Знание и классификация знаний.

Знание– форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Знание – субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Знание в широком смысле – совокупность понятий, теоретических построений и представлений.

Знание может быть применено на практике.

Классификация знаний:

1. По природе:

– Декларативные (содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий, приближены к данным, фактам)

– Процедурные (определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, алгоритмы разного рода)

2. По степени научности:

Научные знания, делящиеся на:

– Эмпирические (на основе опыта или наблюдения)

– Теоретические (на основе анализа абстрактных моделей)

Вненаучные знания, делящиеся на:

– Паранаучные — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Включают в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.

– Лженаучные — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью.

– Квазинаучные – опирающиеся на методы насилия и принуждения.

– Антинаучные – утопичные и сознательно искажающие представления о действительности.

– Псевдонаучные – представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.

– Обыденно-практические – элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Обыденное знание включает в себя здравый смысл, личный опыт, традиции. Оно фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств.

– Личностные – зависящие от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.

– Интуитивные (непосредственные) знания, являются продуктом интуиции – способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

3. По местонахождению:

– Личностные (неявные, скрытые)

– Формализованные (явные, выраженные в форме)

Отличительные характеристики знания:

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

– Быть подтверждаемым

– Быть истинным

– Заслуживать доверия

Способы получения и приобретения знаний.

Практический (эмпирический) метод включает в себя:

– Опыт (минус – не все может быть проверено опытным путем)

– Эксперимент (можно выяснить практически все, минус – последствия эксперимента непредсказуемы)

– Практическое моделирование (позволяет обойтись малыми затратами, минус – скудные возможности практического моделирования).

– Наблюдение (ничто не нарушается, минус – не все можно увидеть, время)

Теоретический метод включает в себя:

– Выделение проблемы

– Размышление

– Математическое моделирование

Границы познания.

Гносеология – теория познания, раздел философии изучающий отношения человека и мира в процессе познания.

Что я могу знать? (Что такое объект познания и может ли познание добраться до сути бытия? Каковы пределы познания?)

– Что я могу знать? (Кто является субъектом познания?)

– Что я могу знать? (Что доступно в познании его субъекту?)

Оптимистический взгляд – мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.

Агностический взгляд – мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.

Скептический взгляд – мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.

Наши рекомендации