Тема 18. Политические учения средневековых ересей.

Семинар и лекция.

Семинар. 8 дек.

  1. Социальные и догматические корни средневековых ересей; бюргерская и крестьяно-плебейская разновидности ересей.
  2. Ранние ереси: монтанисты, арианство, несторианство. Монофизитство, пелагианство, донатизм, гностики.
  3. Ереси в Византии: павликиане, богомилы.
  4. Ереси XII-XV вв.: арнольдисты, альбигойцы (катары и вальденсы), апостолики.

Лекция. 15 дек.

  1. Ересь Джона Уиклифа и ее влияние на развитие еретических движений.
  2. Движение и учение лоллардов.
  3. Учение Яна Гуса.
  4. Гуситские войны и направления гусизма: чашники, табориты, хилиасты.

Рекомендуемая литература.

  1. Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. М., 1954.
  2. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII в. М., 2004.
  3. Гергей Е. История папства. М., 1996.
  4. Григулевич И. Р. История инквизиции. М., 1970.
  5. Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.
  6. Заборов Г. И. Папство и крестовые походы. М., 1960.
  7. Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., 2001.
  8. История инквизиции. М., 1994. Т.1-3.
  9. История средних веков в 2т. М., 1997.
  10. Керов В. Л. Южнофранцузские вальденсы // ВИ. 1974. № 5. С. 45-67.
  11. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
  12. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
  13. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XVвв. М., 2002.
  14. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.
  15. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.

Методические рекомендации.

Изучая политические идеи средневековых ересей необходимо остановится на следующих аспектах: история течения, обстоятельства и причины появления ересей, социальный состав, основные идеи.

Тема 19. Католический Рим и его борьба с ересями.

Семинар. 15 дек.

  1. Церковные ордена как средства борьбы с ересями: Орден францисканцев.
  2. Орден доминиканцев.
  3. Тамплиеры и Тевтонский орден.
  4. Создание инквизиции и ее борьба с ересями.
  5. Орден иезуитов.
  6. Правовая сторона вопроса. Сочинения против ересей: «Молот ведьм», «Бич», «Муравейник».

Рекомендуемая литература.

  1. Лойола Игнатий. Духовные упражнения. Париж, 1996.
  2. Инфессура С., Бурхард И. Дневники. Документы по истории папства XV—XVI вв. М., 1939.
  1. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в 13 в. М., 2004.
  2. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. ЖЗЛ. М., 1995.
  3. Гергей Е. История папства. М., 1996.
  4. Григулевич И. Р. История инквизиции. М., 1970.
  5. Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.
  6. Заборов Г. И. Папство и крестовые походы. М., 1960.
  7. Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., 2001.
  8. История инквизиции. М., 1994. Т.1-3.
  9. История средних веков в 2т. М., 1997.
  10. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. М., 1990.
  11. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
  12. Кудрявцев О.Ф. Контрреформация // История Европы. Т. 3. М., 1993.
  13. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
  14. Лозинский С. Г. Роковая книга средневековья // Молот ведьм. СПб., 2005. С. 5-45.
  15. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XVвв. М., 2002.
  16. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.
  17. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.
  18. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. СПб., 2005.


Методические рекомендации.

По первым трем вопросам: остановится на истории создания рыцарских орденов; выявить их отличительные особенности и взаимоотношения с Римом, осветить их основные политические положения (догматика). Какие общие идеи объединяли монахов орденов? Можно ли говорить о политической мысли духовных орденов? При разборе четвертого вопроса рассмотреть институт инквизиции, ее историю в ведущих странах Европы (кратко), основные политико-правовые идеи. По пятому вопросу: чем отличался орден иезуитов от своих предшественников? В чем отличие идей руководителей этого ордена? При анализе шестого вопроса: дать краткую характеристику указанным трудам, выявить основные правовые особенности борьбы с ересями, в чем заключались особенности процесса против еретиков?

Тема 20. Исламская политическая мысль.

Лекция, семинар. 22 дек.

