Личность в ходе истории. Роль личности в истории. Массы и личность.

Всемирно-исторические личности, герои – выдающиеся люди, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент, составляющий солю Мирового духа или Разум истории (Гегель, Сочинения, том VII).

Исторические личности – личности, вознесённые силой обстоятельств, личными качествами на пьедестал истории. Факт выдвижения на историческую роль именно этого человека – случайность. Необходимость же выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в личность именно такого рода. Часто в силу исторических условий выдвигаются просто способные люди или даже посредственные.

Как бы гениальна не была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и в конечном счёте свергается.

Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, характера, опыта могут изменять лишь форму общественных событий и некоторые частичные их последствия. Они не могут изменять их общее направление, повернуть историю вспять. В развитие ист. процесса огромный вклад вносят гениальные и талантливые личности, творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, лит-ры, иск-ва, религиозной мысли.

Гений – это человек, который охвачен великим замыслом, обладает мощным умом, ярким воображением, огромной волей, колоссальным упорством в достижении своих целей. Он обогащает общество новыми открытиями.

Харизматическая личность – духовно одарённая личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку.

По Веберу (Вебер М. Харизматическое господство), харизматическая власть вождя основана на безграничном и безоговорочном, притом радостном подчинении и поддерживается прежде всего верой в избранность, харизматичность властителя.

32) Сознание будущего человечества (утопии, социальное прогнозирование, футурология, глобальное моделирование).

Люди заинтересованы в осознании будущего Это продиктовано не праздным любопытством, а их жизненными потребностями, надеждами, кот. они на будущее возлагают, и опасениями относительно того, что их ожидает.

Утопия и антиутопия- греч.«место, которого не сущ-ет». вымышленное общ-во, как воплощение произвольно сконструированного и зачастую статичного социального идеала. Утопия с одной стороны отражает некоторые особенности социального строя ее порождающего, в то же время в рамках У. наличествует прямая или косвенная критика существующего общ-ва. (фил, словарь. Фролов)

Социальное прогнозирование- разновидность научного предвидения событий и проблем в обществе. Бывает поисковое и нормативное, первое основано на продолжении в будущее наблюдаемых тенденций при условном допущении, что они не изменятся. Второе сводится к определению возможных путей решения проблемы с целью достижения желательного состояния объекта на основе заранее заданных критериев. Футурология- представления о будущем человечества, область знания охватывающая перспективы социальных процессов. Термин ввел нем. Флехтхейм в 1943 г. С 60х годов понятие используется в смысле науки о будущем, призванной выявить прогностические функции всех научных дисциплин. С конца 60х буржуазная Ф. переживает кризис в ходе которого выдвинулось течение, доказьгеающее неизбежность глобальной катастрофы при существующих тенденциях общественного развития. Ведущее влияние в этом течении приобрел Римский клуб.1968 г неправительственная организация , не связанная с полит, партиями классами, существующими формами идеологии. Цель Р.к. - выработка соответствующей тактики и стратегии по разрешению проблем, стоящих перед современным миром. В качестве инструмента для их изучения были выбраны математические компьютерные модели. Членами Р.к . была разработана концепция «глобального равновесия» призывавшая к остановке экономического роста.

Глобальные проблемы- п. затрагивающие интересы всех стран, наций и общественных систем. Согласно теории Р.к. они комплексны и взаимосвязаны, поэтому изучение глоб. проблем должно опираться на системные представления о мире. Системные представления о мире- концепция согласно которой каждый объект может быть представлен в кач-ве. системы и рассмотрен с позиции закономерностей системного целого воздействия его структурных частей. Мир становится единым, поэтому, чтобы посмотреть как будут развиваться проблемы нужно рассматривать их в совокупности факторов для этого используется глобальное моделирование.Цель гл. мод —построить модель мира и с ее помощью описать негативные последствия чел. деятельности; а так же выяснить возможные способы разрешения глобальных проблем и кризисных ситуаций, возникающих в результате обострения противоречий между человеком и природой. Исходные предпосылки, лежащие в основе глобального моделирования должны содержать не только научное представление о формальной теории, но и омировоззренческих основаниях, философско-социальных концепциях, поэтому при построении глобальных моделей математика вынуждена уступать общетеоретическим дисциплинам философии и социологии. В основе глобального моделирования лежит теория социальной динамики.Социальная динамика изучает последовательность смены фаз развития общества, изменение его социальных институтов, это теория прогресса и развития. (Лейбин В.М. «Модели мира»)



Наши рекомендации