Ф. Античности: проблемы, школы, эволюция.

1) Это Ф. свободных людей. Она достигла своего наивысшего рассвета в условиях полисной системы, где состоятельные граждане могли придаваться влечением к познанию, так как они не заботились о достатке.

2) Она открывает новую область реальности и мышления, которая богата великими открытиями и тайнами. Инструментом проникновения в эту область является ломка (диалектика). Мышление понимается как строго упорядоченная деятельность.

3) Эта Ф. поставила многие важные проблемы: проблему первоначала, проблему несоответствия мира чувственного восприятия и мира, постигаемого разумом. В итоге Ф. стала пониматься как наука правильной жизни, а не только, как интеллектуальной деятельности.

Периодизация:

1)Досократики(раняя греч. ф-я)(физики, натур фил) (7 в. д. н.э.-5в. д. н.э.)

Школы: Милетская(Фалес, Анаксимандр), Гераклит Эфесский→диалектики, Элейская школа(Зенон),Атомисты(Демокрит)→метафизики,Пифагорейский союз(Пифагор, Филолай).

Для них было характерным изучение внешнего мира, исключительная интеллектуальная любознательность. Характеристика античной философии – космоцентризм.В центре внимания досократиков проблемы природы.

Философы и первоначала:Фалес–вода, Анаксимен-воздух,Гераклит-огонь,Пифагор-число, Ксенофан-земля,Демокрит-атомы.

2)Классический(5-4 в. д. н.э.) Школы: Софисты(Протагор) , Сократ, Платон, Аристотель

Аристотель выделяет четыре первоначала:материя,форма, действие, цель.

3) Эллинестический римский период(4 .д. н.э.-6 в. н. э) Школы: Скептицизм(Пирон,Эмпирик) , Эпикуреизм, Стоицизм, Неоплатонизм

Для стоиков счастье и добродетель состоят в следовании судьбе (Сенека:«Покорных судьба ведет, непокорных тащит»), выступающей как основной закон существования космоса.

Согласно эпикурейцам, счастье и добродетель определяются через наслаждение, стремление к которому характеризует все живое. При этом должная безмятежность духа достигается через преодоление страхов, основной из которых - страх перед смертью (Эпикур:«Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»).

Космос пронизан мировой душой, мировым разумом.

Наиболее высокого развития Ф. мысль достигла в Древней Греции. Спецификой греческой Ф. является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. Общим для всех материалистов было то, что для объяснения природы они исходили из признания единого материального начала. Ранние древнегреческие учения носили стихийно - материалистический и наивно диалектический характер. При этом древнегреческая Ф. была тесно связана с мифологией и религией.




7. Ф. Платона и ее значение в европейской культуре.Крупнейшим достижением античной Ф. была деятельность Платона(427 – 347 гг. до н.э.). Он происходил из древнего царского рода. Платон (широкий) был поэтом. Затем стал учеником Сократа. Платон создал целостную систему объективного идеализма: он признавал существование мира идей (идеи вечны, абсолютны и неизменны). Идеи невозможно ощущать органами чувств, которые мешают воспринимать мир идей. Тело для Платона – это темница души. Познание – это процесс воспоминания душой того, что она знала до вселения в тело. Платон верил в переселение душ. Чтобы проникнуть в мир идей нужно отвлечься от чувств и внешнего мира. Мир идей - упорядоченная система абсолютных сущностей, пирамида идей. Основа пирамиды – мелкие идеи. Вершина пирамиды – идея Блага ( высшее добро)

Платон возвел занятие математикой в ранг религиозной деятельности. Душа состоит из 3 частей:

Разумная. Волевая (стремление человека к славе и т.д.). Чувственная (или аффективная)

Платон был философом-поэтом: душа подобна колеснице с двумя конями, где возница - это разум (рассудочная часть души), один конь – «вожделение» (волевая часть), другой конь – «пыл» (аффективная часть). В 387г. до н.э. Платон организовал школу – Академию. Для Платона идеальное государство состоит из трех сословий:

Мудрецы, Воины (доминирует волевое начало),Земледельцы (чувственное начало преобладает).

Подлинное бытие вечное и неизменное (мир идей) постигается только умом. Неподлинное бытие изменчивое и текучее(мир чувственно воспринимаемых вещей).


Наши рекомендации