ярость от мысли, что их жены пой­дут работать; их абсолютная власть оказывается под угрозой, когда женщина может принести домой свой собственный «кусок мяса». Безусловно, века после того, как мужчины прекратили охотиться, материнские обязанности все равно привязывали женщин кдому. Мужчины имели экономическую власть, а отсюда их власть распространялась на все.

· Психологическое объяснение, почему мужчины стремятся господствовать над женщинами.

Подозревали ли вы когда-нибудь, что мужчина, который обращался с вами плохо и унижал вас, втайне завидовал вам, даже боялся вас? Существует множество теорий, которые предполагают, что гос­подствовать над женщинами мужчин побуждает зависть и благоговейный страх перед способностью женщин продолжать род. Женщины, как правило, наделены несомненной интуицией и созидательными способностями, женщины дают новую жизнь, то есть совершают самое большое чудо, — все эти факторы могут усиливать потребность мужчин вла­ствовать над женщинами.

Последние теории выводят потребность муж­чин подавлять женщин из их стремления избежать сходства с женщинами, что отражает стремление каждого мужчины оторваться от своей матери. По­скольку мать является для маленького мальчика наиболее близким и родным существом, его иден­тифицируют с ней, с женщиной, пока он не начнет отдаляться от нее. Мы все видели, как ведут себя мальчики в период полового созревания — они не хотят, чтобы матери их целовали или обнимали; в своем стремлении самоутвердиться как мужчины они могут даже уверять, что ненавидят своих мате­рей. Нэнси Чодорова, автор книги «Материнство», объясняет:

Ø «Внутренне мальчик пытается отказаться от своей матери, порвать связь с ней и преодолеть сильную зависимость от нее, которую все еще чувствует... Он делает это, подавляя в себе все, что считает проявлением женского начала, и, что особенно важно, пороча все, что считает женским во внешнем мире. Бунтующий ма­ленький мальчик в мужчине все еще стремится доказать, что он и его мать не единое целое, он продолжает попытки господствовать над жен­щинами, желая видеть их подчиненными, и как бы говорит: «Видишь, раз я господствую над то­бой, я лучше тебя. Я *— не ты».

Ниже в этой книге я объясню, как стремление маленьких мальчиков стать независимыми от своих мам оказывает влияние на поведение взрослых мужчин, которых мы любим.

· Как мужчин воспитывают негодными для любви

«Мальчик!» — объявляет акушер, и с этого мо­мента этот маленький мужчина воспитывается со­вершенно иначе, чем маленькая девочка из сосед­ней родильной палаты. Подумайте над фактами, взятыми из разных научных исследований.

Ø Родители новорожденного мальчика склонны, рисуя портрет своего сына, использовать слова «крепкий, большой, проворный, сильный». Ро­дители новорожденной девочки, описывая ее, будут говорить, что она «нежная, маленькая, красивая». Родители действительно верят, что их ребенок обладает этими качествами, не­смотря на то, что, по наблюдениям врачей, эти две группы новорожденных либо вообще не от­личаются друг от друга, либо эти различия очень малы.

Ø Родители склонны предъявлять к маленьким мальчикам больше требований, чем к малень­ким девочкам, ожидая, что мальчики будут бо­лее ответственными и готовыми к риску.

Ø Родители в большей степени стремятся под­толкнуть к независимости мальчиков, чем дево­чек. Когда ребенок чем-нибудь напуган или ушибся, они больше жалеют девочек, чем маль­чиков, и предоставляют мальчикам больше сво­боды в раннем детстве.

Ø Родители поощряют в мальчиках эмоциональ­ную сдержанность, а в девочках — эмоциональ­ную открытость. Мальчиков учат, что испы­тывать сильные чувства — это не по-мужски, причем имеются в виду не только чувства, счи­тающиеся проявлением «слабости», такие, как страх или уныние, но и такие, как страсть, при­вязанность к кому-либо, сильная любовь. В сво­ей книге «Мужская сексуальность» доктор Берни Зилбергелд описывает, как мальчиков учат проявлять свои чувства:

Ø «(Их) учат, что позволительно проявлять лишь узкий круг эмоций — агрессивность, конкурен­тоспособность, злость... и те чувства, которые ас­социируются с самообладанием. Когда мы взрослеем, список эмоций дополняется сексу­альными. Слабость, смущение, страх, рани­мость, нежность, сострадание и чувствитель­ность разрешаются девочкам и женщинам. Мальчика, проявившего одно из этих чувств, ли­бо высмеют, либо будут называть «маменьки­ным сынком» или дразнить «девчонкой» (а что может быть обиднее?)».

Сейчас многие молодые родители пытаются из­бежать в воспитании своих детей стереотипов, ос­нованных на половой принадлежности. Но большинство взрослых мужчин, с которыми мы с вами поддерживаем отношения, — жертвы этого диффе­ренцированного подхода к воспитанию.

· Как телевидение преподносит роли полов

Большинство детей учатся пониманию мужско­го и женского не только у своих родителей, но и че­рез телевидение, которое смотрят часами. Было проведено блестящее исследование того, как рису­ются на телевидении образы мужчин и женщин, и результаты его весьма знаменательны.

