Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ. Познакомимся с некоторыми из них.

Даосизм

           
  Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» - student2.ru   Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» - student2.ru   Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» - student2.ru
 

Природы Космос Человек

Человек занимает срединное положение в мире.

Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: ян (свет) и инь (тьма).

Дао - путь (все в мире находится в пути, в движении, в изменении, все непостоянно и конечно).

Следовательно, человек должен жить по принципу: «Передаю, но не творю». Человек - не царь Вселенной, не покоритель природы. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и всего общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии, ибо «если кто-либо захочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет присвоить его, потеряет его».

Человек должен следовать естественному ходу вещей, т. е. соблюдать «меру вещей». Недеяние, или, скорее, деятельность без нарушения иной меры, является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является дао.

Человек может быть бессмертным как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), чем-то напоминающих йогу.

Конфуцианство

Учитель Ку (Кун Фуцзы, Конфуций) утверждал, что люди страдают, ненавидят, уничтожают друг друга оттого, что не осознали благодати гармонии человеческих отношений. Гармония же достигается через личное благородство. Благородство становится результатом усилия, направленного на исполнение этических принципов и правил. Не дао (судьба, предопределение) творит человека, а человек создает свой дао.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками - «Беседы и суждения». Сам о себе он говорил: «Излагаю старое и не создаю нового».

Итак, основные идеи учения Конфуция:

1. Личность не для себя, но для общества. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.

2. Изначальное понятые - «порядок» (ли). Порядок благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми.

3. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

4. Порядок наполняется добродетелью (дэ). «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».

5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности (жень). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку.

6. Чтобы быть человечным, следуй правилам:

• Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь.

• Чего не желаешь себе, того не делай другим.

7. Философ отождествлял общество с государством.

8. Для него правильное государство - это государство, где высшее положение занимают император, слой людей, соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Государство - это большая семья, где государь - Сын Неба, Отец и Мать народа. Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

9. Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (ли). Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно».

Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Благородные и просвещенные чиновники, идеальные мужи, интеллектуальная элита - вот центр конфуцианской социальной системы.

Таким образом, учение Конфуция подводит нас к идее власти интеллектуально и нравственно достойного чиновничества, к идее меритократии (буквально власть, основанная на заслугах).

Моизм

Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди. Учение моистов - коренная противоположность учению Конфуция. Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.

Теоретические исследования - непозволительная роскошь.

Прагматическая целесообразность, заложенная в трудовой деятельности, - необходимость.

Легизм

Патриархом легистов считается Шень Бухай. Легисты занимались проблемами социальной теории и государственным управлением. «Кто разумен - создает законы, кто глуп - законами ограничен. Кто способен - изменяет порядок, кто неспособен - тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях».

Наши рекомендации