  1. Аравия до ислама.
  2. Возникновение ислама и расширение его влияния.
  3. Ислам как религиозная система.
  4. Политические идеи Ибн Сины.
  5. Политическое учение Ибн Рушда.
  6. Политические идеи Братьев Чистоты.
  7. Аль-Маварди и его политическая концепция.
  8. Ибн Халдун – вершина исламской политической мысли.


Семинар. 22 дек.

I. Философия и политическое учение Аль-Фараби.

  1. Аль-Фараби и его время. (Сообщение).
  2. Концепция счастья Аль-Фараби и ее взаимосвязь с политическим учением.
  3. Концепция общества и его разновидности.
  4. Концепция города: Добродетельный город; город необходимости; город обмена; город низости; честолюбивый город; властолюбивый город; сластолюбивый город; заблудший город; коллективный город. Характеристика каждого города.
  5. Государство с т.з. Аль-Фараби и образ идеального правителя.

II. Суннитская и шиитская политико-правовая мысль.

III. Основные исламские школы правы – мазхабы.

Методические рекомендации.

Первая часть семинара посвящена политико-философской концепции мыслителя Аль-Фараби. По первому вопросу (сообщение) – остановиться на основных вехах жизненного пути мыслителя, рассмотрев особенности исторического развития ближнего востока в период жизни Аль-Фараби. При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть узловую идею Аль-Фараби – концепцию счастья. Что понимается под счастьем и какова ее взаимосвязь с политическими идеями? Третий и четвертый вопросы затрагивают концепцию общества и концепцию города. Необходимо остановиться на следующих моментах: образ города, его отличительные черты, система ценностей жителей, образ правителя в городе. При обсуждении пятого вопроса требуется ответить, что такое государство для Аль-Фараби и как выглядит образ идеального правителя. Какими качествами он должен обладать?

При рассмотрении суннитской и шиитской правовой мысли рассмотреть основные методы исламского права и 4 школы исламского права – мазхабы. Охарактеризовать шариат и адат.

Рекомендуемая литература.

  1. Аль-Фараби. Гражданская политика // Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1978.
  2. Аль-Фараби. Афоризмы государственного деятеля // Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1978.
  3. Коран. Любое издание.
  1. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье. М., 1966.
  2. Беляев Е. А. Мусульманское сектантство. М., 1967.
  3. Большаков О. Г.История халифата. Т. 1: Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.
  4. Большаков О. Г.История халифата. Т. 2: Эпоха великих завоеваний (633-656). М., 1993.
  5. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. ЖЗЛ. М., 1995.
  6. Васильев Л. С. История религий востока. М., 2000.
  7. Вахтин Ю. Б., Панова В. Ф. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
  8. Гилкрист Д. Мухаммад и его книга. СПб., 1999.
  9. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
  10. Касымжанов А. Х. Абу-Наср Аль-Фараби. М., 1982.
  11. Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1986.
  12. Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750-1517). М., 1999.

Вопросы к зачету.