Ø Мужчины показаны, как правило, честолюби­выми, авантюристичными, сильными и власт­ными, в то время как зависимость, подчинен­ность и слабость остаются женщинам.

Ø Мужчины заняты увлекательными делами, за которые они получают большие награды, в то время как женщины выступают либо в качест­ве помощников, либо заняты менее важными, по сравнению с мужскими, делами, за которые получают лишь незначительные награды.

Ø Коммерческие телефильмы представляют жен­щин суетливыми, нервными и озабоченными та­кими проблемами, как запах унитаза, мигрень и прочая ерунда, в то время как мужчины — авторитетны, компетентны и мужественны.

Ø Телевизионные вестерны, столь любимые маль­чишками 50—60-х годов, рисуют американско­го героя ковбоем-одиночкой, который, завершив очередное приключение, уезжает на закате один, не связывая себя никакими обязательст­вами, никакими узами, — оставаясь свободным.

Представьте себе, как мужчина, с которым вы живете, годами, пока был мальчиком, растянувшись перед телевизором, смотрел программу за програм­мой, в том числе и коммерческие фильмы, в кото­рых мужчины представлялись сильными, невозму­тимыми, сдержанными, не боящимися ничего. Был ли его любимым героем Одинокий Бродяга, Зорро, Бэтмен, Маверик, парни из «Золотого дна», Питер Ганн или какой-либо другой ковбой, детектив или воин, ваш мужчина знал, каким он хотел стать, ко­гда вырастет. Кстати, в этих фильмах никогда не по­казывали жену Зорро или подругу Одинокого Бро­дяги. Нет, эти телевизионные штампы предполага­ли, что объектом привязанности героя может быть лошадь или сотоварищ, но никогда — женщина.

В случае если мужчина вашей жизни воспиты­вался не на телевизионных фильмах, а на радиопе­редачах, он не избежал той же участи — радиопо­становки изобиловали теми же стереотипами, что и телевизионные программы.

· Вызов меняющимся временам

Сейчас вы уже намного больше понимаете, по­чему мужчины такие, какие они есть, почему «быть мужчиной» означает скрывать свои чувства, выиг­рывать в соревновании, бороться за выживание в этом суровом мире, отстаивать свою независи­мость, держать себя в руках. Мужчинами движут привычки, передающиеся из поколения в поколе­ние и закрепленные их родителями и обществом, привычки, которые закрывают для них сферу ин­тимности.

Общество учит его, что он должен быть настоящим мужчиной, и он стремится воплотить в себе все те качества, которые делают невозможным для него откровенность и подлинную близость с женщиной, которую он любит.

Эта схема помогает понять, с какими огромны­ми эмоциональными проблемами сталкиваются мужчины сегодня.

Каким учили быть мужчину Каким мы хотим, чтобы он был!
Недоверчивым и подозритель­ным Скрывающим свои чувства Внешне сильным и непобеди­мым Конкурирующим Знатоком внешнего мира Независимым (одиноким) Доверчивым и открытым Показывающим свои чувства Обнаруживающим свою уязвимость Сотрудничающим Знатоком внутреннего мира Чувствующим потребность в нас

И вот мы, женщины 90-х годов, говорим нашим мужчинам, что все те черты характера, которые они столь старательно в себе культивировали, доводят нас до белого каления и совершенно не привлека­ют; что те черты, которые мы действительно хотели бы видеть в них, мужчины считают проявлением «слабости», «немужского поведения» и изо всех сил с ними борются. Если вы оцениваете ситуацию с этой точки зрения, то вам легче понять, почему мужчины так не хотят что-либо менять в себе, поче­му они считают, что мы несправедливо их ругаем, и почему они оказываются столь неумелыми в обыч­ных взаимоотношениях, в том, что не представляет никаких сложностей для нас.

Мы ожидаем от мужчин компетентности в тех вопросах, которые для них абсолютно неведомы и в которых женщины, как правило, прекрасно разбираются, - в способности выражать эмоции, быть чувствительными, тактичными, в умении любить.

Последние годы я работала с тысячами мужчин и убедилась, что они стремятся раскрыться, нау­читься глубоко чувствовать и выражать эти чувства женщинам, которых любят. Но для них это очень сложный, я бы даже сказала, пугающий процесс, и я надеюсь, что, прочтя эту главу, вы поймете почему. Мужчины, окружающие вас, нуждаются в таком со­чувствии, терпении и поддержке, которые только вы способны найти в своем сердце, чтобы помочь им раскрыть свое.

Китайское проклятие гласит: «Чтоб тебе жить во времена перемен», — а мы живем именно в та­кое время. Старый образ жизни и любви уже изжил себя, а новый мы еще не выработали. Однако мы продолжаем строить отношения с мужчинами и сталкиваемся на этом пути со множеством разо­чарований. Новые времена предоставляют нам ве­ликолепные возможности подняться на высоты мудрости и самосовершенствования. Этой книге предназначено превратить ваши сложные взаимо­отношения с мужчинами в новый волнующий лю­бовный роман.

Наши рекомендации