Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики

Складыванию феодального общества в Западной Европе способство­вало то, что светский феодальный строй освящала церковь. Церковные школы и монастыри становятся культурными центрами. На запад и север Европы перемещается в конце VIII — начале IX века и центр философ­ской мысли. Светское образование оказалось приспособленным к рели­гиозным и богословским целям.

Философия была превращена в служанку богословия. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т. е. философии. Из этого вытекают три цели: первая — с по­мощью разума легче проникнуть в истины религиозной веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; вторая — придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помо­щи философских методов; третья — используя философские доказатель­ства, исключить критику святых истин. Все это и есть схоластический метод. Расцвет схоластики наступает в XII—XIII веках. Он связан с достижением вершины власти Папы римского как в светской, так и в духовной сфере. Церковь объявляет беспощадную борьбу с еретиче­скими движениями. Крестовые походы на Ближний Восток расширили социальные, геогра­фические и духовные горизонты европейцев. Знакомство с трактатами Аристотеля и арабским естествознанием потребовали обобщить все изве­стные знания о мире в строгую систему, где царствовала бы теология. Так появилась новая теолого-философская систему, которую создал Фома Аквинский (1225—1274 гг.).

В учении о бытии Аквинский исходит из христианского догма­та о сотворении мира в Ветхом завете. Бог как духовное существо является первичным. Сущность вещей определяется причаст­ностью к божественному творению.

Бытие бога может быть доказано, согласно томизму, разумом, ибо выражение «бог существует» не является очевидным и врожденным. Он представил пять доказательств бытия бога.

Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в таком случае не существовало бы первичного двигателя, а следователь­но, и того, что им движимо. Этим определяется необходимость существо­вания первого двигателя, которым является бог.

Второе доказательство исходит из сущности действующей причины. В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что тогда оно должно бы быть раньше самого себя, а это нелепо. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, которой и является бог.

Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до бесконечности. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость и т. д. В конце концов выясняется, что существует первая необходимость — бог.

Четвертым доказательством служат степени качеств, следующие друг за другом, которые есть везде, во всем сущем, потому должна существо­вать наивысшая степень совершенства, и опять ею является бог.

В основе пятого доказательства лежит полезность, проявляющаяся во всей природе. Все, и даже кажущееся случайным и бесполезным, направ­ляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, должно быть разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является бог.

В теории познания Фома Аквинский прежде всего различает матери­альный и формальный объект познания. Материальный объект—это любая конкретная вещь, независимая от сознания и воспринимаемая при помощи чувств, например, стол. Объект же формальный — это опреде­ленный элемент, какая-то сторона познаваемой вещи, например, цвет стола. Главным, конечным объектом познания в томизме является не материя, а нематериальная действительность, содержащаяся в единичных вещах.

Образы материальных объектов во внешних чувствах Фома Аквинский называет чувственными познаватель­ными формами. Именно на них, а не на вещи направлено человеческое познание.

Далее познание осуществляется внутренними чувствами, к кото­рым относятся такие последовательные формы, как общее чувство, воображение, память и орган мышления. Задачей обще­го чувства является группировка, сопоставление неупорядоченных впе­чатлений, доставляемых внешними чувствами. Скоординированные в общем чувстве разрозненные чувственные впечатления воспринимают­ся воображением, которое закрепляет накопленные общим чувством представления о ранее наблюдавшихся предметах, не дает потерять уста­новленный с ними контакт. Понимание отдельных вещей, воплощенное в общем чувстве и сохраненное в воображении, перенимает следую­щий по очереди орган внутренних чувств — память. И заключает чувст­венное познание деятельность органа мышления, который как бы вво­дит в преддверие второго уровня познания — интеллектуального по­знания. Фома Аквинский стремится доказать интеллект есть нечто низшее, несовершенное в сравнении с чистыми чувствами.

Томистская истина — это соответствие разума действительности, но не той, которая естественно существует (как утверждал Аристотель), а действительности, созданной богом. Первым источником свободных человеческих решений является бог.

Фома Аквинскии выступает против социального равенства: сословные различия он считает веч­ными. Подданные должны подчиняться господам, покорность является их основной добродетелью, как и всех христиан в целом.

Наши рекомендации