  1. Предмет, метод, функции курса Истории полит учений.
  2. Политические учения древней Индии: ведизм.
  3. Политические учения древней Индии: брахманизм.
  4. Политические учения древней Индии: буддизм.
  1. Артхашастра. Основные идеи.
  2. Политические учение древнего Китая: даосизм.
  3. Конфуцианство: личность Конфуция и основные вехи его учения.
  4. Учение Конфуция о государстве.
  5. Трансформации Конфуцианства: Мэн-Цзы.
  6. Легизм: Гунсунь Ян.
  7. Легизм: Хань Фэй.
  8. Синтез конфуцианства и легизма, роль конфуцианства в развитии Китая.
  9. Военно-политическое мышление Китая в трактатах Сунь Цзы и Саньшилю цзи бяо.
  10. Политико-правовые учения Древней Греции в IX-VI вв. до н.э.: Гомер и Гесиод.
  11. Античные утопии: Фалей Халкедонский, Гипподам Милетский, Эвгемер Мессенский, Ямбул.
  12. Древнегреческий полис: Спарта. Законодательство Ликурга.
  13. Община равных в социальной структуре Спарты.
  14. Категории зависимого населения Спарты. Илоты и периэки.
  15. Политический строй Спарты (цари, герусия, апелла, эфорат).
  16. Заговор Килона и реформа Драконта – первые шаги афинского общества к полисному порядку.
  17. Реформы Солона: Экономические и политические преобразования.
  18. Политическая борьба в Афинах и причины установления тирании.
  19. Внутренняя и внешняя политика Писистрата и Писистратидов. Причины свержения тирании и восстановления демократии в Афинах.
  20. Реформы Клисфена.
  21. Развитие Афинской демократии при Перикле.
  22. Учение Пифагора.
  23. Учение Гераклита Эфесского.
  24. Учение Феогнида Мегарского.
  25. Учение Демокрита.
  26. Старшие софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Алкидамант.
  27. Младшие софисты. Фрасимах, Пол Агригентский, Калликл, Ликофрон.
  28. Учение Сократа.
  29. Личность Платона, его эпоха и философия.
  30. Происхождение государства, его устройство, по диалогу Платона «Государство».
  31. Формы правления по диалогу «Политик».
  32. Особенности диалога «Законы» и историческая обстановка его создания. Образ идеального государства: географическое положение и экономический строй. Эволюция взглядов Платона на экономический строй. Проблема частной собственности.
  33. «Законы»: Ремесло и торговля; положение не граждан: рабы и метеки. Система управления: высшая власть.
  34. «Законы»: суды, военное дело, система уголовного права. Семья, брак и воспитание.
  35. Личность и философия Аристотеля в контексте исторической эпохи.
  36. Аристотель о происхождение государства.
  37. Аристотель: Отношение к рабству и экономическая концепция.
  38. Аристотель: Критика проектов Платона; Гипподама Милетского и Фалея Халкедонского.
  39. Классификация форм правления по Аристотелю.
  40. Учение Эпикура.
  41. Ранние стоики.
  42. Учение Полибия и его историческая концепция.
  43. Политико-правовое учение Цицерона.
  44. Римские стоики: Сенека.
  45. Особенности римского стоицизма. Эпиктет, Марк Аврелий.
  46. Царский период в истории Рима.
  47. Борьба патрициев и плебеев и Законы XII таблиц.
  48. Деятельность братьев Гракхов.
  49. Правовая мысль римских юристов.
  50. Политическая мысль раннего христианства: апостольская церковь.
  51. Политическая мысль раннего христианства: епископальная церковь.
  52. Католическая церковь до Григория VII.
  53. Католическая церковь от Григория VII до реформации, ее теократическая доктрина.
  54. Политическое учение А. Блаженного.
  55. Ранние ереси: монтанисты, арианство, несторианство.
  56. Монофизитство, гностики, пелагианство, донатизм. Ереси в Византии: павликиане, богомилы
  57. Ереси 12-15вв.: арнольдисты, альбигойцы (катары и вальденсы), апостолики.
  58. Ересь Джона Уиклифа и лоллардов.
  59. Гусизм.
  60. Церковные ордена: доминиканцы, францисканцы, тамплиеры, Тевтонский орден, иезуиты.
  61. Создание инквизиции и ее борьба с ересями. Сочинения против ересей: «Молот ведьм», «Бич», «Муравейник».
  62. Ф. Аквинский: Вопросы светской и духовной власти. Государство и формы правления по Аквинскому.
  63. Правовая концепция Ф. Аквинского.
  64. Ислам как религия.
  65. Политическое учение Аль-Фараби: концепция счастья, концепция общества и его разновидности.
  66. Аль-Фараби: концепция города. Государство и образ идеального правителя.
  67. Суннитская и шиитская политико-правовая мысль.
  68. Политическое учение Ибн Сины.
  69. Политическое учение Ибн Рушда
  70. Политическое учение Братьев чистоты.
  71. Политическое учение Ибн Халдуна.

Наши рекомендации